Инструменты регулирования и природопользования.
Рыночная экономика не только не отрицает, но п наоборот, предполагает высокий уровень организации и управления. В России, как и в других странах, организация управления сферой природопользования, базируясь на определенной нормативно-правовой базе, осуществляется специальными государственными природоохранными органами. К анализу их структуры, функций, взаимодействия с предприятиями-прпродопользователями и населением мы и переходим.
Принципиальное значение для организации экологического управления имеет закрепленное в Конституции России положение о том. что вопросы природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72). Далее, в соответствии с действующим в стране федеративным и административно-территориальным устройством для охраны окружающей среды и рационализации природопользования применяется трехуровневая система органов правлении. Она включает в себя федеральный уровень органон власти и управлении, уровень субъектов федерации, а также местным (муниципальный) уровень.
Согласно утверждающимся в стране демократическим подходам, система экологического контроля и управления базируется на таком важнейшем принципе, как разделение властей. На (федеральном уровне представлены псе четыре ветви власти, отвечающие современному демократическому устройству общества, а именно: президентская, законодательная, исполнительная, а также судебная. Сходные принципы демократического управления реализуются и в субъектах Российской Федерации, но с топ лишь разницей, что высшим должностным лицом таковых являются губернаторы, а во входящих в состав РФ республиках - президенты соответствующих республиканских формирований.
Президентская ветвь власти в области охраны окружающей среды и природопользования обладает достаточно широкими полномочиями. В их числе —- выработка исходных принципов общенациональной экологической политики, а также правового обеспечения охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с действующей в России Конституцией Президент не только обладает правом на законодательную инициативу, но и утверждает (или отклоняет) принимаемые депутатами законы, после чего они вступают Сити не вступают) и силу. С учетом переходного для России этапа Президент имеет право на подготовку собственных Указов. Указы Президента РФ, как правило, относятся к наиболее принципиальным вопросам природопользования и охраны окружающей среды (примером таковых может служить Указ Президента РФ от I апреля 1996 г. “О концепции перехода РФ к устойчивому развитию”), либо обеспечивают правовое регулирование тех областей, в которых пока еще не приняты федеральные законы (как, например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. “О федеральных природных ресурсах”).
Значительная часть функций по экологическому регулированию, выполняемых президентской ветвью власти, сосредоточена в Совете Безопасности РФ. В рамках данного Совета образована Межведомственная Комиссия по экологической безопасности, являющаяся его рабочим органом. Эта Комиссия готовит наиболее принципиальные “опросы охраны окружающей среды и природопользования и соответствующие предложения для других ветвей власти, включая исполнительную и законодательную. В их числе — вопросы, связанные с предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, характеризующихся особо тяжелыми экологическими последствиями, в том числе на море и водных бассейнах России, с безопасным размещением радиоактивных отходов. Объектом внимания и рассмотрения Межведомственной Комиссии по экологической безопасности также является обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из .международных конвенций и договоров, в том числе Венской Конвенции по защите озонового слоя и др.
Важным направлением деятельности указанной Комиссии служит подготовка Указов Президента РФ, связанных с обеспечением экологической безопасности и здоровья населения. В состав Комиссии входят представители министерств и ведомств, т.е.органов исполнительной власти, относящихся к охране окружающей среды и безопасному функционированию народного хозяйства, а также видные ученые и специалисты.
Функции Межведомственной Комиссии по экологической безопасности сходны с Функциями Комиссии по качеству окружающей природной среды, созданной еще на заре Экологической эры при Президенте США. Среди таковых — непосредственное участие в. формировании общенациональной экологической политики, анализ информации об условиях и тенденциях изменения экологической обстановки в стране, а также о динамике глобальных экологических процессов, организация комплексных научных исследований, “мягкая” координация деятельности федеральных природоохранных ведомств. Забегая вперед, отметим, что в России в условиях, когда комплексный подход к экологическому контролю и управлению в полной мере еще не обеспечивается, значение координирующих межведомственных функций указанной комиссии особенно существенно.
Законодательная (представительная) ветвь власти представлена в России двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием, который реализует в интересующей нас области следующие функции и полномочия.
Нижняя палата Российского парламента — Государственная Дума ныне имеет в своем составе два специализированных комитета, связанных с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. Эти комитеты непосредственно, как и в целом Государственная Дума, участвуют в подготовке и принятии природоохранного законодательства. Далее проекты законодательных актов рассматриваются Верхней палатой — Советом Федерации и утверждаются Указами Президента РФ.
Значительна роль обеих палат парламента в выработке и обеспечении условий для реализации общенациональной экологической политики, включая охрану здоровья, и политики рационального природопользования. Законодатели участвуют в регулировании природопользования и охраны окружающей среды и посредством включения экологических норм в хозяйственное, уголовное и административное законодательство, в том числе в Гражданский, Уголовный и др. кодексы.
Существенное воздействие на охрану окружающей среды и обеспечение устойчивого природопользования оказывает принимаемый обеими палатами парламента Государственный бюджет. Непосредственное значение при этом имеют структура его доходов и расходов, налоговая база, в том числе экологические и ресурсные налоги, перечень включаемых в состав бюджета федеральных экологических программ, условия и уровень финансирования системы органов власти и управления в области природопользования и охраны окружающей среды др.
Участвуя в законодательном процессе и процессе нормотворчества, депутаты отражают разнообразные предпочтения избирателей в отношении конкретного набора общественных благ, включая экологические. Итогом этой деятельности и является реально реализуемая общенациональная экологическая политика, отражающая баланс интересов различных социальных слоев, общественно-политических и хозяйственных структур, их представления о степени приоритетности общественных проблем, а также подкрепленная соответствующей правовой базой и материально-финансовыми ресурсами.
Исполнительная ветвь власти представлена органами государственного экологического контроля и управления, которые входят в состав Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти, включая органы экологического контроля и управления, утверждается соответствующими Указами Президента РФ.
Деятельность каждого из федеральных органов исполнительной власти определяется специальным Положением, утверждаемым главой Правительства РФ. Так, в 1998 г. были приняты Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и др. В таких Положениях, как правило, определяются: функции и задачи соответствующего федерального органа в определенной области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасного и устойчивого природопользования, порядок его взаимодействия с другими ведомствами, внутренняя (как правило, территориальная) структура.
Для того,, чтобы лучше уяснить состав и полномочия ныне действующей в области охраны окружающей среды и природопользования системы федеральных органов исполнительной власти, приведем небольшую историческую справку.
На первом этапе формирования механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды, т.е. в 70-е и первые две трети 80-х годов, в России (как части бывшего СССР) фактически отсутствовали специализированные органы управления охраной окружающей среды. Что касается использования и воспроизводства природных ресурсов, то управление этими процессами осуществлялось на ведомственной основе путем выделения головных прпродохозяйственных министерств, госинспещий и госкомитетов,
Каждый из этих органов, как правило, был ответствен за охрану, рациональное использование и воспроизводство определенного природного ресурса вне зависимости от конкретного направления его использования. Так, общее руководство и контроль за состоянием всех земельных ресурсов были возложены на тогдашнее Министерство сельского хозяйство. С этой целью в его составе были организованы землеустроительная служба и Главное управление по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству. При этом в непосредственном ведении самого Минсельхоза находилось менее половины земельных ресурсов страны; остальные земли принадлежали лесохозяйственным организациям, составляли земли населенных пунктов, государственный земельный запас и др.
Аналогичный подход применялся при организации контроля за охраной, рациональным использованием и воспроизводством водных ресурсов (головным органом было Министерство водного хозяйства и мелиорации), лесных ресурсов (Госкомитет по лесному хозяйству), рыбных ресурсов (Министерство рыбного хозяйства).
В целях обеспечения межведомственного комплексного подхода к экологическому управлению в 1978 г. был образован Госкомитет по гидрометеорологии и контролю природной среды. Однако задачи этого комитета были весьма ограниченными. В основном они касались охраны и контроля за состоянием воздушного бассейна, а также оценки состояния природной среды в целом, включая климатические изменения.
28. Понятие платы за использование природных ресурсов и её составляющие. В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20).
Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:
— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
· за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности
1. Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.
Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т. е. этот платеж является налогом.
2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.
31. Плата за землю(цель, источники платы, форма платы).Земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плата за землю взимается с целью:
· стимулирования рационального использования земли;
· охраны и освоения новых земель;
· повышения плодородия почвы;
· выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;
· развития инфраструктуры в населенных пунктах;
· формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда РФ. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:
· земельный налог;
· арендная плата;
· нормативная цена земли.
Земельный налог — это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год
Арендная плата — это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.
Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются. За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:
· платежи за пользование недрами;
· плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· акцизы;
· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
· плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.
Платежи за пользование недрами включают:
- платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых;
-платежи за добычу полезных ископаемых;
-за пользование недрами в иных целях.
32 Плата за воду.
Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.
Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. № 661.
В настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:
· платежи за пользование недрами по подземным водам;
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;
· плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.
Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:
· за пользование водными объектами;
· платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;
— сбор за выдачу лицензий на водопользование.
33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
В соответствии с федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:
· лесные подати;
· арендная плата.
Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.
Лесные подати — это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.
Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.
Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).
Плата за ресурсы животного мира. Система пла-тежей за пользование животным миром согласно
Федеральному закону «О животном мире» (1995 г.) включает:
· плату за пользование животным миром;
· штрафы за сверхлимитное и нерациональное
пользование животным миром.
Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.
Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства.
34. Платежи за загрязнение окружающей среды( принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.
два методических подхода к расчету платы:
1. Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных нормативов);
2. Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.
два норматива платы: за предельно допустимый выброс (ПДВ) и за его превышение. Платежи осуществляются за счет прибыли предприятия.
Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ была учтена экологическад специфика регионов.
Суммарная величина платежа за загрязнение
Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:
1. общая масса выбросов (сбросов, отходов);
2. структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде;
3. соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС);
4. структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;
5. уровень использования ресурсосберегающих технологий;
6. проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки;
7. эффективность использования действующего природоохранного законодательства.
С 1992 г. эта система закреплена законодательно. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы их собственности. Плата взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности выброс в атмосферу загрязняющих веществ; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения.
Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района.
35. Источники платы за загрязнение окружающей природной среды. Виды льгот. Размеры платежей.
Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:
— себестоимость продукции — в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов;
— прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.
Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.
виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.
Размеры платежей. Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экономический паспорт предприятия. В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф. В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки. Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий.