Право природопользования. понятие и виды
Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
Субъектамиправа природопользования выступают граждане и юридические лица. Объектами — определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, и имеют потребительскую ценность.
Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования — гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.
Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм.воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Следовательно, право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов.
Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и пр. В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.
Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.
Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
В зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды nриродопользования:
непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.
В зависимости от срока пользования различают бессрочное, долгосрочное, краткосрочное природопользование.
В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды и без изъятия природного ресурса из природной среды.
Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.
Общие основания возникновения права природопользования.
Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.
Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.
Договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров:
лесное законодательство — договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования;
законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;
водное законодательство — договоры водопользования;
земельное законодательство — договор аренды и временного пользования.
Заключаются эти договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.
Основания прекращения права природопользования:
1) отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
2) истечение срока природопользования;
3) смерть гражданина или ликвидация юридического лица;
4) неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
5) использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
6) нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;
7) изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.
Переход права природопользования возможен лишь в порядке правопреемства, в случае смерти гражданина право природопользования переходит к его наследникам; при реорганизации юридического лица — к лицу, к которому переходят права и обязанности данного юридического лица в сфере природопользования.
Условиями перехода являются:
1) использование объекта правопреемниками для собственных нужд;
2) неизменность цели природопользования.
52 вопрос
Правомочия природопользователей по использованию и владению природными объектами воплощаются в конкретных правах и обязанностях, определенных Конституцией Украины, Законом «Об охране окружающей природной среды», кодексами и законами Украины о природных ресурсах, другими нормативными актами, а также документами на право пользования (собственности) соответствующими природными объектами.
Права и обязанности природопользователей можно поделить на общие и специальные. Общие – присущи всем без исключения субъектам природопользования. Специальные же определяются в зависимости от природного объекта, который используется, его природных качеств, специфики, вида природопользования, и присущи лишь определенным субъектам природопользования.
К общим правам, в частности, относятся такие, как право на самостоятельное хозяйствование при использовании природного объекта; на добычу из него полезных свойств и качеств; на получение плодов и доходов от него; на осуществление различных действий в рамках закона с целью получения полезного эффекта от природного объекта; право требовать устранения препятствий в пользовании природным объектом, право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды; право на участие в проведении общественной экологической экспертизы; на подачу в суд исков к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на природный объект, который используется; право требовать возмещения убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями других лиц; право на защиту нарушенного права пользования природным объектом путем подачи иска в судебные органы.
Права природопользователей могут быть ограничены в интересах государства или других природопользователей. Ограничение прав природопользователей, не предусмотренное законом, недопустимо. Экологические права природопользователей обеспечиваются путем установления в законодательстве определенных гарантий.
Главной обязанностью всех природопользователей является рациональное и эффективное использование природных объектов, бережливое отношение к ним в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды. Для этого на природопользователей возложена обязанность выполнять предусмотренные законом определенные экологические требования: применять новейшие технологии; осуществлять мероприятия по предотвращению порчи, загрязнения, истощения природных объектов, отрицательного влияния их деятельности на состояние окружающей природной среды; осуществлять мероприятия по воспроизводству природных объектов; применять биологические, химические и прочие методы улучшения качества природных объектов, которые обеспечивают охрану природной среды и безопасность здоровья населения; сохранять территории и объекты природно-заповедного фонда, которые подлежат особой охране; осуществлять хозяйственную и другую деятельность без нарушения прав других лиц. Общей обязанностью всех природопользователей выступает также соблюдение ими требований экологической безопасности, экологических нормативов и лимитов, внесение сборов за специальное использование природных объектов и штрафов за экологическое правонарушение; компенсация вреда, причиненного загрязнением или иным отрицательным влиянием на окружающую среду. Граждане обязаны выполнять и другие обязанности при использовании природных объектов в соответствии с законодательством Украины.
Специальные права и обязанности присущи каждому виду природопользования с учетом его объектов. Решающая роль здесь принадлежит цели природопользования. Права и обязанности, реализация и исполнение которых обусловливают непосредственное достижение цели данного вида природопользования, являются для него специальными. Они, как правило, устанавливаются соответствующими отраслями экологического законодательства как для предприятий, организаций и учреждений, так и для граждан, то есть без дифференциации на юридические и физические лица.
Более детально права и обязанности конкретных природопользователей рассматриваются в Особенной части.
53.Лицензия и договор на природопользование являются основаниями возникновения права природопользования. Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.
Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования:
участком недр;
объектами животного мира;
права комплексного природопользования.
Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.
Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров:
законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;
водное законодательство — договор пользования водным объектом;
земельное законодательство — договор аренды и временного пользования земельным участком.
Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.
54.Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями — и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.
Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов, и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.
К лимитам на природопользование относятся:
1) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;
2) лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;
3) расчетная лесосека — норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях — по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;
4) лимиты использования объектов животного мира — устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
5) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.