ООО «Издательство АСТ» 16 страница
Но, как всегда, подлинные действия остаются не за самой «лестницей». Всю работу выполняет тот человек, который поднимается по этой «лестнице» — реальная нагрузка ложится на его личность и точки опоры, которые создаются на этом подъеме. «Я» может испытать пиковый опыт более высокого уровня, а затем отступить на ту стадию, которая соответствует его среднему уровню развития. И наоборот, ощущения более высоких уровней могут настолько разрушить структуру личности, что она регрессирует к более ранним точкам опоры, на которых есть какая-то фиксация, подавление или незаконченные дела. Когда эго человека начинает разрушаться на более высоких уровнях, на поверхность выплывают эти проблемы более ранних уровней.
В: Значит, в действительности развитие «я» на трансперсональных стадиях не линейно?
КУ: Нет, это не так. Факт заключается в том, что высшие основные структуры, как и все основные структуры, выстроены в форме лестницы, то есть как концентрические сферы или вложенные холархии уровней, однако это не означает, что рост сознания протекает строго линейно. В процессе развития существует множество спадов, подъемов и спиралей.
Тем не менее средний уровень развития сознания имеет тенденцию организовываться вокруг преобладающей основной структуры. То есть «я» будет отождествлять свой средний уровень с этой структурой; она будет его «домом», его главной точкой опоры, вокруг которой будет располагаться большинство восприятий, моральных норм, намерений, мотиваций, и так далее. Таким образом, если само «я» может испытывать спады и подъемы, его средний уровень будет двигаться через эти высшие основные структуры по постоянно возрастающей средней линии.
В: Разные традиции обычно говорят о различных стадиях.
КУ: Да, и представители традиции это знают. Во всех традициях есть свои стадии роста и развития, им известны особенности каждой стадии; они могут определить продвижение и могут определить регресс. И, как говорили Ауробиндо, Плотин и Да Авабхаса, хотя прохождение через эти стадии действительно можно ускорить, миновать какую-либо стадию невозможно. Пиковый опыт может продвинуть вас вперед, вы переживете сильный сдвиг понимания, но после этого вы должны будете вернуться и найти основание этого опыта. Иначе вы станете, так сказать, «слишком неустойчивым»: вы все время будете двигаться вверх и вверх, не имея под собой основания и какой-то связи с более низкими структурами, с разумом, телом, землей и чувствами.
Точка опоры 7: экстрасенсорный уровень
В: Итак, переходим к первой из этих трансперсональных стадий — экстрасенсорной.
КУ: По моему мнению, экстрасенсорный уровень просто означает стадию перехода от обычной, всем понятной действительности — сенсорно-двигательной, рациональной и экзистенциальной — к подлинно трансперсональным уровням. На экстрасенсорном уровне часто происходят не поддающиеся объяснению паранормальные события, но это не его главная отличительная черта. Определяющей характеристикой, глубинной структурой этого психического уровня является понимание, которое больше не ограничено индивидуальным эго или кентавром.
В: Приведите, пожалуйста, несколько примеров.
КУ: На экстрасенсорном уровне человек может временно раскрыть границы отдельного «я» (эго или кентавра) и обрести единство со всем сенсорно-двигательным миром — так называемый природный мистицизм, или астрально-медиумная область. Вы прогуливаетесь на природе, вы расслаблены, границы вашего сознания расширены, вы смотрите на красивую гору, и бам! — внезапно наблюдатель пропадает, остается только гора, и вы едины с этой горой. Вы не находитесь здесь, глядя на гору, которая там. Есть только гора, и кажется, что она видит сама себя или что вы смотрите на нее изнутри. Гора ближе квам, чем ваша собственная кожа.
Говоря другими словами, нет никакого разделения между субъектом и объектом, между вами и естественным миром, находящимся «там». Внутри и снаружи — эти слова не имеют больше никакого значения. Вы по-прежнему можете совершенно точно сказать, где заканчивается ваше тело и начинается окружающая среда, это не адуализм психотика и не «воскрешение в совершенной форме», характерное для психотического адуализма. Это ваше собственное высшее «я» на стадии точки опоры 7, и его можно назвать Эко-ноэтическим «Я»; некоторые называют его Общей или Мировой Душой. Это фаза отождествления точки опоры 7. Вы — «природный мистик», медиум.
В: Но это похоже на резкий переход: от индивидуального кентавра до единства со всей природой как она есть. Я не вижу здесь постепенного эволюционного развития.
КУ: На самом деле, здесь нет вообще никакого скачка. Я думаю, что многие люди ошибаются в этом, потому что мы говорим о переходе личности от «индивидуального» комплекса разума и тела к «целому миру», и этот переход действительно выглядит довольно резким.
Но все случается совсем не так. Посмотрите, что участвует в этом скачке на самом деле. В космополитичном кентавре сознание уже совершило переход от материальной личности (точка опоры 1) через биологическое измерение (точка опоры 2) к личности, обладающей разумом (точка опоры 3). Это изначальное разумное «я», как и предыдущие две точки опоры, очень эгоцентрично и нарциссично. Но в точке опоры 4 личность меняет эгоцентрическое (или связанное с «я») мировоззрение на социоцентрическое (или связанное с группой). Здесь сознание человека уже преодолевает свои индивидуальные аспекты. Само понимание и сама ваша личность теперь основывается на культурных ролях, коллективных личностях и общих ценностях. Это больше не телесная личность, это ролевая личность.
Таким образом, когда вы говорите: я отец, я мать, я муж, я жена, я инженер, я учитель, у меня есть конкретная цель, — это уже отождествления, вышедшие за уровень тела. Это уже выходит за пределы индивидуального тела и его ощущений, и вы попадаете в пространство интерсубъективных ролей, ценностей и целей. Большинство из того, что вы называете вашим «я», вообще не является эгоцентрическим, это культурные и социальные отождествления. Когда вы ощущаете свое «я», вы на самом деле ощущаете круг интерсубъективных интересов и событий, и вы не существуете только в границах вашей кожи, вы существуете в этом культурном пространстве. Ваша личность децентрирована, трансцендентна и просто связана с телом. Не существуя в этом культурном пространстве, вы не можете даже подумать о том, кто вы есть, и этот круг уже выходит за пределы границ вашей кожи!
На рациональном уровне точки опоры 5 ваша личность еще раз децентрируется или расширяется, преодолевая любые этноцентрические или социоцентрические черты своего мировоззрения, и обретает вместо этого постконвенциональное или космополитическое сознание. Вы начинаете отождествляться с глобальной перспективой. Осознание себя только этноцентричным человеком причиняет вам боль. Вас смущают этноцентричные разговоры. Вы снова децентрируетесь, преодолеваете. Ваша подлинная личность проходит через стадию космополитизма и существует в пространстве глобального понимания, находит свою идентичность в круге всех людей.
Отсюда остается только маленький шаг до фактического опыта вашей подлинной личности, до отождествления не только со всеми людьми, но и со всеми живыми существами. Глобальное, или космополитичное, понимание просто снимает с себя еще один слой одежд, сбрасывает свои антропоцентрические предубеждения и ощущает себя единым со всеми разумными существами. Так у вас возникает ощущение Души Мира.
От космополитизма до Мировой Души, таким образом, всего лишь маленький шаг, если принимать во внимание то, что уже произошло за период развития сознательной личности. Это простое и естественное продолжение эволюционного процесса, отождествление и включение в себя, развитие и преодоление. Каждое новое явление — децентрирование, преодоление, которое обнаруживает, что все большая часть «внешнего» мира является «внутренним», или частью нашего собственного существа.
Однажды утром молекулы проснулись и обнаружили, что атомы стали частью их собственного существа. И клетки также проснулись однажды утром, чтобы понять, что молекулы действительно вошли в них и стали частью их собственного внутреннего мира. Вы также могли бы пробудиться однажды утром и понять, что природа является частью вашего существа, что она буквально находится внутри вас. Вы — не часть природы, природа — часть вас. И именно по этой причине вы относитесь к природе так же, как относитесь к своим легким или своим почкам. Спонтанная экологическая этика исходит из самого вашего сердца, и вы уже никогда не сможете снова смотреть на реку, лист, оленя, малиновку так, как смотрели раньше.
Пока у вас нет такого опыта, это будет казаться очень сверхъестественным и далеким. Вы могли бы спросить об этом астронавтов с «Аполлона».
В: Значит, это действительно естественное движение вперед.
КУ: Да, очень естественное. Как я уже говорил, это выглядит как радикальный разрыв — от кентавра к миру — потому что мы склонны думать об индивидуальном кентавре, будто он связан только с телесным пониманием. Но единственная стадия, на которой сознание действительно связано с телом, — точка опоры 2. Каждая последующая стадия уже довольно далеко выходит за пределы простой физической личности!
Из попыток определить это трансперсональное понимание как однофазный переход от «заключенного в оболочку из кожи эго» к Мировой Душе не вышло ничего, кроме неприятностей. Этот процесс не может быть одноступенчатым, в нем по крайней мере семь шагов! Существует по крайней мере семь точек опоры, семь важных изменений парадигмы, которые приводят вас к осознанию присутствия Души Мира!
Глубинная экология и экофеминизм
В: Представители глубинной экологии уделяют большое внимание этому Эко-ноэтическому «Я» и считают его очень важным.
КУ: Да, и в очень большой степени я являюсь почитателем их работ. Они несут важное для современного мира послание: мы должны понять, что наше «я» может вместить в себя всю природу и относиться к ней с тем же благоговением, с каким мы относимся к собственному существу.
Но именно здесь начинаются неприятности: они берут опыт Эко-ноэтического «Я», Мировой Души, и сводят его к правому нижнему сектору, к «великой сети» — эмпирическому правостороннему холизму, функциональному соответствию, что полностью разрушает левостороннее измерение. Эти теоретики сводят Космос к монологической карте социальной системы, которую они обычно называют Геей, поверхностной карте, которая игнорирует шесть или семь глубоких внутренних трансформаций. Это приводит их к тому, что они даже ставят такую глобальную систему выше всего остального.
Следовательно, верно и противоположное, и благородная интуиция Эко-ноэтического «Я» сводится к «великой сети поверхности». Но это как раз и не является опытом Эко-ноэтического «Я». В опыте природной мистики вы не ощущаете себя узлом в этой сети. Вы ощущаете себя всей сетью. Вы делаете то, чего не делает ни одна сеть — вы избегаете «привязанности» к сети, преодолеваете ее и становитесь единым со всем миром. Вы более не являетесь только узлом, или закрепленным за вами местом.
Поэтому объяснение этого опыта в терминах «сети жизни» — это просто плохой способ его интерпретации. Экомаскулинисты предпочитают понятия теории систем, экофеминисты обычно отказываются от этой теории, так как считают ее слишком маскулинной. Вместо нее они выбирают эко-сентиментализм и понятия об отношениях, но обе эти теории одинаково укоренены в монологической индустриальной парадигме.
И если вы принимаете эту поверхностную парадигму, то вы начинаете считать, что единственный способ изменить мир — это убедить всех остальных людей согласиться с вашей картой, забывая о том, что картографу необходимо пройти еще шесть или семь главных стадий для того, чтобы добраться до состояния, в котором это согласие будет естественным.
В: То же самое верно и относительно мультикультуралистов.
КУ: Да, и мультикультуралисты, и глубинные экологи забывают, что только преодоление может привести вас к этому возвышенному состоянию. Они не только опрометчиво отказываются от преодоления (которое является подлинным путем!), но и разрушают все эти стадии своим представлением об «одношаговой» трансформации: согласитесь с моей картой Геи, и вы будете спасены. И поэтому мультикультуралисты становятся очень нетерпимыми, утверждая, что все потоки сети одинаково важны, но отрицая те потоки, которые с ними не согласны.
Вместо этого мы должны принимать во внимание внутренние измерения — мы должны учитывать не только правосторонние области, но и левосторонние. Мы должны учитывать лингвистический и культурный фон, методы интерпретации, множество стадий эволюции сознания, стадии морального развития и децентрирования, условия истинности для объективного мира, правды и социальной справедливости, холархию степеней глубины, иерархию развивающихся отождествлений личности и методы преодоления. Все эти феномены левостороннего измерения отсутствуют на правосторонней и монологической карте Геи!
И именно по этой причине вы не найдете ни одного достойного обсуждения любого из этих фактов в книгах по глубинной экологии, экофеминизму или экофилософии. Но без этих фактов вы никогда не сможете построить Новый мир, потому что вы не будете знать, как посадить людей в лодку и указать им правильный путь.
В: Значит, опыт Эко-ноэтического «Я» может быть абсолютно подлинным, но затем он объясняется или интерпретируется неадекватно?
КУ: Да, я думаю, что это так. И мы хотим спасти глубокую интуицию Эко-ноэтического «Я» и сообщество всех живых существ, предоставив возможность для более адекватной интерпретации, основанной на всех четырех секторах Космоса и не сводящей все секторы к нижнему правому сектору, или «Гее». Продвижение этой редукционистской карты «новой парадигмы» в качестве главного принципа изменений просто отклоняет внимание людей от левосторонних измерений, в которых и происходит подлинное преобразование.
В: Так смысл ваших слов в том, что необходимо помнить о левостороннем пути!
КУ: Да, именно так. Мы не хотим быть пойманными холистической картой поверхности. Как мы уже видели, холистическая карта поверхности — фундаментальная парадигма Просвещения. Это тонкий редукционизм. Он сводит левую сторону к правой. Он сводит все «я» и «мы» к соответствующим формам «этого»; разрушает все внутренние глубины и преобразует их во внешние пространства; сводит все ценности к функциональной пригодности; редуцирует все транслогические и все диалогические феномены к монологическим.
Теми или иными способами, большинство теоретиков экофилософии полностью связаны с парадигмой Просвещения. Я знаю, что они говорят, будто у них есть радикально новая парадигма, но, на самом деле, ей уже два или три столетия. Она не работала тогда, она не будет работать и теперь. Эти «эко-холистические» подходы в течение нескольких столетий обещали новое преобразование, но они никогда не выполняли своего обещания. Это, наверное, самая длинная прелюдия к трансформации в истории.
Возможно, некоторые из них действительно обладают подлинной интуицией Эко-ноэтического «Я». Но они склонны сводить все к поверхности и говорить об эволюции и экологии в терминах монологической правосторонней концепции. Это не способствует глобальному научному преобразованию, а скорее поощряет возврат к племенной культуре и регрессию фрагментов сознания на более низкие уровни. И поэтому эти подходы часто оказываются вовсе доконвенциональными, что тайно поощряет укрепление эгоцентрического сознания.
Энграмма и основной скелет
В: Я хочу возвратиться к этому, когда мы будем обсуждать поверхность и религию Геи (см. 3 часть). Но мы говорили об Эко-ноэтическом «Я» и вы сказали, что это одна из форм данного психического уровня развития сознания. Каковы же другие?
КУ: Все события экстрасенсорного уровня имеют одну общую черту: одной ногой они находятся в обычном, личном мире, а другой ногой — в трансперсональном мире. Поэтому, насколько бы эти различные экстрасенсорные явления не отличались друг от друга, они действительно обладают определенной общей глубинной структурой: начинающееся преодоление обыденной реальности, преодоление обычных представлений о теле, разуме и культуре.
К событиям экстросенсорного уровня могут быть отнесены некоторые явления, связанные с медитативными состояниями начального уровня; шаманские видения и путешествия; пробуждение энергии Кундалини (и раскрытие целой экстрасенсорной анатомии тонких каналов, энергий и сущностей); поглощающее личность ощущение сверхъестественного; спонтанные духовные пробуждения; переживание глубоких травм прошлого, в том числе родовой травмы; отождествление с различными природными проявлениями — растениями, животными — до отождествления со всей природой (космическое сознание, природная мистика и Мировая Душа).
В: Откуда вы знаете, что эти явления действительно существуют?
КУ: Когда наблюдающее «Я» начинает преодолевать состояние кентавра, появляются более глубокие или более высокие измерения сознания, и на их основе возникает новое мировоззрение, или жизненное пространство. Все пункты в этом списке — объекты, которые могут быть непосредственно восприняты в этом новом экстрасенсорном мире. Они настолько же реальны в экстрасенсорном жизненном пространстве, насколько камни реальны в сенсорно-двигательном мире, а понятия — в жизненном мире сознания.
Если сознание пробуждается или развивается до этого уровня, вы просто начинаете чувствовать эти новые объекты так же легко, как вы воспринимаете песок в сенсорном мире или образы в мире предметного сознания. Они просто даны сознанию, они просто воспринимаются им, и вы не должны тратить время на попытку выяснить, подлинно реальны они или нет.
Конечно, если ваше экстрасенсорное сознание не пробуждено, тогда вы не сможете видеть ничего из этого, так же как камень не может увидеть образы сознания. И вы, вероятно, будете говорить неприятные вещи о тех людях, которые действительно видят их.
В: Значит, экстрасенсорный уровень — просто некое место, жизненное пространство, в пределах которого могут происходить множество различных новых явлений?
КУ: Это верно для любого жизненного пространства. Эти основные структуры сознания, которое я выделяю, от самого низкого до самого высокого уровня, на самом деле, являются только скелетом очень богатой и сложной действительности. И для того, чтобы одеть этот скелет плотью деталей, необходимо провести большую и важную работу как в нижних, так и в более высоких областях.
Возьмите, например, работу Говарда Гарднера о множественности мышления. Ее основная идея в том, что развитие предполагает не какую-то одну способность, а наличие множества относительно независимых способностей (от музыкальных и артистических до математических и спортивных, и так далее), и я считаю, что она вполне справедлива. Мы также можем представить себе глубину этих связанных с развитием способностей. Они будут совпадать с теми самыми основными структурами развития сознания, но это относительно отдельные качества, которые развиваются в соответствии со своей собственной логикой. Ни одна из них не подавляется, и я очень поддерживаю этот подход.
Если вы посмотрите на рисунок 9—1, то вы увидите, что каждая из основных структур имеет свое продолжение в виде кривой линии развития. Поэтому то, что сенсорно-двигательное познание, например, названо уровнем 1, вовсе не означает, что развитие этого уровня останавливается с переходом на уровень 2. Напротив, поскольку сенсорно-двигательное измерение включено в более высокие этапы развития, со временем у человека могут появляться некоторые новые чрезвычайно сложные сенсорно-двигательные способности. Тезис о «психических факторах спортивных состязаний», например, сегодня признан почти всеми. Как на основании документов и исследований показал Майкл Мерфи, многие великие спортсмены и балерины во время демонстрации входят в очень глубокие экстрасенсорные состояния, и это позволяет им совершать почти невероятные действия.
В: Как различные типы личности соответствуют уровням развития сознания?
КУ: Большинство типов личности и характеров могут и действительно встречаются на всех уровнях сознания (кроме самых низших). Самые простые и самые известные типы личности, вероятно, это интроверт и экстраверт. Это не уровни сознания, это типы, которые сохраняются на каждом уровне. Так что вы можете быть, например, на уровне 4 и быть интровертом или экстравертом.
В: А что насчет энграммы?
КУ: Это то же самое. Энграмма делит личности на девять основных типов. Эти девять типов — не уровни сознания. Это типы индивидуальности, которые существуют на всех уровнях сознания. Так что у нас есть девять типов личности на каждом из приблизительно девяти главных уровней сознания — и после этого вы можете начать понимать, как выглядит модель действительно многомерного и полного спектра сознания.
Когда личность начинает расти и развиваться на первых трех точках опоры, она обычно задерживается на одном из девяти типов энграммы, предпочтения в значительной степени зависят от главного защитного механизма эго на тот период, а также от врожденных особенностей человека. Этот тип сохраняется и доминирует над сознанием примерно до точки опоры 7, или до начала трансперсональной стадии, где он начинает преобразовываться в мудрость или во внутреннюю сущность человека.
В: И что же это означает?
КУ: Эта идея основана на одном из центральных тантрических представлений, которое можно найти во многих учениях от суфизма и до буддизма: если вы входите в более низкое или даже травматическое состояние с ясным сознанием, тогда это состояние преобразуется в соответствующую мудрость. Так, если вы с пониманием погружаетесь в страсть, вы найдете в ней сострадание. Если вы с пониманием погружаетесь в гнев, то вы найдете ясность. И так далее. Традиции по-разному понимают эти преобразования, но вы можете увидеть в этих представлениях общий смысл, который, как я думаю, весьма точен. Также и во время развития типы энграмм начинают преобразовываться в соответствующую им сущность или мудрость.
Энграмма не полностью покрывает тонкое измерение и вообще не захватывает причинное. Но она действительно содержит в себе эту начальную трансперсональную мудрость, и поэтому она может быть очень мощным инструментом в хороших руках. Сами энграммы были в значительной степени созданы Оскаром Ишазо. Элен Палмер много работала над ними, а Дон Рисо недавно начал использовать различные типы энграмм вместе со спектром сознания, что я, конечно же, поддерживаю. «Алмазный метод» Хамида Али связан с энеаграммами и суфизмом, но добавляет в это учение свои собственные полезные инструменты и интересные точки зрения.
Непосредственно сейчас энграммы популяризируются в Америке и используются как прототип новой психологической настольной игры «Хочешь найти свое «я»? Выбери число!», хотя этот проект является очень неудачным.
В: Значит, типы и уровни описывают горизонтальное и вертикальное измерения и одинаково важны?
КУ: Да. Для более высоких уровней я мог бы привести пример подхода к шаманизму Роджера Уолша. Уолш принимает основные высшие уровни — экстрасенсорный/тонкий, причинный и недуальный, и он использует их как вертикальный масштаб. Затем он добавляет очень сложный горизонтальный масштаб, анализируя для этого дюжину переменных на каждом из этих уровней, таких как легкость контроля, пробуждения, эмоции или способность концентрироваться. Он, таким образом, выстраивает многомерную сеть для анализа трансперсональных состояний, и эта сеть очень сильно расширяет наше знание в данной области.
Итак, все это были примеры того, как одеть плотью деталей основной скелет, о котором я говорил. И тот факт, что мы сосредотачиваем свое внимание только на развитии этого скелета, не означает, что другие аспекты, о которых сейчас шла речь, не так важны.
Точка опоры 8: тонкий уровень
В: Так как продолжается эта общая эволюция от экстрасенсорного уровня к тонкому?
КУ: Когда мы говорим о «тонком» уровне, мы просто имеем в виду процессы, которые являются более тонкими, чем обычное, бодрствующее массовое сознание. К ним относятся внутренний свет и звуки, архетипы и образы, очень тонкие потоки благословения и познания (шабд, нада), длительные эмоциональные состояния любви и сострадания, а также тонкие патологические состояния, которые можно назвать только космическим ужасом, злом и страхом. Как всегда, так как наше развитие диалектично, этот тонкий уровень — вовсе не рай на тропическом океанском берегу.
Этот общий тип мистики мы называем мистикой божественного, потому что на этом уровне пробуждается наша собственная Архетипическая Форма: союз с Богом или Богиней, единение с сагана Брахманом, состояние савикальпа самадхи, и так далее. Это единение или слияние с Божественным — союз с Богом, как бы он ни назывался, — является началом или фазой отождествления точки опоры 8.
Это уже не только природная мистика, не только союз с естественным миром природы, который буддисты называют Нирманакая, но более глубокое единение с тонкими измерениями Самбхогакаи, внутреннего тела благословения или тела трансформации, которое преодолевает и включает в себя область естественного, но не ограничено ей. Мистика природы уступает место мистике божественного.
В: Действительно ли любой из этих более высоких уровней уже существует во всех людях до своего проявления? Они лежат где-то внутри и ждут возможности проявиться?
КУ: Они существуют, но в не полностью сформированном виде. Глубинные структуры этих более высоких уровней как возможности присутствуют во всех людях, насколько мы можем сказать. Когда эти глубинные возможности развиваются, создаются их действительные поверхностные структуры, они формуются всеми четырьмя секторами. Таким образом, поверхностные структуры создаются и формуются через намерение, поведенческие, культурные, и социальные модели.
Классический пример этого уровня — человек испытывает опыт интенсивного внутреннего света, относящегося к уровню тонких ощущений (возможно, в опыте клинической смерти). Христианин мог бы видеть свет в образе Христа, ангела или святого, буддист мог бы видеть его как самбхогакаю, или тело счастья Будды, последователь Юнга мог бы видеть его как архетипический опыт высшего «Я», и так далее. Как мы уже говорили, любая глубина должна интерпретироваться, и интерпретации не возможны без целого набора второстепенных контекстов, предоставляющих сознанию многие инструменты анализа, без которых интерпретация не возможна. Внутренний индивидуальный фон, культурный фон, а также социальные институты одинаково принимают участие в интерпретации этого опыта глубины. Это неизбежно.
Так что эти высшие структуры не похожи на маленькие сундуки с сокровищами, похороненные в вашей душе и ждущие, что рано или поздно вы их выкопаете. Глубинные структуры даются сразу, а поверхностные структуры — нет, и поэтому «я» необходимо прибегать к помощи интерпретации, которая не может совершаться без различных контекстов. А эти контексты изначально не существуют в вашей душе!
Но если мы откажемся от этой крайности, это не будет означать, что мы совершим противоположную ошибку и впадем в крайний конструктивизм. Изначальная реальность этого тонкого опыта внутреннего света не построена культурой совершенно произвольно, потому что эти опыты происходят во множестве культур во всем мире, и, во многих случаях, когда культурный фон официально отрицает или запрещает подобного рода опыт, он время от времени все равно имеет место.
Итак, тот факт, что этот опыт подвергается интерпретации, вовсе не означает, что он является целиком продуктом культуры. Когда вы наблюдаете восход солнца, вы также подвергаете интерпретации этот опыт, возможно, романтической, возможно, рациональной, но это не означает, что солнце прекратит существовать, если ваша культура исчезнет!
Нет, это онтологически подлинные события. Они действительно существуют. В их основе лежат реальные события. Но эти события не существуют в сенсорно-двигательном жизненном пространстве, они не существуют также и в рациональном мире, они не существуют и в экзистенциальном мире. Поэтому вы не можете найти свидетельств, подтверждающих их, ни в одном из этих жизненных пространств! Они существуют в тонком мире, и подтверждающие их свидетельства можно найти именно там.
Юнг и архетипы
В: Вы говорили, что этот тонкий уровень является уровнем архетипов, но я знаю, что под «архетипом» имеете в виду нечто другое, нежели архетипы Юнга.
КУ: Правильно. Это очень сложная тема, и я не думаю, что у нас есть достаточно времени, чтобы полностью ее изложить. Архетипы Юнга являются основными, коллективно наследуемыми образами или символами, лежащими в основе магических и мифических измерений человеческого понимания. Их ни при каких условиях не следует путать с феноменами экстрасенсорного и тонкого уровней.
В: Что такое юнговский архетип?
КУ: Типичный юнговский архетип — основной наследуемый образ, или форма в душе. Эти основные или изначальные образы представляют собой отражение очень общего, очень типичного опыта, которому люди подвержены повсюду: опыт рождения, материнства, отцовства, тени, мудрого старца, обманщика, эго, анимус и анима (мужское и женское начала), и так далее.
Миллионы миллионов прошлых встреч с этими типичными ситуациями, если можно так выразиться, впечатали эти основные образы в коллективную душу человеческого рода. Вы можете найти эти основные изначальные образы во всем мире, и особенно богатый источник архетипов представляют собой великие мифы со всего мира.