ООО «Издательство АСТ» 12 страница

В: Это подавление.

КУ: Да, в самом общем смысле. В качестве примера мы можем взять уровни морали. Как вы можете видеть на рисунке 9—3, низшие и более ранние стадии морального развития являются эгоцентрическими, самовлюбленными, «ориентированными только на себя». «Я» крайне склонно к импульсивности и гедонизму. Это доконвенциональные стадии Колберга. Средние стадии называются конвенциональными, потому что, как мы только что видели, они обладают высоким уровнем конформизма — являются продуктом соглашения. Более высокие стадии называются постконвенциональными, потому что они начинают выходить за рамки обычной, или конформистской, морали, и вместо этого стремятся к универсальному плюрализму и защите индивидуальных прав. Еще выше них находятся «пост-постконвенциональные», или духовные, стадии, до которых мы уже скоро доберемся.

Таким образом, если по какой-то причине на более ранних стадиях есть какая-то постоянная и серьезная травма, скажем, на доконвенциональной стадии, полученная в течение первых трех или четырех лет жизни, тогда будет происходить следующее.

Так как центр тяжести «я» находится на этой доконвенциональной, импульсивной стадии, то некоторые аспекты этого импульсивного «я» могут отторгаться или остаться на этих стадиях. Если этот разрыв будет очень серьезным, саморазвитие со скрежетом остановится. Но чаще всего «я» будет, хромая, идти дальше, сохраняя в себе этот разрыв. Личность будет продолжать развиваться, «я» будет подниматься на основные ступени и расширять свои возможности понимания, оставаясь, однако, раненым или поврежденным. У него может быть уже много ран, но оно все равно будет продолжать подниматься вверх.

И тем не менее какие-то стороны импульсивного «я» были отколоты и остались внизу. Эти отколотые части не продолжают двигаться вверх, не растут и не развиваются. Скорее они застревают у самого основания лестницы. И у них остается моральное мировоззрение стадии 1, так как в этом примере именно там произошло разделение. Они остаются на моральной стадии 1, даже если остальная часть нашего «я» продолжает расти и развиваться. Так что эти отколотые части остаются совершенно нарциссическими, эгоцентрическими, полностью ушедшими в себя и в целом склонными к импульсивному поведению, основанному на немедленном удовлетворении желаний. Они продолжают интерпретировать мир в пределах тех категорий, которые доступны им на этой примитивной или архаичной стадии развития сознания.

И если большая часть «я» продолжает движение вперед, эта небольшая отколотая часть остается позади и может являться причиной последующих неврозов или даже психозов. Большая часть человека достигает довольно высоких стадий развития, но малая часть «я» по-прежнему исповедует нарциссическое и архаическое мировоззрение, обладает до конвенциональными потребностями, импульсами и моральными установками.

Внутренний конфликт между главной частью, которая уже может быть на моральной стадии 2, 3, 4, и той маленькой частью, которая осталась на первой стадии, может быть поистине разрушительным. Это не внешний конфликт, это гражданская война. Или, говоря другими словами, патология.

И, как вы увидите, одна из наших целей заключается в том, чтобы остановить эту гражданскую войну.

Стадии духовного развития

В: Но разве это означает, что человек должен достичь понимания всех более низких уровней, скажем, с первого по шестой, прежде чем он сможет достичь более высоких духовных стадий развития?

КУ: Люди могут получить духовный опыт, или так называемый пиковый опыт, почти на любой стадии своего роста. Основные структуры сознания, от самых низких до самых высоких — это те возможности, которые заложены в каждом человеке. Поэтому вы можете достигать более высоких измерений в различных условиях. Это могут быть моменты восторга, сексуальной страсти, стресса, сказочных мечтаний; сознания, находящегося под действием психотропных веществ; даже психотические нервные срывы.

Но взгляните на то, что происходит. Скажем, человек находится на стадии морального развития номер три Колберга. И предположим, что у него был интенсивный духовный опыт, созерцание определенных явлений тонкого уровня, сильный внутренний свет. Это может глубоко изменить жизнь человека и открыть ему новые миры, новые измерения, новые способы понимания.

А возможно, это приведет к внутреннему преображению, или новому этапу развития сознания. То есть, если вы протестируете этого человека на его уровень развития морали, вы можете обнаружить, что он, на самом деле, перешел с уровня морали 3 на уровень морали 4. А больше и некуда двигаться! Эти стадии невозможно обойти стороной или пропустить, так же как невозможно перейти сразу от атома к клеткам, минуя молекулы. Так что человек на третьей моральной стадии, имеющий глубокий духовный опыт, может иметь мотивы для перехода на следующую стадию, в данном случае, на стадию 4. Он ни при каких обстоятельствах не может сразу перейти от уровня 3 до уровня 7.

Эти подлинно духовные или трансперсональные стадии развития (стадия 7 Колберга и выше) зависят в своем развитии от всех предыдущих событий на стадиях 6, 5, 4, 3, и так далее. Каждая из этих нижестоящих стадий вносит нечто абсолютно незаменимое, что необходимо для проявления сознания стадии 7, И хотя человек может иметь временный опыт более высоких измерений, сам он все еще должен расти, эволюционировать и развиваться, чтобы постоянно приспосабливаться к этим высшим или более глубоким измерениям.

В: Вы приводите цитату из Ауробиндо: «Духовное развитие повинуется логике последовательного развития; она может сделать новый важный шаг, когда предыдущий важный уровень был достаточно хорошо освоен: хотя через определенные незначительные стадии можно перепрыгнуть во время быстрого подъема, сознание затем должно возвратиться назад, чтобы быть уверенным, что пройденная точка опоры надежна и готова к новому шагу; большая или резкая скорость (развития, что действительно весьма возможно) не устраняет сами шаги или потребность в последовательном преодолении стадий».

КУ: Да. Одна из важных проблем в области трансперсональной психологии заключалась в том, что в самом начале она сосредоточивала свое внимание только на пиковом опыте. У вас было эго, которое было очень плохим, и у вас было что-то, что не было эго, которое было очень хорошим. Часто считалось, что это не принадлежащее к области эго сознание является Богом.

И поэтому у вас в распоряжении была только эта модель преобразования с одним шагом: вы переходите от аналитичного, рационального и докучливого эго прямо к безграничному, свободному и космическому сознанию Бога. Избавившись от эго, вы становитесь Богом. Все, абсолютно все, что не было эго, являлось Богом.

А теперь мы, конечно же, знаем, что многие из не связанных с эго состояний, на самом деле, полная ерунда: это доэгоистические, дорациональные, доличностные кошмары. Таким образом, многие из теорий, рекомендующих вам стремиться к не-эго, в действительности рекомендуют вам регресс, а не развитие. Это обычная ошибка с «до» и «после»: состояние до-эго перепутано с состоянием пост-эго, потому что оба они являются не-эго.

Это наивное представление о полном преобразовании за один шаг сегодня объединилось с мировоззрением поверхности, поэтому «космическое сознание», прихода которого мы все ожидаем, для его последователей означает просто движение от надоевшего всем ньютонового эго по направлению к сети всего живого, новой физике и единому с Геей сознанию. Мы должны стать едиными с поверхностью, получить просветление, и это спасет планету.

Увы, это никогда не было так просто. Мы не можем перейти от желудя сразу к лесу за один квантовый прыжок. Во всяком развитии есть свои стадии, в том числе и в человеческом. Эти основные стадии — я перечислил только девять из них, но это лишь уточняющее обобщение — основаны на огромном количестве эмпирических, феноменологических, интерпретационных, умозрительных культурных представлений. Мы все еще исследуем эти стадии, и по-прежнему есть много вопросов, на которые нужно ответить. Но эта «одношаговая» модель преобразования безнадежно наивна.

Итак, люди могут иметь духовный опыт высших стадий и достигать максимума своего развития, но они все же должны закрепить этот опыт в своей собственной структуре. Они должны расти и развиваться до такого состояния, когда они действительно смогут постичь ту глубину, которую открывает перед ними пиковый опыт. Они должны пройти путь от желудя до дуба, если они собираются стать едиными с лесом.

Религия поверхности

В: Значит, пиковый опыт — это отчасти опыт «просмотра»; можно увидеть лишь проблеск новых измерений, которые человек еще не в состоянии удержать в сознании?

КУ: Да. И есть еще одна проблема, которая, на самом деле, еще более опасна. Лестница может вести выше, чем человек готов на нее подняться. Технически это означает, что познавательное развитие необходимо, но не достаточно для морального развития.

Это, например, означает, и все мы знаем такие случаи, что человек может иметь доступ к пятому уровню рациональности, то есть он может быть невероятно умным и все еще находиться на первой моральной стадии. Таковы очень яркие нацисты. Лестница ведет гораздо выше, и человек, по-прежнему привязанный к более низким стадиям, может с нее просто сорваться (или спуститься по собственному желанию). Одно дело наслаждаться видом более высоких уровней, и совсем другое дело действительно жить там!

И то же самое может случиться с духовными опытами. Люди могут временно получить доступ к некоторым очень высоким ступеням лестницы или кругам понимания, но они отказываются полностью жить на этих уровнях, они, на самом деле, могут даже не захотеть туда подниматься. Их средний уровень будет оставаться еще очень низким, и в результате этого опыта может даже понизиться.

Но если они хотят жить в соответствии со своим духовным опытом, они должны будут расти и развиваться. Они должны будут начать развивать свои способности, расширяться по уровням холархии, действительно жить на более высоких уровнях сознания. Их средний уровень должен будет переместиться по направлению к этим более глубоким или более высоким сферам сознания; простое «идеализирование» этих уровней в теоретической болтовне и религиозных беседах ни к чему положительному не приведет.

Так что вы можете иметь очень мощный пиковый опыт, или сатори. Но потом проходят дни, недели, месяцы, и куда уходит его энергия? Что происходит с этим опытом? Где он теперь? Ваше «я», ваш средний уровень может постигнуть этот опыт только в соответствии с его собственной структурой, его собственными способностями, его текущей стадией развития. Духовный опыт не может позволить вам пропустить какие-то стадии роста и развития, от которого зависит устойчивая духовная реализация. Развитие, как говорил Ауробиндо, может быть ускорено, но его существенные этапы нельзя просто перескочить.

В: Среди исследователей, работающих в рамках «новой парадигмы», существует сильное сопротивление этому понятию стадий.

КУ: Да, это то же самое, что и сопротивление понятию иерархии или холархии. Некоторые из этих возражений являются искренними и имеющими смысл, и мы должны принять их во внимание. Но если вы отрицаете наличие стадий роста и холархию, тогда вы должны объяснить множество тех свидетельств, которые указывают на холархическое развитие, а для того, чтобы опровергнуть эту гипотезу, требуется объяснить, почему исследователи продолжают находить эти холархии во многих не связанных друг с другом культурах. Я еще не видел ни одной успешной попытки сделать это.

Однако отчасти сопротивление этим понятиям ведется из-за менее искренних причин. Многие американцы не считают привлекательной идею стадий и постепенности, потому что мы в Америке не любим гипотезы о наличии степеней глубины. Мы — живое воплощение поверхности. Мысль о том, что кто-то где-то еще мог бы быть более высокоразвит или более глубок, чем я, просто невыносима.

Так что мы предпочитаем «духовность», которая принимает человека любого уровня, независимо от того, насколько мы посредственны, и дает нам процесс «с одним шагом», который доставляет нас прямо Богу, немедленно, как в микроволновой печи. Эго по-прежнему остается плохим, а «Бог» или «Богиня» становится просто новым концептуальным представлением или парадигмой, которую мы можем запомнить и повторять как мантру. Картограф изучает новую карту, и это считается духовным преобразованием. В мире поверхности вам необходим Бог поверхности.

Поэтому многие парадигмы поверхности так «легкомысленны» — они не требуют подлинного преобразования, только изучение этой новой парадигмы «одного шага», своего рода посещение универсального магазина. Вы только повторяете, что вы едины с этой великой сетью, и вы спасены. И вы будете настойчиво отрицать, что есть какие-то более высокие стадии!

В: Я все время сталкиваюсь с этими предубеждениями против холархии. Против нее все настроены очень воинственно.

КУ: В религии поверхности, как и во всех эзотерических религиях, есть Бог и Дьявол. И если вы определяете Бога как нечто плоское и лишенное иерархии, тогда холархия должна стать новым Дьяволом. И, как в большинстве фундаменталистских религий, в ней есть свои Инквизиторы, и это довольно неприятная компания.

Фрейд и Будда

В: Итак, соглашаясь, что эта холархия уровней сознания существует, мы продолжаем говорить о том, что более высокие стадии могут искажаться за счет подавлений на более низких стадиях, то есть о внутренних гражданских войнах.

КУ: Да, я с вами согласен. Если «я» будет подавлять какие-то свои внутренние проявления, то у него останется меньше сил для дальнейшего развития и эволюции. И, рано или поздно, это приведет развитие к остановке.

Я не хотел бы делать такие простые расчеты, но в качестве грубого примера предположим, что наше «я» при рождении имеет 100 единиц способности к совершенствованию. И на раннем этапе развития от него отделилась маленькая капля на моральной стадии номер один, скажем, размером в 10 единиц способности. Оно достигает второй стадии развития с 90 единицами способности.

Итак, от «я» остается уже только 90 процентов, так как 10 процентов его способностей застревают на первой стадии. Это небольшое количество энергии отправляется в основание лестницы, и 10 процентов потенциала используются на то, чтобы заставить весь организм действовать согласно архаичным желаниям, импульсам и интерпретациям.

И дальше все больше, так как рост и развитие продолжаются. Дело в том, что, к тому времени, когда «я» достигает взрослого возраста, оно, возможно, уже потеряло 40 процентов своего потенциала в результате таких расколов и обрело большое количество маленьких, спрятанных глубоко внутри личностей. И эти небольшие фрагменты личности остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были подавлены.

Поэтому внутри вас живет очень много маленьких варваров, бегающих где-то у основания лестницы и требующих, чтобы их покормили, приласкали, обогрели, и они становятся очень противными, если их не покормить. Они начинают кричать и вопить, кусаться и царапаться, и, так как ваше сознание даже не знает, что они там есть, вы интерпретируете это внутреннее волнение как депрессию, навязчивые идеи, беспокойство, иные признаки невроза, что совершенно не правильно.

В: Значит, это также препятствовало бы дальнейшему росту?

КУ: Да, дело в том, что эти разобщенные элементы «я», эти небольшие, спрятанные в глубине личности, которые цепляются за мировоззрения более низких уровней, потребляют определенное количество вашей энергии. В то время как они используют энергию самостоятельно, вы защищаетесь от них, и тратите свою энергию на эту защиту. И довольно скоро вы можете исчерпать всю энергию.

И конечно, весьма вероятно, что это будет мешать более высокому или трансперсональному развитию. Предположим, чтобы достичь экстрасенсорного или тонкого уровня развития сознания, требуется 65 единиц. Если у вас осталось только 60 единиц в запасе, вы не сможете сделать этого. Именно поэтому мы хотим объединить Фрейда и Будду, мы хотим объединить «глубинную психологию» с высшим осознанием.

На самом деле, для этого сейчас в человеческом развитии настал очень благоприятный момент, потому что первый раз в истории у нас есть возможность доступа как к Фрейду, так и к Будде. Важные открытия современного Запада, такие как понятие психодинамического бессознательного, которое нигде до этого не употреблялось, могут быть объединены с мистическими или умозрительными традициями Востока и Запада, и на этой основе может быть создан подход с «полным спектром» рассмотрения реальности.

В: Цель объединения Фрейда и Будды заключается в том, чтобы освободить те 40 единиц вашего сознания, которые попали в ловушку на нижних уровнях развития, и использовать их для того, чтобы достигнуть более высоких уровней?

КУ: Как правило, да. Если вы не будете дружить с Фрейдом, вам будет тяжелее добраться к Будде.

«Глубинная психология», в действительности, это «мелкая» психология, так как она имеет дело с самыми низкими уровнями холархии, но именно по этой причине эти узкие и нарциссические мировоззрения могут наносить такой большой вред.

Смысл в том, что при помощи «глубинной психологии» мы можем повторно войти в контакт с этими холопами нижних уровней и открыть их сознанию, после чего будет высвобожден их энергетический потенциал, они будут освобождены, интегрированы в постоянно продолжающийся процесс развития сознания. «Я» перестанет отдавать свои силы на движение в обратную сторону, к начальным уровням вашего понимания. Освобожденные уровни сознания могут воссоединиться с вашей основной личностью, и после этого ваше «я» будет иметь 70 или 80 единиц своих изначальных возможностей. С этой энергией «я» сможет продолжить свой рост в надличностные области развития.

И если это случится, и трансперсональный рост будет проходить с большой интенсивностью, то в некоторый момент вы обнаружите, что не только поднимаетесь по лестнице, но и спускаетесь с нее. Как сказал бы Мастер Дзэн, вы находитесь наверху стофутового столба, и все же вам нужно сделать еще один шаг. Как вы сможете спуститься со столба высотой в сто футов? Вы делаете еще один шаг, и где же вы окажетесь?

Когда Вы спускаетесь с лестницы, вы движетесь в свободном падении в Пустоте. Внешнее и внутреннее, субъект и объект — все теряет свой смысл. Вы больше не «здесь», наблюдая мир, который «там». Вы не смотрите на Космос, вы и есть Космос. Перед вами Единая Вселенная, яркая и очевидная, сияющая и ясная, в которой нет ни внутреннего, ни внешнего, бесконечный свет великого совершенства, спонтанного опыта. Само Божественное искрится в каждом взгляде и звуке, и вы просто являетесь им. Солнце сияет не над вами, а внутри вас, галактики рождаются и умирают, и все это внутри вашего сердца. Время и пространство являются не более чем мерцающими образами на фоне сияющей Пустоты, и вся Вселенная теряет свой вес. Вы можете проглотить Млечный путь одним большим глотком, взять Гею в свою ладонь и благословить ее, и все это будет самой обычной вещью в мире, так что вы об этом даже не задумаетесь.

Глава 10

На пути к глобальному: часть 1

В: Мы много слышим о «глобальной перспективе», или «глобальном сознании». Большинство подходов в рамках «новой парадигмы» подчеркивают, что мы сегодня живем в планетарной сети, и нам необходима глобальная системная карта, на которой мы могли бы видеть эту глобальную территорию.

КУ: Единая карта глобального пространства — это одно, а картограф, способный начертать такую карту, — совсем другое. Глобальная перспектива не является врожденной; младенец не рождается с ней; у человекообразных обезьян ее также не было. Глобальная перспектива — это редкая, элитная, необычная точка зрения очень большой глубины, и существует относительно немного людей, которые действительно имеют доступ к этой глубине (чем больше глубина, тем меньше пространство). Поэтому именно через понимание развития и появление глобального сознания мы можем в действительности начать мыслить в соответствии с «новой парадигмой», если именно это является целью.

Но в этой глобальной системной карте не написано абсолютно ничего о том, как идет внутреннее развитие у самого картографа. Но это, безусловно, и есть самая важная проблема. Поэтому, когда теоретики «новой парадигмы» выдвигают свою глобальную системную карту, она может только показать, как человек должен развиваться до такого состояния, в котором он уже сможет обладать глобальным сознанием. Подлинные духовные или трансперсональные состояния появляются как раз внутри этой глобальной перспективы, когда Дух начинает познавать свое собственное глобальное измерение.

В: Я как раз хочу об этом поговорить. Мы обсуждали это в абстрактных терминах: лестница, человек, представление. Но я хотел бы рассмотреть конкретные примеры этого развития по направлению к глобальному измерению. Давайте поднимемся на самый верх лестницы! Начнем с начала.

Первичная матрица

КУ: Давайте на некоторое время считать рождение началом. Младенец при рождении является в основном сенсорно-двигательным организмом, холоном, в структуре которого есть клетки, молекулы, атомы, и эти подхолоны он уже превзошел и включил в себя.

Но младенец не обладает языком, логикой или способностью рассказывать; он еще не понимает историческое время и не может ориентироваться во внутреннем психологическом пространстве. Он в основном отождествляет себя с сенсорно-физическим измерением, или стадией номер один на рисунке 9—1.

«Я» может ориентироваться, главным образом, только в самом низком и самом основном измерении из всех, материальном и сенсорно-двигательном. Фактически, личность в значительной степени отождествляется с сенсорно-двигательным миром, настолько, что она еще не может провести различия между внутренним и внешним. Физическое «я» и физический мир сплавлены воедино, они еще не дифференцированы.

Это раннее состояние часто называют «первичной матрицей», потому что это изначальная матрица, которая будет подвергаться осмыслению в ходе последующего развития. О ней также говорят как о первичном аутизме, изначальном нарциссизме, океанической, протоплазменной стадии, отсутствии дуализма, неразделенности, и так далее.

Мы видели, что каждая точка опоры имеет форму последовательного процесса из трех стадий: «я» сначала отождествляется с этой ступенью, затем оно дистанцируется от нее и превосходит этот уровень, а потом включает его в свой внутренний мир. И эта первичная матрица — просто фаза 1 первой точки-опоры — «я» находится в сплавленном состоянии с сенсорно-двигательным миром, как внутренним, так и внешним.

В: Это первичное состояние неразделимости лишено дуальности субъекта и объекта?

КУ: Оно находится даже ниже этой дуальности. Многие романтики любят видеть в этом первичном состоянии своего рода прообраз космического сознания, мистического единства с миром, отсутствия противоположностей, и так далее. Но это первичное состояние сплавленности не преодолевает противоречие между субъектом и объектом; оно просто не может провести различие между ними. Это первичный нарциссизм, в котором физический мир поглощается аутичным сознанием, весь младенец — это рот, весь мир — пища. Эти отношения целиком физические.

В этом состоянии еще нет ничего духовного. Личность не может исполнять какую-то социальную роль; она заперта в своей собственной эгоцентрической оболочке и испытывает недостаток в интерсубъективной любви и сострадании. Поскольку она не может провести различие между физическим внутренним и физическим внешним миром, это состояние довольно «широкое», но крайне неглубокое. Таким образом, это состояние не более свободное, а менее свободное, чем последующие. Это самое неглубокое и самое тесное сознание, которое вы только можете себе представить!

И, наконец, это первичное состояние не может принимать на себя другие роли. Таким образом, у «я» нет познавательных способностей, позволяющих ему увидеть мир глазами других и занять на время их позицию — оно воспринимает только непосредственные впечатления из сенсорно-двигательного измерения, глубоко нарциссичного. Поэтому «я» на этой стадии не способно на подлинную любовь, оно не может действительно любить кого-то, пока оно не способно понять точку зрения другого человека и, возможно, даже поставить ее выше своей собственной. Так что здесь нет никакого сострадания, никакой подлинной любви, никакой терпимости, благожелательности или альтруизма.

Поэтому во многих и многих вопросах это состояние первичного сплава — полная противоположность подлинного духовного понимания, сострадания и любви. И все же некоторые ученые все еще полностью захвачены этим состоянием тотальной самовлюбленности, нехватки любви и сострадания и считают его своим идеалом. Я полагаю, что они видят в этом интенсивном нарциссизме нечто, что совпадает с их собственными желаниями; это характерная черта нашего времени.

Родовая травма

В: Что вы можете сказать насчет предшествующего внутриматочного состояния? Вы включаете его в вашу модель?

КУ: Свидетельства по поводу внутриматочного развития и родовой травмы очень противоречивы. Но я тем не менее считаю, что часть из них справедлива, поэтому я называю эти еще более ранние события точкой опоры ноль.

Как и все точки опоры, у нее также есть основная трехшаговая структура: начальное единство с маткой, затем болезненный процесс отделения (на самом деле, это и называется родовой травмой), потом идет период интеграции холона в качестве отдельного (постутробного) организма. В этой точке младенец выходит на первую ступень — «точку опоры номер один», он теперь отождествляет себя физическим миром, находящимся вокруг него.

Станислав Гроф очень много писал про эти подфазы процесса рождения, которые он называет основными перинатальными матрицами. Проведенные им исследования помогают прийти к выводу, что травма, полученная на любой из этих подфаз, может привести впоследствии к патологическому комплексу. И, наоборот, во время сильного стресса, при определенном типе дыхания (так называемом холотропном) или под воздействием определенных наркотиков «я» может вернуться к этой точке опоры и вновь переживать ее различные подфазы и травмы, что может облегчить состояние человека. Исследования Грофа очень интересны и познавательны, и если вы интересуетесь этими проблемами, я рекомендую вам их прочитать.

Ложное «я»

В: Значит, полученная в процессе рождения травма могла сформировать патологический комплекс, который будет влиять на все последующее развитие?

КУ: Да, но это только один пример более общей закономерности, которая заключается в том, что травма, полученная на любой из точек опоры, может сформировать патологический комплекс, который будет «заражать» все последующее развитие. Как; мы уже говорили, «я» может сделать неудачный шаг на любой из этих примерно девяти точек опоры, и тип полученной в итоге патологии зависит от ступени, на которой произошел несчастный случай.

В: Как это?

КУ: Когда «я» подходит к новой ступени развития сознания, на каждой ступени оно встречается с процессом, состоящим из трех подфаз. И что-то может пойти не так, как надо, на любой из этих подфаз: на этапе отождествления, дифференцирования или интеграции. «Я» может зациклиться на стадии отождествления, в итоге мы имеем фиксацию, проблему одной из подфаз. Или же «я» может потерпеть неудачу в различении, на этапе 2 точки опоры, оно может оказаться не в состоянии четко и ясно отличать уровни, и поэтому не суметь установить стабильную границу уровней. «Я» может также потерпеть неудачу в интеграции, или на третьем этапе точки опоры, и оно не сможет включить в себя предыдущий уровень, а будет отчуждать, отделять и подавлять его. Оно не будет преодолевать и включать, оно будет отделять и подавлять.

Если этот несчастный случай произошел, если мы имеем «дефект подфазы» на любом уровне, тогда патология создает повреждение в сознании, которое будет затем искажать все последующее развитие человека. Как крупица песка, которая попадает в формирующуюся жемчужину, это дефект нарушает порядок всех последующих слоев, деформирует и искажает их.

В: На пути развития «я» потеряло руку или ногу.

КУ: Да, теперь в подсознании есть какие-то вещи, которые оно не допускает в сознание или не признает. «Я» начинает скрывать их от себя. Другими словами, оно начинает лгать себе. Система ложного «я» начинает доминировать над «я» реальным, которое существует в сознании в любой момент времени, но теперь оно отрицается, искажается или подавляется. Подавление в основном заключается в сокрытии того, что на самом деле находится в сознании.

В любом случае у человека формируется личное бессознательное. И это бессознательное частично является местом, в котором сосредоточена ложь. Как мы до этого говорили, некоторые части сознания отколоты — «небольшие капли», маленькие «я», маленькие субъекты заключены в темную подкорку. Эти небольшие капли остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были отколоты и подверглись отчуждению. Они продолжают отождествляться с тем уровнем, на котором они подавлялись.

Поэтому некоторые ваши возможности, которые теперь отделены от вас, начинают съедать вашу энергию и ваше внимание. Так возникает утечка и одновременно препятствие для дальнейшего роста и развития. Это тяжесть прошлого, которое должно было быть прожито сознательно. Но вместо этого оно оказывается упрятанным в подсознание, защищенным ложью, и оно начинает терроризировать сознание.

Наши рекомендации