ООО «Издательство АСТ» 14 страница
Парадигмальный сдвиг
В: Изменение во взглядах.
КУ: Это полное изменение мировоззрения, изменение парадигмы, если вам так больше нравится, и, как и в случае трех предыдущих ступеней или трех предыдущих изменений парадигмы, оно предполагает глубокое изменение идентичности человека, его совести, морали, потребностей, и это лишь немногое. Эти изменения во взглядах перечислены на рисунке 9—3.
В: Так значит, каждая из девяти стадий развития сознания фактически представляет собой изменение парадигмы?
КУ: В широком смысле да. Следовательно, типичный взрослый человек в нашей культуре уже пережил приблизительно пять или шесть основных изменений парадигмы, изменений мировоззрения: от архаичного, магического, мифического до рационального и экзистенциального. Вы и я уже прошли через эти революции в сознании, и хотя мы можем не помнить деталей этих событий, сторонние наблюдатели сообщили бы нам о психологических землетрясениях.
Мы имеем склонность вычеркивать эти землетрясения из сознания. Существует очень много забавных историй об этом. Если вы соберете детей, находящихся на дооперациональной стадии, прямо на их глазах перельете воду из низкого стакана в высокий стакан и спросите их, в каком стакане больше воды, то они совершенно точно скажут вам, что в высоком стакане воды больше. И это даже при том, что они видели, как вы перелили то же самое количество воды из одного стакана в другой. Они не могут «сохранить представление об объеме». Определенные «очевидные» вещи, которые мы видим, они не видят и не могут видеть — они живут в другом жизненном пространстве. Независимо от того, сколько раз вы перельете то же самое количество воды из одного стакана в другой, они будут настаивать, что в высоком стакане воды больше. Это так для «чистого» и «неискаженного» восприятия детей.
Если несколько лет спустя, после того, как у них уже появилось конкретно-операциональное сознание, вы повторите этот эксперимент, дети всегда будут говорить, что в обоих стаканах одно и то же количество воды. Они могут сохранять представление об объеме в сознании, и переливание воды их не запутает. У них есть внутреннее правило, которое выполняет этот процесс автоматически (конкретно-операциональное правило). И если вы покажете им видеозапись их более раннего периода, когда они говорили, что в высоком стакане больше воды, то они будут отрицать, что это были они! Они решат, что вы изменили эту запись. Они просто не могут вообразить, что кто-то может быть настолько глупым, чтобы думать, что в высоком стакане больше воды.
Итак, их парадигма полностью изменилась, и ничего подобного уже не осталось в их понимании. «Я» теперь будет по-иному толковать каждый отдельный слуг чай своей жизненной истории с точки зрения нового мировоззрения. Оно полностью перепишет свою историю с позиции новой и более высокой парадигмы.
Поэтому они, как и все мы, ретроспективно перечитываем более ранние события нашей жизни с этой новой точки зрения, и мы склонны думать, что этой точки зрения мы придерживались с самого начала. Когда мы думаем о себе в возрасте 4 или 5 лет, думаем о наших родителях, родственниках и друзьях, мы представляем себе, что они думали о нас, как они относились к определенным вещам, что приходило им на ум. Но, на самом деле, мы не могли делать ничего подобного в то время! Мы в том возрасте не могли принять на себя роль другого. Поэтому мы автоматически (и бессознательно) «перечитываем» всю нашу жизнь с перспективы недавно появившегося мировоззрения и представляем себе, что все это существовало с самого начала!
Само собой разумеется, это полностью искажает действительно происходившее в более ранние периоды. Память — это последнее, на что вы можете опираться при рассказе о вашем детстве. И это приводит к всевозможным проблемам. Романтики воображают, что детство — это замечательное время, когда вы видели мир точно таким же, как теперь, только он казался вам удивительно доброжелательным и непосредственным, миром радости и свободы. Архаичное мировоззрение лишено дуализма и представляет собой райское состояние, магическое — это полный волшебства мир чудес, мифическое предоставляет человеку широкие духовные возможности, и, черт возьми, все это так изумительно и свободно. Тогда как они, романтики, которые обладают доступом к более высокому уровню мировоззрения, основанному на рефлексивном понимании, просто читают историю задом наперед, и если бы они могли бы действительно видеть этот период (например, на видеозаписи), они начали бы отрицать, что это вообще реально!
Сатанинское насилие и НЛО
В: Так можно ли как-то возвратить воспоминания детства?
КУ: Впечатления различных событий детства, конечно, присутствуют в сознании как своего рода последствия травм души. И эти впечатления сохраняют мировоззрение того уровня, которым обладал человек, когда они были получены, обычно архаичное или магическое.
Но когда эти впечатления вспоминаются взрослыми людьми, они интерпретируются полностью в терминах более высокого уровня мировоззрения, которым они теперь обладают. Всевозможные нынешние заботы могут быть сведены к этим изначальным впечатлениям, поэтому кажется, что эти заботы окружали нас с самого начала. Все выглядит совсем не так, будто вы даете иное толкование этим ранним впечатлениям, потому что это делается подсознательно или бессознательно, и поэтому вы видите только доступный сознанию результат этой обширной работы пересмотра.
В определенных интенсивных состояниях регрессии — при использовании психотерапии, некоторых практиках медитации, под воздействием гипноза или определенных наркотиков, при каких-то интенсивных усилиях — можно получить доступ к этим изначальным впечатлениям (при этом более высокая парадигма временно отходит в сторону). Но даже в этом случае через несколько минут более высокий уровень мировоззрения вновь начинает господствовать, и тогда люди начинают «перечитывать» эти впечатления. И мы должны быть очень осторожны относительно этого.
В: Сатанинское ритуальное насилие над детьми?
КУ: Да, это один из примеров. Не важно, что ФБР не нашло ни одного свидетельства ритуальных убийств детей. Эти люди искренне полагают, что такое случилось с ними. Они не чувствуют, что они сами это выдумывают. Эти впечатления могут быть очень яркими, очень похожими на реальность. Эти люди легко пройдут испытание на детекторе лжи, потому что это переделывание воспоминаний произошло бессознательно.
Сансара — очень жестокое место. Сансару можно метафорически описать как царство ритуального насилия. В основе своей это механизм террора. И люди должны справиться с этим кошмаром. Один из самых простых путей состоит в том, чтобы сказать себе, что это ритуальное насилие имеет место в вашей личной истории. Поэтому вы начинаете искать в вашем детстве «воспоминания» и в конечном счете с небольшой помощью дружески настроенного психотерапевта, оказываетесь абсолютно уверены: вы видели маму с ножом мясника. Изначальное впечатление, вероятно, передано достаточно верно: у мамы был нож, она разрезала индейку на день Благодарения, и это впечатление совершенно реально. Но оно было бессознательно переделано, и теперь вы представляете себя индейкой. А иногда вам самим хочется взяться за нож, и вы с легкостью находите оправдание своему желанию.
В: Похищения пришельцами? Похищения НЛО? Все эти истории имеют очень похожую структуру. Те же самые события продолжают происходить вновь и вновь. Похищение, медицинские эксперименты, анализ кала и сбор спермы, возвращение на землю, часто с посланием для человечества. И это действительно меняет жизнь этих людей.
КУ: Я думаю, что изначальные впечатления могли бы относиться к точке опоры 2, точке опоры 1 или даже точке опоры 0. Но они очень сильно изменены бессознательным. Возможно, даже оказываются затронутыми некоторые архетипы Юнга — Юнг полагал, что НЛО были спроектированными архетипами. НЛО и анальный осмотр: здесь Фрейд встречается с Юнгом.
Многие люди искренне верят во все это. Возможно, в эти впечатления был внесен даже какой-то более высокий духовный опыт. Но сами впечатления сохраняют черты очень эгоистического мировоззрения. Представьте себе: человечество входит в новую фазу развития под руководством нового инопланетного интеллекта. И из всех людей во всем мире именно вы выбраны для передачи этого сообщения. Пришельцы собирают вашу сперму или яйцеклетки, потому что они планируют с помощью этого материала создать новую расу. И вы должны стать отцом или матерью этой новой расы. Для этого требуется приход нового Спасителя или новое непорочное зачатие.
Вы не можете стать еще более нарциссичным или эгоцентричным, чем в данном случае. По-моему, были пробуждены некоторые очень глубокие феномены точки опоры 2 (или более ранней стадии), а затем они слились с современными «данными» о спасении планеты. Намерение заслуживает уважения, но оно не может скрыть проявления изначальной идеи во всех этих фантазиях: вы — центр нового мира, отец или мать новой и более высокоразвитой расы.
Итак, изначальное и достаточно реальное впечатление переделывается с учетом взрослого опыта, после чего оно приобретает некоторые черты подлинности и даже пугающую живость. В сознании сохраняются существенные характеристики мировоззрения точки опоры 2 (или более ранней стадии), а именно, ее интенсивный нарциссизм, но только переработанный, часто при помощи доброжелательного, стремящегося вам помочь психотерапевта, в мощную парадигму спасения мира с вашим участием.
В: Разве здесь нет никаких духовных компонентов?
КУ: Мы пока не говорили ни об одной из более высоких стадий развития, но всегда возможно, что некоторые подлинно духовные измерения будут временно «доступны» в пиковом опыте, а затем будут переведены в термины, соответствующие фиксации в точке опоры 2. Так они будут вписаны в парадигму «спасения мира», придуманную субъектом, часто совместно с психотерапевтом. И в ней все будет представляться абсолютно реальным и бесспорным. Как мы уже говорили, эти люди могут пройти тест на детекторе лжи, потому что они совершенно искренни в своих заблуждениях. Они не смогли определить ложь, глубинное искажение реальности, которое преобразует впечатления в факты.
Врачи, которые проводили исследования этих явлений, могли действительно стать первыми наблюдателями этих новых форм истерических синдромов, появляющихся как признак нашего неспокойного времени. Некоторые из них позволили живости впечатлений убедить себя в том, что они имели дело с фактами. По крайней мере, они способствовали распространению этой массовой истерии, и это, по понятным причинам, бросило тень на всю профессию и дало повод для горьких взаимных обвинений.
Я подозреваю, что ритуальное сатанинское насилие над детьми и похищение людей НЛО — примеры того, что случается с недостоверными фактами в культуре, которая отрицает духовную реальность, это потери на пути к глобальному сознанию, души, выброшенные на берег острова неискренности, невежества и лжи.
Глава 11
На пути к глобальному: часть 2
В: Мы обсуждали внутренние преобразования, которые происходят «на пути к глобальному», и проблемы, которые могут помешать появлению глобального сознания.
КУ: Да, и мы достигли пункта, в котором происходит изменение парадигмы от доконвенциональных к конвенциональным способам понимания — от точки опоры 3 к точке опоры 4, и характерной чертой этого сдвига является способность принимать на себя роль другого. И в этой эволюции мы видим постоянное уменьшение доли эгоцентризма. Общее направление развития людей, телос человеческого развития, заключается в движении к все менее и менее эгоцентрическим состояниям.
Архиважной битвой во Вселенной всегда была борьба развития против эгоцентризма. Движущая сила эволюции, направленная на увеличение глубины, есть та же самая сила, которая стремится преодолеть эгоцентризм, найти более широкие и глубокие единства, создать более мощные союзы. Молекула преодолевает эгоцентризм атома. Клетка преодолевает эгоцентризм молекулы. И никогда эта тенденция не была более очевидной, чем в человеческом развитии.
Развитие против эгоцентризма
В: Значит, развитие заключается в непрерывном уменьшении эгоцентризма?
КУ: Да, в непрерывном децентрировании. Говард Гарднер дает прекрасный обзор исследований в этой области, и я хочу прочитать вам короткую цитату из его работы.
Он начинает с указания на тот факт, что развитие вообще отмечено «снижением эгоцентризма». Он пишет: «Маленький ребенок полностью эгоцентричен, это не означает, что он эгоистично думает только о себе, наоборот, что он совершенно не способен к размышлениям. Эгоцентричный ребенок не способен отделить себя от остальной части мира; он не отделяет себя от других или от объектов мира. Таким образом, он чувствует, что другие разделяют его боль или его удовольствие, что его бормотание будет всегда понятно, что его точку зрения разделяют все люди, что даже животные и растения являются его собеседниками. Во время игры в прятки он «спрячется» для всех людей, потому что его эгоцентризм не дает ему возможности признать, что другие знают о его местоположении. Все развитие человека можно рассмотреть как постоянное уменьшение доли эгоцентризма в сознании...»
В: Так нарциссизм или эгоцентризм наиболее ярко выражены в точке опоры 1, а затем его доля постоянно уменьшается?
КУ: Да, точно. Поскольку разделение — самая первая способность сознания, самовлюбленность — его самое худшее качество! Этот эгоцентризм уменьшается, когда личность младенца переходит от физиоцентрической стадии к биоцентрической, то есть от точки опоры 1 к точке опоры 2. Ребенок уже не рассматривает физический мир как продолжение себя, потому что физическое «я» и физический мир теперь разделены.
Но эмоциональное «я» и эмоциональный мир еще не разделены, и поэтому весь его эмоциональный мир для него является продолжением «я»: эмоциональный нарциссизм переживает пик своего развития. Биоцентрическое или экологическое «я» точки опоры 2 все еще является, таким образом, глубоко эгоцентрическим. Что чувствует ребенок, то чувствует и мир.
Этот нарциссизм уменьшается еще раз с появлением концептуального «я» (точка опоры 3). Личность все еще не может брать на себя роль другого, поэтому «я» по-прежнему в значительной степени нарциссично, доконвенционально и эгоцентрично.
Я иногда говорю об этом затухающем нарциссизме как о переходе от физиоцентрической к биоцентрической, а затем и к эгоцентрической стадии, понимая при этом, что все три стадии являются эгоцентрическими в общем смысле, но доля нарциссизма все меньше и меньше. И все же эгоцентрическая перспектива подвергается еще одному радикальному изменению с появлением способности принимать на себя роль другого. И в этой точке эгоцентрическая стадия сменяется социоцентрической.
Точка опоры 4 (продолжение): Социальные описания жизни
В: Другими словами, точка опоры 4.
КУ: Да. На данном этапе для меня становится крайне важным не то, насколько я соответствую своим импульсам, а то, насколько я соответствую своей роли или ролям, своей группе, группе друзей-одногодок, или, в более широком масштабе, как я соответствую законам и нормам поведения своего государства, своего народа. Я теперь могу брать на себя роль другого, и то, как я соответствую этой роли, является крайне важным. Я еще раз подвергся децентрации, снова преодолел очередной уровень и обладаю пониманием того, что мое эго — не единственное эго во Вселенной.
Эта социоцентрическая позиция является важным преобразованием, или парадигмальным сдвигом, предыдущих ярко выраженных эгоцентрических позиций первых трех точек опоры. Но обратите внимание: в точке опоры 4 забота и участие расширяются от масштабов «я» до группы — но не далее! Если вы принадлежите моей группе, то есть моему племени, моей мифологии, моей идеологии, тогда вы также «спасены». Но если вы принадлежите другой культуре, другой группе, другой мифологии, поклоняетесь другому богу, тогда вы прокляты.
Такая позиция, ставящая общество в круг основных приоритетов, все еще очень этноцентрична: забота и участие ограничены рамками моей культуры и моей группы, и за их пределы не распространяются.
Поэтому я называю эту конвенциональную или социоцентрическую позицию термином мифическая принадлежность. Мировоззрение точки опоры 4 все еще является мифологическим, и, следовательно, забота и участие распространяются только на людей, принадлежащих к той же самой мифологии, той же самой идеологии, той же самой расе, той же самой вере, той же самой культуре — но не далее. Если вы участник моего мифа, то вы — мой брат, моя сестра. В противном случае вы можете убираться к черту.
Другими словами, я могу децентрироваться от моего эго к моей группе, но я не могу выйти за пределы своей группы. Моя группа — единственная группа во Вселенной. Я еще не могу перейти от социоцентрической и этноцентрической позиции к подлинно космополитичной, универсальной или глобальной точке зрения — к децентрированной, универсальной, плюралистической позиции. Но шаг за шагом я продвигаюсь в этом направлении! Я нахожусь на пути к глобальному, и каждая стадия этого путешествия отмечена уменьшением эгоцентризма и нарциссизма, преодолением более мелочного и раскрытием глубины. Децентрирование, преодоление, уменьшение эгоцентризма — так много слов для одного И того же явления, одного и того же телоса развития.
Постконвенциональная, глобальная или космополитичная позиция — это уже следующая точка опоры, точка опоры 5.
В: Хорошо, тогда давайте сначала покончим с точкой опоры 4. Личность осуществляет переход с эгоцентрического на социоцентрический уровень.
КУ: Давайте. «Я» больше не полагается только или прежде всего на свое тело и свои непосредственные импульсы. Оно входит в мир ролей и правил. «Я» получает доступ к всевозможным сценариям, или изученным ролям и правилам, которые оно должно играть на сцене жизни.
Большинство этих сценариев полезны и совершенно необходимы: это те средства, посредством которых вы выходите за пределы собственного внутреннего мира и попадаете в круг интерсубъективной культуры, круг заботы и участия, связи и ответственности. Вы видите мир глазами другого человека и получаете доступ к более широкому сознанию, которое выходит за границы индивидуального внутреннего мира.
Но некоторые из этих сценариев искажены, ложны или неадекватны, и мы называем это сценарием «патологии». У каждого человека имеется множество этих ложных и искаженных социальных ролей, масок и мифов: «я ужасный человек, я бесполезен, я никогда не могу сделать ничего правильно». Все это искаженные сценарии и роли, которые оказывают пагубное и вредное влияние на человека.
Проще говоря, это ложь. Эти ложные сценарии — просто форма лжи на данном уровне, и ложное «я» живет этой социальной ложью. Они никак не связаны с самим «я», каким оно могло бы быть в мире культуры, они не связаны со всеми положительными ролями, которые «я» могло бы принять в игре, если бы оно не продолжало говорить себе, что оно чего-то не может.
В: Именно с этим и стремятся работать когнитивные терапевты.
КУ: Да, а также семейная терапия, групповой психоанализ и яркая новая школа транзактной терапии, и это лишь немногие. Это не только возвращение назад в прошлое и попытка вскрытия каких-то похороненных эмоций или импульсов. Это скорее попытка прямого нападения на эти ложные и искаженные сценарии и правила игры. Эти сценарии просто не верны, они не основаны на существующих свидетельствах — это ложь и мифы. Они связаны с мифическим мировоззрением, которое не будет открывать себя рациональному рассудку.
Например, Арон Бек, пионер в области когнитивной терапии, обнаружил, что в большинстве случаев депрессии, люди верят в некоторые ложные сценарии, они создают для себя неправильные установки и руководствуются ими в своем поведении. Когда у нас депрессия, мы рассуждаем совершенно неправильным способом. «Если один человек не любит меня, это означает, что никто не будет меня любить. Если я потерплю неудачу в этом конкретном деле, это означает, что я буду терпеть неудачи во всем. Если я не получу эту работу, моя жизнь закончена. Если она не будет любить меня, то никто больше не будет меня любить». И так далее.
Теперь предположим, что эти ложные сценарии берут начало в более ранней точке опоры, возможно, в точке опоры 3 или точке опоры 2, может быть, и раньше. Психоаналитик, сторонник «раскрывающих методов» может вернуть вас назад к этим более ранним травмам, чтобы узнать, почему человек создает эти мифы и ложные установки.
Но специалист по когнитивной терапии будет просто атаковать эти мифы в настоящем времени. Человека попросят проконтролировать свой внутренний диалог и найти эти мифы, а затем открыть их для разума и внимания. «Хорошо, если я не получу эту работу, я полагаю, это не означает, что моя жизнь закончена».
В: Большая часть психотерапевтов, кажется, работает на этом уровне.
КУ: В значительной степени это так. Самый типичный психотерапевт — ваш обычный интерпретирующий психоаналитик — будет использовать смесь методов точки опоры 3 и точки опоры 4. В значительной степени такая терапия — это просто разговор о ваших проблемах, и психотерапевт будет искать в вашем сознании любые искаженные сценарии, которые говорят вам, что вы являетесь плохим человеком, что вы бесполезны, что вы неудачник, и так далее. Ложное «я», основанное на мифах и обмане, берет на себя ответственность за вашу жизнь. И врач помогает вам искоренять эти ложные сценарии и заменять их более реалистическими интерпретациями вашего внутреннего мира, более правдивыми интерпретациями вашей глубины, чтобы ложное «я» могло уступить место действительному «я».
Эти психотерапевты могут не использовать такие термины, как «сценарий», «мифы», «транзактный анализ» и так далее, но в целом именно это необходимо для борьбы с проблемами на уровне точки опоры 4, уровне патологии сценария и роли. Мифы вызывают симптомы; покажите эти мифы вашему сознанию, и симптомы исчезнут. Идея в том, что если вы будете думать по-другому, то вы начнете чувствовать по-другому.
Но если в процесс замешаны какие-то сильные чувства, эмоции или импульсы, с которыми человек не может справиться или которые не может признать, тогда психотерапевт часто переключается на «раскрывающие методы». Что вы чувствуете по этому поводу? Что вы сейчас ощущаете? Психотерапевт может обратить внимание на то, что есть определенные чувства, импульсы, фобии, которые вам самому неудобны, — отголоски определенных «похороненных эмоций», и тогда он будет работать над раскрытием этих подавляемых эмоций, как бы они ни назывались.
Так что типичная психотерапия обычно представляет собой смесь анализа сценариев точки опоры 4 и раскрывающего анализа точки опоры 3, хотя различные психотерапевты будут применять совершенно разнообразные инструменты и методы к одному процессу.
Патологии точки опоры 1 обычно настолько серьезны, что их лечением занимаются традиционные психиатры, которые прописывают медикаментозное лечение. А с проблемами точки опоры 2 обычно имеют дело терапевты, которые специализируются на создающих структуру методах. Эти техники были разработаны Кернбергом, Коутом, Мастерсоном, а также Гертрудой Бланк и Робертом Бланком, часто упоминаются также инновационные исследования Маргарет Малер, которое мы кратко обсуждали ранее. Методики лечения патологии точки опоры 0 созданы Станиславом и Кристиной Гроф.
Точка опоры 5: космополитичное или зрелое эго
В: Что приводит нас к точке опоры 5.
КУ: Примерно в возрасте 11—15 лет у людей нашей культуры появляется способность к формально-операциональному пониманию (на рисунке 5—1 это «формоп»). Если конкретно-операциональное сознание может работать в конкретном мире, формально-операциональное сознание может производить операции над самими мыслями. Оно не только думает о мире, оно может думать о самом мышлении.
Есть также классический эксперимент, при помощи которого Пиаже имел обыкновение определять это чрезвычайно важное изменение парадигмы, или уровня сознания. Вот он в упрощенной версии: человеку дают три стакана с чистой жидкостью и говорят, что они могут быть смешаны таким образом, что приобретут желтую окраску. Затем этого человека просят добиться того, чтобы жидкость окрасилась в желтый цвет.
Дети с конкретно-операциональным сознанием просто начнут смешивать жидкости вместе случайным образом. Они будут продолжать делать это, пока они не наткнутся на правильную комбинацию или не бросят это. Другими словами, как следует из названия, они будут выполнять конкретные действия — с их точки зрения, они должны решить задачу каким-то конкретным способом.
Подростки с формально-операциональным сознанием сначала создадут общую картину задачи, поймут, что они должны пробовать смешать содержимое стакана А с содержимым стакана В, затем А с С, затем В с С, и так далее. Если вы спросите их об этом, то они скажут что-то вроде: «Я должен пробовать все возможные комбинации один раз». Другими словами, у них в сознании уже есть алгоритм или формальная схема, которая позволяет им знать, что необходимо испробовать все возможные комбинации.
В: Мне это все еще кажется довольно сухим и абстрактным.
КУ: На самом деле, все как раз наоборот. Это означает, что человек может начать строить в воображении различные возможные миры. «Что если... » и «как будто... » впервые появляются в сознании, и благодаря этому человек попадает в дикий мир истинного мечтателя. Ему открываются всевозможные виды идеалистических возможностей, сознание человека позволяет ему мечтать о вещах, которых еще нет, и рисовать будущие миры идеальных возможностей, а также работать над тем, чтобы изменить мир согласно этим мечтам. Вы можете представить себе то, чего еще нет, но что все же могло бы быть! Юность — это самое счастливое время и не только из-за сексуального развития, но и потому, что оку сознания открываются возможные миры. Это «эпоха разума и революций», эпоха дерзновенных проектов, предшествующих открытиям.
Кроме того, размышление о своих мыслях означает возможность появления подлинного самоанализа. Внутренний мир впервые открывается перед мысленным взором; психологическое пространство становится новой и захватывающей территорией. Видения хороводом пляшут в голове, и впервые они исходят не от внешней природы, не от мифического бога, не от другого человека, но каким-то странным и удивительным способом они возникают из внутреннего голоса.
Так как вы можете думать о своем мышлении, вы можете начать обсуждать роли и правила, которые на предыдущей стадии вы принимали без всяких возражений. Ваша моральная позиция меняется с конвенциональной на постконвенциональную (см. рисунок 9—3. ) Вы можете критиковать свое собственное конвенциональное общество. Поскольку вы можете «размышлять о мышлении», вы можете также «определять нормы». Вы могли бы перестать соглашаться с нормами, или могли бы полностью не согласиться с ними. Но важно то, что вы можете тщательно исследовать многие из них. Вы просто больше не отождествляетесь с ними, и поэтому вы можете отойти от них на некоторое необходимое расстояние. До какой-то степени вы преодолеваете их.
Это, конечно, тот же самый процесс 1—2—3 при переходе от точки опоры 4 к точке опоры 5. В точке опоры 4 вы начинаете с отождествления с конвенциональными ролями и правилами, вы еще слиты с ними (и таким образом отдаете себя на их милость как истинный конформист). Затем вы начинаете отличаться от них или преодолевать их, получаете немного больше свободы и движетесь к следующей более высокой стадии (точка опоры 5), после чего вы все еще должны будете интегрировать в свой внутренний мир эти социальные роли — вы можете быть отцом и не потеряться в этой роли. Но в целом вы уже отошли, или дифференцировались, от полного отождествления со своими социоцентрическими ролями, и теперь вы можете начать более тщательно исследовать адекватность или уместность вашей социоцентрической и этноцентрической точки зрения, которую раньше вы не могли и подвергнуть сомнению.
Проще говоря, вы перешли от социоцентрической к космополитической позиции. Еще одно уменьшение доли нарциссизма. Новое децентрирование, новое преодоление. Вы хотите знать, что правильно и справедливо не только для вас и похожих на вас людей, а для всех народов. Вы занимаете постконвенциональную, глобальную или космополитическую позицию. И, что не менее важно, вы очень близко подходите к подлинно духовному или трансперсональному раскрытию.
Итак, в ходе этого преобразования от социоцентризма к космополитизму «я» еще раз подвергается децентрации: моя группа — не единственная группа во Вселенной, мое племя — не единственное племя, мой Бог — не единственный Бог, моя идеология — не единственная идеология. Я перешел от эгоцентрической к этноцентрической позиции, включив свое эго в группу; теперь я перехожу от этноцентрической к космополитической позиции, включая свою группу в мир.
Это очень трудный этап преобразования! Но когда он удается (что вообще-то происходит довольно редко: чем больше глубина, тем меньше пространство), тогда мы имеем первую действительно универсальную, глобальную или космополитическую позицию.
В самый первый раз за всю историю развития сознания мы приходим к космополитическому и глобальному мировоззрению. Какое же длинное путешествие! Какая ухабистая дорога, но эта дорога — драгоценная тропа к глобальному пониманию.