ООО «Издательство АСТ» 11 страница

И высшей точкой культурного соответствия или справедливости является утверждение: «Мы все являемся членами Сообщества Духа». Все разумные существа — все холоны, фактически, имеют природу Будды — обладают глубиной, сознанием, внутренней ценностью. Дух, а значит, и мы все, являемся членами совета всех существ, мистической церкви, высшим «Мы». Что дает нам высшую этику и представление о конечном Добре.

И полная объективная истина заключается в том, что все существа являются совершенными проявлениями Духа, или Пустоты, мы все есть лишь проявления высшего «Это», или Дхармы. Это и является окончательной Истиной.

Высшее «Я», высшее «Мы» и высшее «Это» — Будда, Сангха и Дхарма.

В: Именно поэтому понимание четырех секторов, или Большой Тройки, настолько важно для понимания более высоких или духовных уровней развития?

КУ: Да, я думаю, это так. Проявление Духа во всех четырех секторах одинаково, и поэтому все четыре сектора (или просто Большая Тройка) должны приниматься во внимание, чтобы понимание сущности Духа было полным и целостным.

В: Будда?

КУ: Мы еще не говорили об этих более высоких стадиях верхнего левого сектора, но в них очень важно то, что они раскрывают глубокие или более высокие стадии сознания. Суть их в том, что индивидуальное «я» обнаруживает себя единым с Духом, как бы вы ни называли этот процесс. Буддисты сказали бы, что индивидуальное «я» открывает свою истинную природу — Пустоту, и после этого изолированное и отчужденное «я» соединяется со своим ясным, прозрачным основанием сущего во всех его проявлениях. Суфии называют это Высшей Личностью, единством души и Бога. В Дзэне мы услышим об истинном «я», или о не-я, или об отсутствии какой бы то ни было личности, об исконной Пустоте, являющейся источником всех форм.

Сейчас мне действительно не важно, как вы будете интерпретировать эту высшую личность. Так, как вам больше нравится и как вы считаете нужным. Очевидно только то, что человек сам обнаруживает исконное и не поддающееся определению Основание, и его собственная личность обретает связь с этим Основанием и Космосом в целом. Высшее «я», которое можно представить как отсутствие всякой самости, — это природа Будды, или разум Будды, в каждом холоне, в каждом разумном существе. Высшая личность, высшее я — это Будда. Верхний левый сектор.

В: Дхарма?

КУ: Дхарма говорит о Духе как об объективном факте, как об объективном положении дел. Высшее «Это» Космоса — Дхарма, Истина, или объективная сущность всех холонов. Условие всех условий, Природа всей природы, Сущность всех холонов — это Дхарма, объективная Истина, которая состоит в том, что все холоны, как они есть, являются совершенными проявлениями Пустоты, или Духа. И это — высшая Истина!

В: А Сангха?

КУ: Слово «сангха» означает «собирать» или «сообщество». Это измерение «мы» Духа. В мистических терминах христианства это Церковь, мистическое сообщество Христа. Это интерсубъективный круг реализации, культура Божественного. Нижний левый сектор.

Дело в том, что так как Дух одновременно проявляется во всех четырех секторах, или в Большой Тройке, мы можем субъективно считать Дух своим собственным «разумом Будды», «Я» Духа, Красотой. И мы можем описывать Дух объективно как Дхарму, или «Это» Духа, высшую Истину. Также мы можем говорить о Духе с культурной точки зрения как о Сангхе, «Мы» Духа, конечном Добре.

Эти четыре сектора, или Большая Тройка, являются суммой различных проявлений Духа, проявлений Пустоты. Когда Пустота входит в наш мир, она является одновременно субъектом и объектом, каждый из которых может быть как единственным, так и множественным. И это дает нам четыре сектора, или просто Большую Тройку. Так что Дух может быть описан — и должен быть описан — на всех трех языках, «я», «мы» и «это».

И каждая из этих областей развивается. Это означает, что каждый мир все больше открывает свою духовную природу и все больше и больше ее осознает. И на высших уровнях этого развития, «Я», «Мы» и «Это» подходят все ближе и ближе к своей собственной истинной природе. Каждый из них сияет светом Основания, которым они и являются.

И в том сияющем понимании каждое «Я» становится Богом, каждое «Мы» становится самым искренним почитанием Бога, а каждое «Это» становится самым лучшим храмом Бога.

ЧАСТЬ 2

Дальнейшее развитие Духа-в-действии

Глава 9

Эволюция сознания

В: Я хочу обсудить эволюцию сознания от самых низких до самых высоких стадий, духовных или трансперсональных.

КУ: Это стадии развития нашего внутреннего «Я», которое движется к высшей идентичности. От подсознательного к самосознанию и сверхсознанию — внутренне раскрытие Духа, необыкновенный путь сознания, полет одинокого к Единому.

Одна из упрощенных карт этого полного развития — рисунок 9—1. Но позвольте мне сначала обратить ваше внимание на то, что теперь мы обсуждаем только верхний левый сектор, внутренние стадии развития сознания. То есть мы не говорим, например, о соответствующих изменениях в верхнем правом секторе. Мы не обсуждаем изменения в структуре мозга, лимфатической системе, коре головного мозга, в видах волн, испускаемых мозгом (альфа-, бета-, тета- или дельта-состояния), не говорим о синхронизации полушарий, о патологических дисфункциях передаточных нейронов, и так далее.

Кроме того, мы не обращаем внимания на великие течения культуры (нижний левый сектор) или социальные структуры (нижний правый), которые не отделимы от развития индивидуального сознания, хотя эти секторы также очень важны. Что хорошего выйдет из приспособления нашего «Я» к культуре, которая сама уже больна? Что хорошего в том, чтобы быть хорошим нацистом? Разве это здоровое сознание? Или в нацистском обществе единственным нормальным человеком можно считать только того, кто соответствует системе?

Все это очень важные темы. Патология — уродство или «болезнь» — в любом секторе будет отражаться на всех остальных секторах, потому что у каждого холона есть все четыре стороны его сущности. Поэтому общество с отчуждающим способом производства (нижний правый сектор), предлагающее низкую заработную плату за дегуманизирующий труд, будет вызывать понижение чувства собственного достоинства у рабочих (верхний левый сектор), а также ухудшение работы химии мозга (верхний правый), что могло бы, например, вылиться в злоупотребление алкоголем как один из методов самолечения. Точно так же культурное мировоззрение, которое обесценивает женщин, будет в качестве следствия порождать тенденцию понижения личных способностей женщин и ухудшение работы их мозга, что может привести к мысли о необходимости использовать препарат вроде прозака.

Повредите один из секторов, и патологические процессы начнутся во всех четырех. Но сейчас мы временно оставим без внимания все это — семейную терапию, химию мозга и его состояния, культурный и социальный анализ. Мы сосредоточим все свое внимание только на левом верхнем секторе.

Только не думайте, что другие секторы незначительны! На самом деле, если задуматься, мы быстро придем к идее, согласно которой индивидуальные «патологии» рассматриваются как верхушка огромного айсберга, который включает в себя мировоззрение, социальные структуры и культурный доступ к глубине. Индивидуальная терапия не столь незначительна, но во многих случаях она вторична. Но пока мы можем сосредоточить свое внимание на верхнем левом секторе.

Более высокие стадии развития

ООО «Издательство АСТ» 11 страница - student2.ru

Рисунок 9—1. Основные ступени сознания (снизу вверх)

В: Краткое резюме левого верхнего сектора представлено на рисунке 9—1.

КУ: Да. Если Вы сравните его с рисунком 5—2, то вы увидите, что рисунок 5—2 доходит только до «визуальной логики», которая является шестой стадией на рисунке 9—1. Причина этого в том, что на рисунке 5—2 в список внесены только стадии среднего сознания, до настоящего времени существовавшие в коллективной истории. Соответственно, в него не вошла ни одна из высших или более глубоких стадий, показанных на рисунке 9—1.

В: Поэтому мой вопрос заключается в следующем: имел ли некто, кто жил в прошлом, скажем, в мифическую аграрную эпоху, доступ к этим более высоким стадиям?

КУ: Почему же нет? В любую эпоху некоторые люди по уровню развития находятся выше среднего показателя, а некоторые ниже. Нижний левый сектор — просто средний уровень в этой области.

В каждом обществе есть, можно так сказать, определенный средний уровень, вокруг которого организованы этика культуры, нормы, правила и основные институты, и этот средний уровень обеспечивает основу для единства культуры, а также социальную интеграцию в рамках этого общества. Этот средний уровень культуры действует на индивидуальное сознание как магнит. Если вы ниже среднего уровня, то он подтягивает вас вверх. Если вы пробуете выйти на уровень выше, он будет сдерживать вас. Культурный средний уровень действует как сдерживающий и стабилизирующий фактор развития, который доводит сознание до среднего вероятного уровня развития.

В: Значит, в любой культуре есть различие между средним уровнем и наиболее передовым уровнем сознания?

КУ: Да, правильно. Предположим, например, что через пятьсот лет антрополог будет изучать Америку, обнаружит работы Кришнамурти и решит, что все в Америке были похожи на Кришнамурти. Конечно, это кажется наивным, но именно так поступают многие теоретики новой эпохи с культурами прошлого. Они берут представителя культуры с самым развитым уровнем сознания, скажем, жреца или шамана, и просто говорят, что в среднем каждый в то время мыслил как шаман, что сто тысяч лет назад каждый был шаманом. Но ведь сто тысяч лет назад почти не было шаманов. Шаман, возможно, был один на все племя, это был очень редкий и одаренный человек, и большинство людей не обладало его уровнем понимания. На самом деле, большинство людей боялось символической власти и силы шамана, они не обладали ключом к этому более высокому уровню понимания, а шаман имел к нему прямой доступ.

Поэтому первое, что я попробовал сделать, когда начал изучать эти эпохи прошлого, это определить средний уровень понимания архаичного, магического, мифического, рационального, экзистенциального человека, а второе — тщательно изучить редких, элитных, одаренных людей, которые поднялись в развитии выше этого среднего уровня, часто ценой очень больших усилий, и открыли высшие или более глубокие, уровни понимания (шаманы, йоги, святые, мудрецы). Эти высшие, или более глубокие уровни понимания, на самом деле, то же самое, что на рисунке 9—1 мы называем экстрасенсорным, тонким, причинным и недуальным уровнями развития сверхсознания.

Лестница, человек, представление

В: Я хочу обсудить эти четыре более высоких стадии развития сознания. Они действительно похожи на лестницу, как это показано на рисунке 9—1? В чем состоят их различия?

КУ: Рисунок 9—1 действительно напоминает лестницу, которая смущает многих людей, считающих, что модели развития всегда должны иметь «линейный график». Но это неправильное понимание способа функционирования модели.

Лучше всего представлять себе схему, изображенную на рисунке 9—1, как ряд концентрических кругов или вложенных друг в друга сфер, каждая из которых превосходит и включает в себя предшествующую. Это один из примеров холархии актуализации, каждый уровень которой сначала раскрывается, а затем охватывает предшествующий ему уровень, рисунок 9—1 — это просто один из срезов этого концентрического пирога. Вы могли бы нарисовать всю эту схему как концентрические круги, и именно так я и сделал на рисунке 2—2, если вы помните. Фактически, рисунок 9—1 — это просто немного расширенная версия рисунка 2—2: материя (сенсорно-двигательный уровень), тело (эмоциональный и жизненный), разум (от представляющего разума до визуальной логики), душа (экстрасенсорный и тонкий уровни) и дух (причинный и недуальный). И, как мы увидим далее, эта великая холархия сознания лежит в основе великих мировых традиций мудрости, которые можно обнаружить повсеместно, в любых культурах.

Но что гораздо более важно, эти девять уровней, или концентрических кругов, имеют дело только с одной третьей частью действительного развития сознания. И даже если мы называем схему на рисунке 9—1 «лестницей», есть ведь еще человек, который по ней поднимается, а также есть различные представления, свои для каждой ступени, и ни один из этих процессов не является просто линейным и постепенным!

В: Итак лестница, человек, представление. Давайте начнем с лестницы, или с концентрических кругов.

Основные структуры: лестница

КУ: Они изображены на рисунке 9—1. Эти девять уровней или кругов — основные структуры сознания.

Нет необходимости в том, чтобы помнить все эти стадии, но мы все же должны здесь их перечислить: чувства и восприятие (сенсорно-физический), импульсы и образы (образно-эмоциональный), символы и понятия (представляющий разум), жесткие правила (разум правила/роли, или «коноп», сокращение для «конкретно-операционный»), формально-рефлексивный, или формально-оперативный («формоп»), и визуально-логический (интегральный). Затем идут более высокие или трансперсональные стадии: экстрасенсорная, тонкая, причинная и недуальная. (Бумага, на которой нарисована диаграмма, — это «самая высокая» стадия, которая, на самом деле, не является стадией вообще, а представляет собой недуальное (недвойственное) и пустое Основание всего этого развития. )

Мы можем подробнее обсудить все их немного позже. Они представляют собой только некоторые из главных вех в развитии сознания. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, скорее он представляет собой только репрезентативный пример.

В: Если на самом деле эти уровни представляют собой вложенные друг в друга сферы, то почему вы рисуете их как лестницу?

КУ: Метафора лестницы здесь очень полезна, потому что она показывает, что основные компоненты сознания сменяют друг друга посредством дискретных стадий, и если вы разрушите более низкую ступень, все более высокие ступени будут вам недоступны. В чем эта метафора лестницы действительно терпит неудачу, так это в том, что каждая более высокая стадия не находится выше предыдущей, а скорее охватывает ее, примерно, как клетка охватывает молекулы, которые, в свою очередь, включают в себя атомы. Как я уже говорил, это холархия вложенных уровней. Но сам я часто использую метафору лестницы, потому что я хочу особенно подчеркнуть тот факт, что развитие предполагает некоторые уровни.

Например, в развитии образы появляются раньше, чем символы, а те предшествуют понятиям, которые должны появиться раньше правил, и так далее (как это показано на рисунках 5—2, 5—3 и 9—1). Этот порядок неизменен. Никакие социальные условия не могут изменить эту последовательность, и нам не известно ни одно общество, в котором эта последовательность была изменена. Эта холархия встречается повсеместно во всех культурах, и из нее нет никаких исключений. Так же, как вы должны знать слова, прежде чем вы сможете строить предложения, и вы должны научиться строить предложения, прежде чем вы научитесь писать текст, эти основные холоны должны быть основаны на своих предшественниках. Именно в этом причина того, почему порядок не может быть изменен; более высокие ступени опираются на нижние, и в иллюстрации этого метафора лестницы оказывается очень полезной.

Человек, который поднимается вверх

В: Итак, это основные ступени на лестнице понимания, или уровни в холархии понимания.

КУ: Да. Но подлинные действия происходят не там. И даже если мы грубо представим это развитие основных структур как «лестницу», нам необходим человек, который будет подниматься по этой лестнице. Это и есть наше «Я». Иногда его называют личностью (объективно, или на «это»-языке, его можно называть личностью; с субъективной точки зрения, это — человек, «Я», самоощущение. Я использую оба языка).

В: Значит, у этой самости, или личности, есть свои собственные особенности?

КУ: Да, «Я», самость, человек имеет определенные особенности и способности, которые нельзя найти на самой лестнице. Но личность отождествляется со ступеньками лестницы, и это порождает различные типы идентичности и на различных стадий внутреннего роста, до тех пор, пока «я» не доходит до конца лестницы и не растворяется в полной Пустоте. Но мы уже немного забежали вперед. Дело в том, что лестница и человек, который по ней поднимается, — очень разные вещи!

В своей книге «Трансформации сознания» я перечисляю следующие особенности личности: идентификация, организация, воля или внимание, защита, метаболизм и навигация.

Нет необходимости углубляться в эту тему, но я могу просто упомянуть о том, что «навигация», например, связана с четырьмя движущими силами, которые есть у каждого холона, в том числе и холона «я», а именно, организация и взаимодействие, самопреодоление и самораспад (регресс). На каждой ступени развития личности у него есть эти четыре основные возможности выбора пути, которым пойдет его развитие. Слишком большая или слишком маленькая доля любой из этих четырех движущих сил — и процесс развития личности приобретет черты патологии, и тип патологии зависит от того, на какой из девяти основных ступеней происходит поломка.

В: Значит, на любой стадии, когда «я» поднимается вверх по этим основным ступеням развития, могут возникать отклонения?

КУ: Да, «я» может подниматься вверх по лестнице расширяющегося сознания, но важно то, что на любой ступени оно может потерять руку или ногу!

Если на любой стадии развития что-то идет не так, как надо, какие-то аспекты личности могут оказаться поврежденными или «остаться позади». Эту остановку на более раннем уровне развития сознания называют подавлением, разобщением или отчуждением. «Я» может потерять руку или ногу на любой стадии, и следствием этой потери будет патология, характерная для того уровня, на котором произошла потеря.

И поэтому можно наблюдать различные примеры патологий: психоз, паранойя, невроз, экзистенциальный или духовный кризис. Характер этого отклонения зависит от того, в каком месте произошел «несчастный случай».

Скоро я приведу вам некоторые конкретные примеры патологий сознания. Пока же суть в том, что хотя эти основные структуры растут и развиваются, наше «я» должно самостоятельно подниматься на ступени расширяющегося понимания, и на любой ступени оно может сделать неправильный шаг и получить очень серьезные повреждения.

Точка опоры

В: Вы называете каждый из этих шагов точкой опоры.

КУ: Да, основываясь на очень важной линии исследований, проведенных такими учеными и клиницистами, как Маргарет Малер, Отто Кернберг, Ганс Коут, Гертруда и Роберт Бланк, не говоря уже о первых работах Юнга по вопросам индивидуализации. Понятие точки опоры описывает важный процесс дифференцирования и интеграции, который постоянно происходит в ходе развития человека.

Точка опоры — это просто важный этап на дороге вашего развития. То, как личность человека справится с этими этапами, в каждом случае, определяет его последующую судьбу.

В: Значит, девять основных структур означает, что существует девять соответствующих точек опоры или шагов?

К. У: Да, правильно. Человек должен подняться на каждую ступень на этой лестнице, и этот его шаг и есть точка опоры для этой стадии.

Так что каждая точка опоры имеет структуру 1—2—3. Один, «я» развивается или подходит к новому уровню понимания, и оно отождествляется с этим уровнем, становится «единым» с этим уровнем. Два, личность начинает выходить за пределы этой стадии, отличаться от нее, деидентифицироваться с ней или превосходить ее. Три, она отождествляется с новыми и более высокими уровнями и центрами в себе. Новая ступень опирается на предыдущие ступени, поэтому они должны быть включены в общий процесс развития, и эта интеграция, или включение, — третья и заключительная фаза каждой конкретной точки опоры (эти фазы изображены на рисунке 9—2).

Поэтому вы легко можете запомнить точку опоры, ведь у каждой из них есть одна и та же структура 1—2—3: отождествление, выход за пределы, интеграция; соединение, разделение, включение; понимание, преодоление, объединение.

И если с этими процессами что-нибудь идет не так, как надо, на любой ступени, тогда вы получаете сломанную ногу или что-то подобное. И внешний вид шрама, полученного после этой травмы, будет зависеть от того, как выглядел мир, когда была получена эта травма. И вообще, чем ниже ступень, тем более серьезной будет патология.

Появление новых миров: изменение представления

В: Итак, у нас есть лестница и ее основные ступени, у нас есть «я» или человек, который идет по этой лестнице вверх, и его точки опоры. Он создает различные представления?

ЛЕСТНИЦА: ЧЕЛОВЕК: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
основные ступени понимания. Как только они появляются, они остаются и существуют как основные блоки или холоны сознания. он поднимается вверх по основным ступеням понимания. Каждый шаг на пути — это точка опоры, последовательный процесс, состоящий из (1) соединения/отождествления, (2) разделения/выхода за пределы, (3) включения/интеграции. изменение взглядов на себя и других на каждой ступени, включает различные самоотождествления, потребности и представления о морали.

Рисунок 9—2. Лестница, человек, представление

КУ: Да, на каждой ступени движения развития существуют различные представления о мире, различные взгляды на свое «я» и на других, иными словами, различные мировоззрения. Мир выглядит по-разному — и является разным! — на каждой ступени развития. Как мы постоянно видели, различные жизненные пространства, новые миры, возникают только в ходе эволюции сознания, нет просто заданного наперед мира, который мы монологически отражаем!

И здесь я особенно хочу подчеркнуть тот факт, что на каждой ступени мы получаем новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию (см. рис. 9—3). Все это — различные аспекты различных миров, которые раскрываются на каждой новой ступени понимания.

Так что это — только набросок. Лестница с ее основными ступенями понимания; человек и его точки опоры; различные представления о мире на каждой ступени. Лестница, человек, представления.

В: Теперь, пожалуйста, приведите несколько конкретных примеров.

КУ: Эта модель развития сознания основана на работах примерно шестидесяти или семидесяти ученых и мыслителей Востока и Запада. Рисунок 9—3 представляет троих из них: Абрахама Мэслоу, Джейн Левингер и Лоренса Колберга. Я использовал их как примеры просто потому, что они достаточно известны.

В: Обоснуйте это для меня. Возьмите пример осознания правила/роли и проиллюстрируйте этот пример для каждой из колонок.

КУ: Сознание правила/роли — это способность, которая начинает развиваться у детей возраста около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребенок начинает понимать, что он или она — это не только тело с его импульсами и желаниями, но также и социальное существо, член коллектива.

Поэтому «я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, и поэтому, как вы можете видеть в колонке Левингер, самоидентификация на данном этапе — это конформист. И, по той же самой причине, главная потребность «я» ребенка на этом этапе — потребность в принадлежности к группе, которую вы можете видеть в колонке Мэслоу. Аморальная позиция «я» на данном этапе состоит просто в поиске одобрения со стороны других, и это вы можете найти в колонке Колберга.

В: Это движение поперек таблицы «Лестница, человек, взгляды».

КУ: Да, в целом это так. Я надеюсь, вы понимаете, что в данном случае мы имеем дело с очень большим упрощением, но это всего лишь общая идея.

В: А если развитие продолжается?

КУ: Если развитие продолжается, то «я» в конечном счете преодолеет эти представления, и вновь попытается расширить свое понимание. Чтобы сделать это, оно должно перестать идентифицироваться с текущей стадией или преодолеть ее — этот шаг соответствует фазе 2 точки опоры — и затем начать процесс отождествления со следующей, более высокой ступенью — это фаза 3, или обретение новой точки опоры, и процесс повторяется еще раз. До тех пор, конечно, пока развитие не начнет останавливаться.

В: Теперь поговорим об этих меняющихся взглядах. Они, в общем-то, подобны соответствующим стадиям, правильно? Левингер, Колберг и Мэслоу говорят о стадиях.

КУ: Да, но в очень общем смысле, что ставит в тупик многих критиков. Все ученые, предлагающие свои модели развития, практически без исключений, создают подобные иерархии стадий, а также похожие на эту лестницу холархии роста и развития: Колберг, Кэрол Гиллиган, Ганс Вернер, Жан Пиаже, Р. Пек, Хабермас, Роберт Селман, Эрик Эриксон, Ж. М. Болдуин, Сильвано Ариети, а также гностические традиции от Плотина и Падмасамбхавы до Ши-и и Фа-чанг. И все они представляют эту лестницу в виде холархии, потому что именно такая структура соответствует их данным. Эти стадии — результат эмпирических, феноменологических и интерпретационных опытов, а также множества полученных в ходе исследований данных. Эти люди группируют материал так не потому, что они любят лестницы.

Но в отношении этих холархий есть важное дополнение. Даже в наиболее сильных версиях, как у Колберга, «я» человека на любом случайно взятом периоде его развития будет приблизительно на 50 процентов находиться на одном уровне, на 15 процентов — на уровне выше данного и на 25 процентов — на один уровень ниже. Личность человека никогда не находится просто «на одной стадии». И более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, временные продвижения вперед, пиковый опыт, и так далее.

В: То есть тот, который находится выше среднего уровня сознания.

КУ: Да, это немного похоже на то, что мы говорили о культуре: в ней есть средний уровень, или центр тяжести, и некоторые из ее членов находятся выше него, а некоторые ниже. Подобным образом, личность имеет, если можно так выразиться, свой собственный средний уровень, что означает, что некоторые компоненты ее внутреннего пространства могут находиться выше, а некоторые ниже этого внутреннего центра тяжести. Другими словами, человек, который поднимается по лестнице, больше похож на каплю, чем на дискретное единство — он как бы «размазан» по основным сферам расширяющегося сознания.


Лестница Человек Представление
Основные структуры (уровни)   Масло (личные потребности) Левингер (самочувствие)   Колберг (моральные стадии)
Чувственно-физический ТО-1   (физиологические) Аутизм Симбиоз     (до-моральные)  
Образно-эмоциональный ТО-2   Начальный импульсивный     0. магическое желание
Представляющий разум ТО-3 Безопасность Импульсивный Самозащита   I. до-конвенциональные 1. наказание / подчинение 2. наивный гедонизм   3. одобрение других 4. закон и порядок
Разум правила / роли ТО-4 Принадлежность Конформизм Сознательный конформизм   II. конвенциональные
Формально-рефлексивный ТО-5 Самооценка Сознание Индивидуализм III. пост-конвенциональные 5. личные права 6. личные принципы сознания
Визуально-логический ТО-6 Самореализация Автономия Интеграция      
Экстрасенсорный ТО-7 Самопреодоление     Колберг также предлагает седьмую, более высокую стадию: 7. универсально-духовная
Тонкий ТО-8 Самопреодоление        
Причинный ТО-9 Самопреодоление        

Рисунок 9—3. Некоторые примеры лестницы, человека и представлений

Патология

В: Вы сказали, что «я» может получить повреждения на любом уровне, потерять руку или ногу.

КУ: Да, некоторые аспекты человека, который взбирается по этой лестнице, могут застрять на более низких ступеньках. И эти небольшие капли отделяются от основной части и продолжают существовать на этих более низких стадиях.

Наши рекомендации