ООО «Издательство АСТ» 6 страница

Так что великим открытием постмодерна было осознание факта, что ни «я», ни мир не являются раз и навсегда данными, скорее они существуют в изменяющихся состояниях, у которых есть своя история, развитие.

В: Они развиваются.

КУ: Да, они развиваются. Картограф — это не лишенная истории, отдельная монада, которая полностью и стерильно изолирована от мира, который он наносит на карту. На различных стадиях своей собственной истории, своего роста и развития картограф будет делать совершенно различные карты.

В этом процессе развития субъект будет представлять себе мир совершенно по-разному, основываясь не столько на том, что действительно есть «там», в каком-то наперед заданном мире, а во многом на том, что сам субъект привносит в картину.

В: «Коперниканская революция» Канта: скорее разум формирует мир, чем мир формирует разум.

КУ: Не во всех, но во многих случаях. А затем важное уточнение сделал Гегель, этот принцип определяет все постмодернистские теории: разум, субъект, может «быть помыслен только в его развитии».

Ницше, например, превратил этот принцип в генеалогию, исследование истории мировоззрения. Так или иначе, все дороги постмодернизма приводят к Ницше.

В: Значит, общий смысл...

КУ: ... в том, что субъект — это не какое-то отдельное, изолированное и полностью сформированное единство, которое просто прыгает на парашюте с небес на землю, а затем начинает «наносить на карту» то, что видит вокруг в так называемом «реальном мире», объективной реальности. Скорее субъект находится в контексте своего собственного развития, своей собственной истории, своей собственной эволюции, и «картины», с помощью которых он представляет «мир», зависят в большей степени не от этого «мира», а от его «истории».

В: Да, я понимаю. И какое это имеет отношение к нашей дискуссии?

КУ: Одна из наших задач — проследить историю этих мировоззрений. Они — часть эволюции сферы человеческого сознания, то есть различные формы Духа-в-действии, который раскрывается в формах человеческого разума. На каждой из этих стадий люди смотрят на Космос совершенно новыми глазами и поэтому создают новые миры, не существовавшие до этого.

Два пути в мире постмодерна

В: Значит, эти мировоззрения развиваются?

КУ: Да. То, что мировоззрения развиваются, что ни мир, ни «я» не даются нам заранее, является главным открытием постмодернизма.

Перед лицом этого открытия «не предзаданности» теоретик может выбрать один из двух путей через эту новую и запутанную территорию постмодерна, где ничто не является определенным.

Первый, и вероятно самый обычный, — это путь крайнего конструктивизма, то есть сильная версия «не предзаданности». Так как мировоззрения не являются заданными наперед, вы можете утверждать, что они все произвольны. Они просто «построены», или сконструированы, социальными культурами.

Все «сконструировано социально» — это молитва экстремистского крыла постмодернизма. Его представители думают, что культурные мировоззрения полностью произвольны, основаны только на существующей власти, предубеждениях или на том или ином «изме» — сексизме, расизме, специфизме, фаллоцентризме, капитализме, логоцентризме.

В: У этих подходов есть какая-то ценность?

КУ: Да, есть. Только сильный подход конструктивизма слишком полон экстремизма. Мировоззрения не просто спорны или случайны; они, на самом деле, управляются потоками Космоса, и эти потоки ограничивают произвольность культуры в выборе определенных мировоззрений. Мы не сможем найти такого распространенного мировоззрения, в котором, например, мужчины рожают детей или яблоки падают вверх. Это верно и для произвольных мировоззрений. Они не просто «сконструированы» совершенно относительным и произвольным образом. Даже Деррида теперь признает этот элементарный факт.

Не нужно выходить за пределы здравого смысла и отрицать предварительное существование чувственно-воспринимаемого мира в целом! А также того, что чувственно-воспринимаемый мир — космос и биос — ограничивают мировоззрение, так сказать, «снизу». Более того, культурное конструирование ограничено течениями в самой ноосфере.

Реальные течения в Космосе ограничивают мировоззрения людей и не дают им стать просто коллективными галлюцинациями. Мировоззрения, как мы увидим, закреплены требованиями достоверности, и эти требования работают, потому что потоки реальны.

В: Разве Фуко не обвиняли в этом крайнем конструктивизме?

КУ: Да, он положил начало этому пути, только он понял, что это тупик.

В: Каким образом?

КУ: Если позицию конструктивизма продолжить слишком далеко, она победит сама себя. Она утверждает, что все мировоззрения произвольны, все истины относительны и просто обусловлены культурой, нет никаких универсальных истин. Но та же самая позиция утверждает, что является универсально истинной.

Это главное противоречие, которое скрыто во всех радикальных поликультурных движениях постмодернизма. И их абсолютная истина в итоге оказывается крайне идеологической, крайне властной и очень элитарной в худшем смысле этого слова. Фуко даже назвал свои собственные ранние работы в этом направлении «высокомерными».

Этот крайний конструктивизм, на самом деле, есть только постмодернистская форма нигилизма: в Космосе нет никакой истины, существуют только понятия, которыми одни подчиняют себе других. Этот нигилизм смотрит в лицо Космоса и видит бесконечный круг зеркал, которые в итоге показывают ему только его собственную эгоистическую злость, отраженную в бесконечности. Нарциссизм является скрытым ядром такого нигилизма: истина игнорируется и заменяется собственным эго теоретика. И это движение наиболее сильно в американских университетах!

В: Крайний конструктивизм. Значит, это один путь, ведущий в постмодернизм.

КУ: Другой, более умеренный подход — более умеренный конструктивизм, и самая распространенная его версия сегодня связана с развитием или эволюцией. В его многочисленных и весьма различных формах он был выдвинут Гегелем, Марксом, Ницше, Хайдеггером, Ясперсом, Пиаже, Беллом, Фуко, Хабермасом.

Этот подход признает, что мир и мировоззрение не полностью задаются наперед, а скорее развиваются в ходе истории. Так что он просто исследует подлинную историю и развитие этих мировоззрений, но не как серию совершенно произвольных витков прогресса, а скорее как эволюцию, или образ, проявляющийся в развитии, который частично управляет самим направлением собственного развития.

В: Развивающийся на основе этих двадцати принципов.

КУ: В моей личной версии развития да, но это моя версия и мой подход. Но важно то, что в большинстве версий развития или эволюции каждое мировоззрение уступает место его преемнику, потому что определенные внутренние ограничения в исторически более раннем мировоззрении в итоге становятся очевидными. Они создают значительное напряжение и хаос, и система, если она не разрушается, стремится избежать этого хаоса, эволюционируя к более высоко организованному порядку. Этот новый и более высокий порядок разрешает или устраняет существовавшие ранее проблемы, но затем вносит свои собственные неразрешимые проблемы и внутренние ограничения, которые не могут быть решены на его собственном уровне. И снова повторяется тот же самый процесс развития, который мы увидим и в других областях.

В: Вы говорили о последовательности мировоззрений: архаичное, магическое, мифическое, рациональное и экзистенциальное, с возможностью появления более высоких стадий развития.

КУ: Да, это один из способов их обобщения, очень общий способ. Мы можем обсудить специфические особенности этих мировоззрений позже, если вы захотите. Но пока, как я уже говорил, я провожу соответствия между «сознательными» мировоззрениями и «материальными» способами производства на каждой стадии эволюции человека. Поэтому тем мировоззрениям, которые вы только что упомянули, соответствуют следующие эпохи: доисторическая, садоводческая, аграрная, индустриальная, информационная. Я буду часто говорить о них вместе как о мифически-аграрной или рационально-индустриальной, и так далее, подразумевая, что в них существуют различные виды наложений и гибридов (см. рисунок 5—2).

В: В предложении, что все они развиваются...

КУ: Мировоззрение — это разум, базис — это тело Духа. Эти единства разума и тела развиваются и открывают новые миры в процессе эволюции, так как Дух развивает свой собственный потенциал, яркие цветы весны Космоса, не столько Большой взрыв, сколько Большой рассвет.

И на каждой стадии развития мир выглядит другим, потому что мир и есть другой — в этом заключается главное открытие постмодерна.

На краю завтрашнего дня

В: У меня есть два технических вопроса. Как именно постмодернистские подходы преодолевают так называемый картезианский дуализм?

КУ: Парадигма представления была, конечно же, дуалистической: субъект, занимающийся картографией, не был частью мира, который наносился на карту.

Большинство подходов «новой парадигмы» все еще попадается в эту дуалистическую западню, потому что это — очень, очень тонкая западня. Они просто думают, что, создавая более точную карту, они смогут решить проблему. Если бы у нас была хорошая и целостная карта системы вместо устаревшей атомистической и механистической карты, это избавило бы нас от двойственности.

Но, как справедливо указывал Гегель, это вообще не решит подлинную проблему, но просто сделает ее менее очевидной. Данный подход все еще предполагает, что процесс мысли настолько отличается от реального мира, что сознание может или отражать мир в точную и целостную картину, или представлять его неточно и механистично. Но в основе этой веры находится скрытый внутренний картезианский дуализм.

Гегель считал, что мы должны воспринимать мысль не просто как отражение действительности, но как внутреннее движение этой самой действительности. Мысль — это действие того, кто стремится познать, и поэтому не может быть простым отражением чего-то, не связанного с «я».

Проще говоря, мысль — самостоятельное действие того, кто стремится знать. Нет карты с одной стороны и территории с другой, это уже надоевший всем картезианский дуализм. Скорее карта является проявлением территории, которую субъект пробует нанести на карту.

Этот недуалистический подход не отрицает всю парадигму представления целиком; но он говорит, что на значительно более глубоком уровне сама мысль не может отклониться от течений Космоса, потому что мысль является продуктом и работой космических потоков. И задача философии состоит не в том, чтобы просто прояснить карту и исправить ее отклонения от действительности, а в том, чтобы объяснить эти более глубокие течения, от которых мысль не могла бы отойти, даже если бы это требовалось!

В: То есть говоря более простыми словами?

КУ: В Дзэне есть высказывание: «То Дао, которому можно не следовать, — не истинное Дао». Другими словами, наше знание, до некоторой степени, действительно связано с исправлением неточных карт; но, кроме того, на гораздо более глубоком уровне, существует Дао, Путь, Течение Космоса, от которого мы никогда не сможем отойти. И часть нашей работы заключается в том, чтобы найти этот более глубокий Поток, это Дао, и выразить его, объяснить его и почувствовать блаженство осознания.

Подходы «новой парадигмы», например, экофилософия, постоянно говорят нам о том, что мы отклонились от природы, что довольно верно. Но очевидно и то, что эти теоретики не поняли истинного Дао, от которого мы не могли и никогда не сможем отойти. И именно эту намного более глубокую истину пытались донести до нас подлинные недуалистические традиции Востока и Запада, что является подлинным преодолением картезианского дуализма!

Я думаю, это станет более ясным, когда мы поговорим о более высоких уровнях развития, не правда ли?

В: На самом деле, это мой второй технический вопрос. Если мировоззрения развивались от архаичного, магического, мифического к рациональному и экзистенциальному, то кто осмелится утверждать, что не существует более высоких форм мировоззрения в будущем?

КУ: Да, это целая проблема. Магическое мировоззрение никогда и в самых страшных снах не подозревало о том, что будет преодолено мифическим. И мифические боги и богини даже отдаленно не могли вообразить, что разум может разрушить их и сделает это. И вот мы сидим здесь, с нашим рациональным мировоззрением, довольные собой и уверенные в том, что ничто высшее не спустится с небес и не разрушит полностью наше твердое восприятие, а он уже за углом, этот новый зверь, и он уже очень хочет есть. Каждая новая стадия превосходит предыдущую и включает ее в себя, и, таким образом, неизбежно, с твердой математической точностью ясно, что над миром вскоре встанет новое Солнце, которое во многом сильнее разума...

Преодоление и подавление

В: Так как же вы можете судить, существуют ли какие-то преимущества одного мировоззрения над другим?

КУ: Новое мировоззрение преодолевает и включает в себя предыдущее. Поскольку возникают и развиваются более высокие стадии сознания, они включают в себя основные компоненты более раннего мировоззрения, затем добавляют к ним свое собственное новое и более сложное восприятие. Поскольку они являются более содержательными, они более адекватны.

Поэтому более ранние мировоззрения не являются совершенно неправильными, а новые мировоззрения полностью правильными. Более раннее мировоззрение было в состоянии справиться с трудностями, но новое еще более адекватно. Если оно не будет улавливать потоки Космоса, оно не будет более адекватным и не будет отобрано эволюцией.

Конечно, это не означает, что у «более высокого» мировоззрения нет своих собственных проблем, как раз наоборот. Везде, где есть возможность преодоления, есть в то же самое время возможность регресса. Более высокий уровень может не только преодолевать и включать, он может также преодолевать и подавлять, исключать, отчуждать, отделять.

Итак, в череде сменяющихся мировоззрений мы должны постоянно следить за возможными случаями регресса и подавления, которые происходили и будут происходить в истории.

Дело в том, что животное, которое может превзойти, может также подавить — на любом уровне. Народ майя уже перешел из доисторической эпохи к стадии садоводства, и это означало не только то, что они могли начать объединение враждующих племен и укрепление социальной структуры, и не только то, что они, благодаря сельскому хозяйству, могли освободить от работы класс священников, которые начали развивать математику и астрономию и создали сложный календарь. Кроме всего прочего, они совершенно новым способом, о котором предыдущая эпоха ничего не знала, начали истреблять тропические леса. Они превзошли доисторическую эпоху, но слишком сильно отдалились от биосферы, и это оказалось для них смертельным. Они не разделяли и объединяли, они отделяли и отчуждали. Они не преодолевали и включали, они подавляли и отрицали. Так как биосфера — один из внутренних компонентов холона человека, они сами подготовили свое собственное разрушение.

Так что эта тема — преодоление против подавления — одна из самых важных тем в историческом развитии, и мы хотим тщательно отследить признаки подавления на каждой стадии развития человека, индивидуальной и коллективной. И она, конечно же, включает в себя проблемы, связанные с разумной индустриализацией.

В: Значит, каждое новое мировоззрение сталкивается со своими собственными серьезными проблемами?

КУ: Оно создает свои собственные проблемы. Решение прежней проблемы и создание новой — это возникает одновременно, хотя новые проблемы обычно всплывают на поверхность, только когда мировоззрение приближается к периоду упадка. Это неожиданность и это кошмар всех мировоззрений.

Мы находимся в той точке, в которой сознательное, рациональное, индустриальное мировоззрение встречается с серьезными проблемами, присущими его собственной внутренней организации. Мы столкнулись с нашими собственными ограничениями. Мы встретили врага, и, конечно, этот враг — мы сами. Современность изо всех сил пытается уступить место постмодернизму.

Мировоззрение эпохи модерна с его особыми признаками и свойствами исполнило свою миссию и теперь живет в своих собственных отходах. Мы вдыхаем то, что мы сами выдыхаем. И то, как мы справимся с этим, как мы все вместе с этим справимся, определит, появится ли новое и более адекватное мировоззрение, которое разрешит эти проблемы, или мы будем похоронены в своих собственных отбросах.

Дух столкнулся со своими внутренними ограничениями на данном этапе своего развития. Этот необыкновенный цветок модерна цвел в свою великолепную весну и теперь может только наблюдать увядание своих лепестков, падающих на землю нарождающегося нового утра. И что же будет цвести на этой новой земле?

Глава 5

Четыре угла Космоса

В: Вы полагаете, будто мы приближаемся к пределам рационально-индустриального мировоззрения?

КУ: Только если мы будем очень осторожны в интерпретации этого высказывания. Зарождение эпохи современности — под «современностью» я имею в виду определенное рационально-индустриальное мировоззрение и Просвещение в целом — было вызвано важными и неизбежными причинами. Среди них мы могли бы упомянуть следующие: развитие демократии, отмену рабства, появление либерального феминизма, разделение искусства, науки и этики (я это объясню отдельно), широкое распространение эмпирических наук, включая науки о системах и экологические науки, увеличение средней продолжительности жизни почти на три десятилетия, признание принципа относительности в физике и перспективизма в искусстве, морали и науке, переход от этноцентрической к космополитической этике и в целом уничтожение многочисленными способами социальных иерархий господства.

Это необычайно важные достижения, и критики модерна, которые только на словах осуждают современность, с удовольствием пользуясь ее многочисленными благами, лицемерят, уделяя внимание только крайностям.

С другой стороны, легкомысленные защитники эпохи современности, которые не видят в ней ничего кроме прогресса и достигнутых результатов, упорно игнорируют проблемы, которые современность никогда не решала и, вероятно, никогда не сможет решить.

В: Речь идет о внутренних проблемах и ограничениях, которые являются частью мировоззрения современности?

КУ: Да, о проблемах, присущих рационально-индустриальному мировоззрению.

В: Так что именно требуется для выхода «за пределы современности», для перехода в «постмодернизм»?

КУ: Хорошо, в нескольких словах, чтобы преодолеть и включить в себя современность, или «рациональную индустриализацию», необходимо, для преодоления (первое) быть открытыми для новых видов сознания, оперирующими понятиями, выходящими за рамки обычной рациональности, и (второе) включиться в новые технико-экономические структуры, выходящие за рамки индустриализации. Другими словами, изменение сознания и соответствующее изменение организации. Чего-то одного будет недостаточно.

Мы могли бы назвать это жизнеспособной рациональностью, жизнеспособной промышленностью. Что же мы имеем сейчас?

Рациональность и промышленность, доведенные сегодня до предела, стали раковыми опухолями в государстве, их безудержный рост имеет крайне отрицательные последствия. Они выходят за рамки своего назначения и превращаются в различные властные иерархии того или другого рода. Преодолеть современность — означает ограничить эти подавляющие аспекты и в то же время включить в себя ее выгодные стороны. Будущая трансформация преодолеет и включит в себя эти особенности современности, принимая ее основы и ограничивая ее власть.

Итак, если под грядущим преобразованием мы имеем в виду именно это, а не какую-то утопию новой эпохи, тогда я полагаю, что это оно определенно идет полным ходом.

В: Значит, будущая трансформация повлияет и на изменения в сознании, и на изменения в организации.

КУ: Отчасти да. На самом деле, она создаст новое мировоззрение, основанное на новом технико-экономическом устройстве, с новыми самоочевидными истинами и новыми образцами поведения.

В: Хорошо, это приводит нас прямо к тому, что вы называете четырьмя секторами (см. рисунок 5—1). Но прежде чем мы поговорим об этих четырех секторах, я хотел бы знать, как вы пришли к этой идее?

ООО «Издательство АСТ» 6 страница - student2.ru

Рисунок 5—1. Четыре сектора

КУ: Хорошо, если вы рассмотрите работы различных теоретиков «новой парадигмы», от холистов до экофеминистов, глубинных экологов и систематиков, вы увидите, что все они предлагают различные типы холархий, иерархий. И даже антииерархия экологических философов предполагает свою собственную иерархию, которая обычно выглядит так: атомы — части молекул, молекулы — части клеток, клетки — части индивидуальных организмов, организмы — части семей, семьи — части культур, культуры — части целостной биосферы. Это их иерархия, их определение холархии, и, за исключением некоторых нюансов в определении «биосферы», она была бы довольно точной холархией.

И ортодоксальные исследователи точно так же предлагают свои собственные иерархии. Мы можем увидеть иерархии в науке о морали, в развитии эго, в развитии познания, в потребностях человека, в защитных механизмах и так далее. Также можно найти холархии развития во всем, от марксизма до структурализма, лингвистики, компьютерного программирования — список просто бесконечен.

Другими словами, понимаем мы это или нет, большинство из предложенных карт мира, фактически, являются холархиями по той простой причине, что этого понятия невозможно избежать (потому что нельзя уйти от понятия холона). У нас есть сотни и сотни этих холархически карт: восточных и западных, северных и южных, древних и современных, и многие из этих карт включают в себя и картографа.

Поэтому однажды я просто начал составлять список всех этих холархий: традиционных и новой эпохи, восточных и западных, древних, современных и постсовременных — всего, от теории систем до Великой Цепи Бытия, от буддистских виджнан до Пиаже, Маркса, Колберга, Веданты, Левингера, Мэслоу, Ленски, Каббалы и так далее. У меня были буквально сотни этих карт, разложенных на листах бумаги по всему полу.

Сначала я думал, что все эти карты были различными версиями одной похожей холархии. Во всех них было слишком много подобий и совпадений.

И чем больше я смотрел на эти холархии, тем больше я понимал, что существует, на самом деле, четыре совсем разных типа холархий, четыре совсем разных последовательностей холонов. И как только я разделил все эти холархии на четыре группы, они сразу же оказались там на месте, и стало совершенно очевидно, что каждая холархия в каждой группе действительно относилась к одной и той же территории, но, так сказать, существует четыре различных типа территории.

В: Эти четыре территории, эти четыре различных типа последовательностей холонов вы и называете четырьмя секторами?

КУ: Да, и вы можете видеть их на рисунке 5—1. На рисунке 5—2 я добавил некоторые примеры. Я должен подчеркнуть, что этот рисунок дает лишь некоторые примеры из каждого сектора, но вы можете понять общую идею.

Эти четыре сектора, четыре типа холархий имеют дело с внутренней и внешней стороной холона, а также с его индивидуальными и коллективными формами, и это дает нам четыре сектора.

Внутри и снаружи, единичность и множественность — вот самые основные различия, которые мы

можем сделать, и эти очень простые особенности, присутствующие у всех холонов, как я считаю, создают эти четыре сектора. Все четыре типа холархий имеют дело с подлинными свойствами реального холона, и именно поэтому эти четыре типа холархий так настойчиво проявляются на различных картах реальности по всему миру.

Мне кажется, что это характеризует самые основные свойства, это — четыре угла Космоса.

ООО «Издательство АСТ» 6 страница - student2.ru

Рисунок 5—2. Подробная схема четырех секторов

Намерение и поведение

В: Возможно, вы приведете несколько примеров.

КУ: Хорошо. Эти четыре квадрата — внутренне и внешнее индивидуального и коллективного — вы можете видеть на рисунках 5—1 и 5—2.

Мы можем начать с индивидуального холона в его внутреннем и внешнем аспекте. Другими словами, с верхнего левого сектора и верхнего правого сектора. Рисунок 5—3 представляет собой немного более детальную карту этих двух секторов.

Электро-статическое взаимодействие атомы
раздражение клетки (генетические)
беспокойство метаболические организмы (например, растения)
зачаточное восприятие протонейронные организмы (например, кишечнополостные)
ощущение нейронные организмы (например, кольчатые черви)
ощущение/импульс хордовые (рыбы/амфибии)
импульс/эмоция спинной мозг (рептилии)
эмоция/образ лимфатическая система (древние млекопитающие)
символ кора головного мозга (приматы)
понятие сложная кора головного мозга (люди)
ВЕРХНИЙ ЛЕВЫЙ ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ

Таблица 5—3. Внутреннее и внешнее на индивидуальном уровне

Если вы сначала посмотрите на колонку справа, вы можете видеть типичные холархии, представленные в любом стандартном учебнике биологии. Каждый уровень превосходит и включает в себя своего предшественника. Каждый уровень включает основные характеристики предыдущего уровня, а затем добавляет свои собственные отличительные и определяющие особенности, свой собственный облик. Каждый из этих уровней следует двадцати принципам, и так далее.

Но обратите внимание на то, что все они являются внешними описаниями, то есть так эти холоны выглядят снаружи, в объективной и эмпирической реальности. Так, в научном тексте вы можете найти, например, лимфатическую систему, описанную в деталях, — се компоненты, ее биохимию, историю ее развития, ее

связи с другими частями организма и так далее. И вы, вероятно, найдете упоминания о том, что лимфатическая система — это место нахождения некоторых фундаментальных эмоций, определенных основных типов поведения для каждого пола, способов выражения агрессии, страха и желания, независимо от того, присутствует ли эта лимфосистема у лошадей, людей или обезьян.

Но вы не найдете, конечно же, подробного описания этих эмоций, потому что они принадлежат к внутреннему опыту лимфатической системы. Эти эмоции и связанное с ними понимание есть то, что холон лимфатической системы ощущает изнутри, своей внутренней частью. И объективные научные описания не очень сильно интересуются этим внутренним сознанием, потому что к этому внутреннему пространству нельзя получить доступ объективными, эмпирическими методами. Можно только ощущать эти чувства изнутри. Когда вы испытываете, например, какую-то сильную радость, вы, даже если занимаетесь физиологией мозга, не говорите себе самому: «Ух ты, какой лимфатический день». Вы скорее описываете эти чувства в личных, эмоциональных терминах, в субъективных терминах: я чувствую себя замечательно, прекрасно быть живым, и так далее.

Итак, в левой колонке вы можете видеть список основных типов субъективного, или внутреннего, понимания, которым соответствуют различные объективные, или внешние, формы, перечисленные в правой колонке. Раздражение — способность активного ответа на стимулы со стороны внешней среды, начинается с клеток. Восприятие появляется у нейронных организмов, а способность ощущения появляется у хордовых организмов. Импульсы возникают с появлением спинного мозга, а основные эмоции — с возникновением лимфатической системы, и так далее. Это те же холархии, но субъективные, или внутренние, холархии.

Каждый уровень также превосходит и включает в себя своего предшественника, каждый функционирует в соответствии с двадцатью принципами, и так далее. И эта холархия слева, как и правая, построена на основе многочисленных свидетельств, доступных всем, которые мы можем обсуждать, если вы захотите.

Но главное здесь то, что это левое измерение относится к внутреннему миру, к внутренней глубине, которая есть не что иное, как сознание.

В: Вы говорили, что глубина — это сознание, или то, как глубина выглядит изнутри.

КУ: Да, точно. Левая колонка — внутренний облик холона, правая колонка — внешний образ того же самого холона. Внутреннее и внешнее. Сознание и форма. Субъективность и объективность.

В: Верхний правый сектор знаком нам больше всего, потому что он является частью объективной, эмпирической, научной картины мира.

КУ: Да, и мы можем предположить, что он описан достаточно точно. Это типичная холархия индивидуального холона, описанного в объективных понятиях: от атомов, молекул, клеток (ранние клетки, или прокариоты, и более сложные клетки, или эукариоты) к простым организмам (сначала с сетью нейронов, затем с более сложной нервной системой). Затем эволюция приходит к более сложным организмам, рептилиям, древним млекопитающим, людям. Последние обладают сложным мозгом, который превосходит своих предшественников и включает их в себя, поэтому у человеческого мозга есть спинной мозг рептилий, лимфатическая система древних млекопитающих плюс нечто новое, сложная кора головного мозга, способная к абстрактной логике, обучению языку и визуальной логике (на рисунке 5—2 я обозначил эти более сложные способности как SF, я объясню их позже).

Наши рекомендации