Международные экологические организации

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (UNESCO) была создана 16 ноября 1945 г. и ее штаб-квартира располагается в Париже (Франция). Организация включает 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. День 4 ноября 1946г. стал официальным днем учреждения ЮНЕСКО. В настоящее время членами Организации является 191 государство. Создание ЮНЕСКО стало результатом осмысления причин "великой и ужасной войны, которая только что закончилась" и желания предотвратить в дальнейшем подобные последствия путем формирования "интеллектуальной и моральной солидарности человечества". Задачи этой специализированной структуры ООН не ограничиваются строительством школ в разоренных войнами странах и публикацией научных открытий. Международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» принята в 1970 г. В программе имеются более14 научных проектов, касающихся важнейших социально-экологических проблем.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),которое является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в качестве автономной организации, представляет собой кульминацию международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году.. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 130 государств- членов. Цель организации - обеспечение безопасного использования ядерной энергии, защита человека от радиации и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является специализированным учреждением Объединенных Наций в области здравоохранения. Она была создана 7 апреля 1948 г. Целью ВОЗ, как указано в ее Уставе, является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В Уставе ВОЗ здоровье определено как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Управление ВОЗ осуществляется 193 Государствами-членами через Всемирную ассамблею здравоохранения. Ассамблея здравоохранения состоит из представителей Государств-членов ВОЗ. Основными задачами Всемирной ассамблеи здравоохранения являются одобрение программы и бюджета ВОЗ на последующие два года и решение основных вопросов в области политики.

Международный союз охраны природы (МСОП) и естественных богатств-международная неправительственная организация, осуществляющая подготовку рекомендаций Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия, а также готовящая отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов через международную сеть специалистов. Расположен в Швейцарии.МСОП насчитывает более 900 организаций
из 150 стран. МСОП был создан в 1948 году, Всемирным Банком (ВБ), Азиатским Банком Развития (АБР), Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН), Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ.).По инициативе МСОП выпущена Красная книга в пяти томах.

Комиссия по устойчивому развитию, занимающейся вопросами окружающей среды (КУР),несмотря на критику нестабильности экономики Зимбабве, по голосованию среди членов ООН возглавила африканская страна, главой - Председателем Комиссии стал Френсис Нхем, министр туризма и окружающей среды Зимбабве. Это решение было принято в результате тайного голосования послов ООН. (Государства Евросоюза и США выступали против назначения представителя Зимбабве главой Комиссии по устойчивому развитию, обвиняя страну в злоупотреблениях в области прав человека).

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) был создан в качестве пилотного проекта в 1991 году в преддверии Саммита Земли 1992 года. Фонд помагает развивающимся странам в решении экологических проблем, имеющих общепланетарный характер с целью концентрации усилий в сфере сохранения биологического разнообразия, изучения последствий изменений климата, загрязнения международных вод, деградации земельных угодий, разрушения озонового слоя и, в последние годы, изучения вопросов выведения из обращения устойчивых органических загрязнителей.

2. Конституция РФявляется Основным Законом российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 4 и чч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

Основной закон России - органически цельный нормативный правовой акт. Поэтому его нормы экологического характера тесно связаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве.

Экологическая функция российского государства и права закреплена в конституционных нормах.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов людей по месту жительства, а также природные ресурсы не только как объект использования, но и как основу их жизнедеятельности. Конституционно установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении трех условий:

- не нанесение ущерба окружающей среде;

- не нарушения прав и законных интересов иных - лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы;

- соблюдение условий и порядка пользования землей (ч.ч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ).

К источникам экологического права относится конституционная норма, на основании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться на территории РФ в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны природы (ст. 74 . Конституции РФ).

В РФ конституционно предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Наибольшее значение как источник экологического права имеет конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

К ведению РФ в числе других вопросов конституционно отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные программы в области экологического развития, международные отношения и договоры РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданское законодательство (ст. 71 Конституции РФ).

По предметам ведения РФ принимаются и изменяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (п.п. “а”, абз.1, ст.71 и ч.ч.1 и Зет. 76 Конституции РФ).

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены такие вопросы, как защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии, обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ).

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч.ч.1,2 и 3 ст. 76 Конституции РФ).

3. Федеральные законы. Возглавляет систему экологического законодательства РФ принятый в декабре 2001 г. федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он является комплексным головным законодательным актом прямого действия, т.е. его нормы, за небольшим исключением, действуют без каких либо дополнительных актов, их конкретизирующих.

В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и призван обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Предметом регулирования с его стороны служат отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

1. Сохранение окружающей среды.

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

При этом хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и

формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Главная линия ФЗ «Об охране окружающей среды» состоит в сочетании экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и его естественных прав на благоприятную окружающую среду. Мерой сочетания выступают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов с сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду;

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды.

Превышение этих нормативов является правонарушением.

Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Закон формирует экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, сооружений, строений и иных объектов производственного, сельскохозяйственного, военного, гидротехнического, транспортного, энергетического и другого назначения), обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека.

Нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет обязательность государственной экологической экспертизы, меры контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование.

Ядром закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но эти нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права - административного, уголовного, гражданского и т. д.

Таким образом, нахождение той или иной нормы в природоохранном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности к той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования.

Аналогичная ситуация и с другими законодательными актами, в той или иной мере затрагивающими вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

4. Указы президента.Компетенция Президента закреплена в Конституции РФ. Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически неограничен. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. При возникновении противоречия указов Президента с законами, принимаемыми Государственной Думой РФ Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет его на заключение Конституционного Суда, решение которого является окончательным.

5. Постановления правительства. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию можно разделить на три группы:

- постановления, принимаемые во исполнение федерального закона, для конкретизации его отдельных положений;

- постановления по определению компетенции органов управления и контроля;

- нормативно-правовые акты, направленные на дальнейшее правовое регулирование экологических отношений.

6. Акты министерств и ведомств. Министерства и ведомства, занимающиеся вопросами природопользования и охраны окружающей среды, наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Так, Министерство природных ресурсов издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды - воздуха, водных источников, почв от загрязнения.

Роскомрыболовства издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.

Немаловажную роль в решении вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды играют:

- государственные стандарты в области охраны окружающей среды;

- нормативные правила: санитарные, технические, строительные, технологические;

- руководящие и другие нормативно-методические документы.

При этом необходимо подчеркнуть, что эти нормативы регламентируют «технические» правила природопользования и не рассматриваются как источники экологического права.

7. Законы и Акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Круг ведения субъектов определяется соответствующими федеральными законами.

Законы и иные акты, принимаемые субъектом РФ и органами местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

Представленная совокупность источников экологического права формирует механизмы экологических правоотношений и эколого-правовой ответственности за экологические правонарушения. Последнее предполагает более детальное рассмотрение двух аспектов эколого-правовых отношений:

- право граждан на благоприятную окружающую среду как экологические правоотношения между отдельным гражданином и обществом;

- экологические правоотношения в сфере взаимодействия общества (в том числе общественного производства) и природы.

Наши рекомендации