Тема 1. Устойчивое развитие территорий
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра стратегии, территориального развития и качества жизни
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Государственного и муниципального управления
_________________ А. А. Лихтин
« » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Устойчивое развитие и безопасность территорий»
По направлению: 38.03.02 «Менеджмент»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
стратегии, территориального развития и качества жизни
« 31 » августа 2015 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой ________________ В.Л. Квинт
(подпись)
Программу составил ________________ А.В. Янцен
(подпись)
Санкт-Петербург
Наименование дисциплины
«Устойчивое развитие и безопасность территорий»
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Устойчивое развитие и безопасность территорий» является получение знаний об обеспечении устойчивого развития и безопасности, как в рамках отдельных территорий, так и государства в целом. Изучение студентами отечественного и зарубежного практического опыта обеспечения безопасности (национальной, экономической, экологической, информационной) на различных уровнях власти.
Формируемые компетенции
Освоение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций:
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
· пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28).
В результате изучения настоящего курса студент (слушатель) будет:
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
Знать:
· теоретические основы безопасности и отдельных ее видов;
· механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;
· фундаментальные принципы обеспечения финансовой безопасности государства как одной из важнейших составляющих экономической безопасности;
Уметь:
· правильно оценивать состояние экологии и систем, обеспечивающих
· экологическую безопасность, как в глобальном масштабе, так и на уровне
· регионов, субъектов РФ, отдельных предприятий;
Владеть:
· прогрессивными способами и приемами повышения уровня и качества жизни территорий Российской Федерации;
· методами анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах;
· навыками оценки эффективности различных вариантов защиты информации;
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28).
Знать:
· законодательство в области обеспечения информационной безопасности, соблюдения коммерческой тайны и защиты персональных данных при использовании информационно-телекоммуникационных сетей;
· назначение и области применения проблемно-ориентированных информационных технологий;
Уметь:
· разрабатывать меры и мероприятия по повышению уровня экологической безопасности территорий;
· определять индикаторы экономической безопасности государства;
· ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих управление миграционными процессами в Российской Федерации;
Владеть:
· навыками выбора конкретных технологий защиты информации;
· методами анализа экономического положения и перспектив развития предприятия;
Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины ОП
Темы, Разделы дисциплины | Количество часов | Компетенции | ||
ОК-13 | ПК-28 | Примечания | ||
Тема 1 | + | |||
Тема 2 | + | |||
Тема 3 | + | |||
Тема 4 | + | |||
Тема 5 | + | |||
Тема 6 | + | |||
Тема 7 | + | |||
Тема 8 | + | |||
Итого |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Устойчивое развитие и безопасность территорий» включена в вариативную часть профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров (Б2.В.ОД.3).
Содержание курса является логическим продолжением содержания курсов «Институциональная экономика», «Правоведение» и служит основой для освоения курсов «Безопасность жизнедеятельности», «Государственное регулирование экономики и управление инвестициями».
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общий объем лекционного курса на очной форме обучения – 26 час. (19,5 астрономических часов). Общий объем семинарских занятий на очной форме обучения – 28 час. (21 астрономический час). На самостоятельную работу обучающихся выделено на очной форме обучения – 144 час.
Вид работы | Трудоемкость (очно/заочно), в акад. часах |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа | |
Контроль самостоятельной работы | |
Виды текущего контроля | устный опрос, курсовая работа, тест |
Вид промежуточного контроля | экзамен |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование темы | Всего часов | В том числе, час. (очно) | Формы контроля (очно) | |||||
Аудиторная работа | Самост. работа | |||||||
лекции | практич. занятия | Лабораторные занятия | ||||||
всего | Из них в интерактивной форме | всего | Из них в интерактивной форме | |||||
Введение. Предмет и методология, задачи курса. Тема 1. Устойчивое развитие территорий | УО, Т | |||||||
Тема 2. Основы национальной безопасности | УО, Т | |||||||
Тема 3. Обеспечение экономической безопасности | УО, Т | |||||||
Тема 4. Государственно-правовой механизм управления миграционными процессами в РФ | УО, Т | |||||||
Тема 5. Обеспечение экологической безопасности территорий | - | - | УО, Т | |||||
Тема 6. Управление региональной инфраструктурой | УО, Т | |||||||
Тема 7. Обеспечение экономической безопасности организации | УО, Т | |||||||
Тема 8. Организация охраны труда | УО, Т | |||||||
Контроль самостоятельной работы | КР | |||||||
Промежуточный контроль | Курсовая работа, экзамен | |||||||
ИТОГО |
УО* – устный опрос;
КР** – контрольная работа;
Т*** – тестирование.
Применяемые на занятиях формы интерактивной работы: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции, психологические и иные тренинги, а также встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Содержание дисциплины
Тема 1. Устойчивое развитие территорий
Глобальные проблемы цивилизации и пути их возможного решения. Основные этапы формирования концепции устойчивого развития. Понятие, цели и принципы устойчивого развития. Экологический, экономический и социальный подходы при выборе стратегии устойчивого развития. Уровни территориальной иерархии при решении проблем устойчивого развития. Понятие показателей (индексов и индикаторов) устойчивого развития. Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Основные термины: устойчивое развитие, индекс развития человеческого потенциала, стратегия, экология, качество жизни, целевая программа, национальный проект.