Тема 1. Устойчивое развитие территорий

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра стратегии, территориального развития и качества жизни

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Государственного и муниципального управления

_________________ А. А. Лихтин

« » 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Устойчивое развитие и безопасность территорий»

По направлению: 38.03.02 «Менеджмент»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

стратегии, территориального развития и качества жизни

« 31 » августа 2015 г., протокол № 1

Заведующий кафедрой ________________ В.Л. Квинт

(подпись)

Программу составил ________________ А.В. Янцен

(подпись)

Санкт-Петербург

Наименование дисциплины

«Устойчивое развитие и безопасность территорий»

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Устойчивое развитие и безопасность территорий» является получение знаний об обеспечении устойчивого развития и безопасности, как в рамках отдельных территорий, так и государства в целом. Изучение студентами отечественного и зарубежного практического опыта обеспечения безопасности (национальной, экономической, экологической, информационной) на различных уровнях власти.

Формируемые компетенции

Освоение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций:

· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28).

В результате изучения настоящего курса студент (слушатель) будет:

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

Знать:

· теоретические основы безопасности и отдельных ее видов;

· механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;

· фундаментальные принципы обеспечения финансовой безопасности государства как одной из важнейших составляющих экономической безопасности;

Уметь:

· правильно оценивать состояние экологии и систем, обеспечивающих

· экологическую безопасность, как в глобальном масштабе, так и на уровне

· регионов, субъектов РФ, отдельных предприятий;

Владеть:

· прогрессивными способами и приемами повышения уровня и качества жизни территорий Российской Федерации;

· методами анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах;

· навыками оценки эффективности различных вариантов защиты информации;

пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28).

Знать:

· законодательство в области обеспечения информационной безопасности, соблюдения коммерческой тайны и защиты персональных данных при использовании информационно-телекоммуникационных сетей;

· назначение и области применения проблемно-ориентированных информационных технологий;

Уметь:

· разрабатывать меры и мероприятия по повышению уровня экологической безопасности территорий;

· определять индикаторы экономической безопасности государства;

· ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих управление миграционными процессами в Российской Федерации;

Владеть:

· навыками выбора конкретных технологий защиты информации;

· методами анализа экономического положения и перспектив развития предприятия;

Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины ОП

Темы, Разделы дисциплины Количество часов Компетенции
ОК-13 ПК-28 Примечания
Тема 1   +  
Тема 2   +  
Тема 3 +    
Тема 4 +    
Тема 5 +    
Тема 6   +  
Тема 7 +    
Тема 8   +  
Итого      

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Устойчивое развитие и безопасность территорий» включена в вариативную часть профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров (Б2.В.ОД.3).

Содержание курса является логическим продолжением содержания курсов «Институциональная экономика», «Правоведение» и служит основой для освоения курсов «Безопасность жизнедеятельности», «Государственное регулирование экономики и управление инвестициями».

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общий объем лекционного курса на очной форме обучения – 26 час. (19,5 астрономических часов). Общий объем семинарских занятий на очной форме обучения – 28 час. (21 астрономический час). На самостоятельную работу обучающихся выделено на очной форме обучения – 144 час.

Вид работы Трудоемкость (очно/заочно), в акад. часах
Общая трудоемкость
Аудиторная работа  
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль самостоятельной работы
Виды текущего контроля устный опрос, курсовая работа, тест
Вид промежуточного контроля экзамен

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наименование темы Всего часов В том числе, час. (очно) Формы контроля (очно)
Аудиторная работа Самост. работа
лекции практич. занятия Лабораторные занятия
всего Из них в интерактивной форме всего Из них в интерактивной форме
Введение. Предмет и методология, задачи курса. Тема 1. Устойчивое развитие территорий УО, Т
Тема 2. Основы национальной безопасности УО, Т
Тема 3. Обеспечение экономической безопасности УО, Т
Тема 4. Государственно-правовой механизм управления миграционными процессами в РФ УО, Т
Тема 5. Обеспечение экологической безопасности территорий - - УО, Т
Тема 6. Управление региональной инфраструктурой УО, Т
Тема 7. Обеспечение экономической безопасности организации УО, Т
Тема 8. Организация охраны труда УО, Т
Контроль самостоятельной работы           КР
Промежуточный контроль Курсовая работа, экзамен
ИТОГО  

УО* – устный опрос;

КР** – контрольная работа;

Т*** – тестирование.

Применяемые на занятиях формы интерактивной работы: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции, психологические и иные тренинги, а также встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Содержание дисциплины

Тема 1. Устойчивое развитие территорий

Глобальные проблемы цивилизации и пути их возможного решения. Основные этапы формирования концепции устойчивого развития. Понятие, цели и принципы устойчивого развития. Экологический, экономический и социальный подходы при выборе стратегии устойчивого развития. Уровни территориальной иерархии при решении проблем устойчивого развития. Понятие показателей (индексов и индикаторов) устойчивого развития. Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Основные термины: устойчивое развитие, индекс развития человеческого потенциала, стратегия, экология, качество жизни, целевая программа, национальный проект.

Наши рекомендации