Особенности расследования преступных нарушений правил пожарной безопасности
Наиболее характерными первоначальными следственными ситуациями по данным делам являются следующие:
Ситуация 1— уголовное дело о пожаре возбуждено по данным осмотра места происшествия и иной устной информации, полученной от органов пожарного надзора, отдельных граждан и должностных лиц, сообщивших о факте пожара в день его возникновения. Пожар привел к значительным разрушениям на горевшем объекте или жертвам среди людей. Осмотр места происшествия из-за сильных разрушений или длительного тушения пожара был неполным (частичным), но позволившим собрать некоторые сведения о возможном месте (очаге) возникновения пожара. Первичная информация в таких случаях чаще всего не содержит достаточно надежных данных для суждения о возможных причинах пожара и его обстоятельствах. В подобных ситуациях возможны предположения о разных причинах пожара, в том числе и путем поджога. Это осложняет расследование в самом его начале. Ситуация в целом требует тщательного анализа и оценки с участием соответствующих специалистов.
Ситуация 2— уголовное дело о нарушении правил пожарной безопасности возбуждено по материалам дознавательской деятельности органов пожарного надзора, содержащим указания на признаки преступного нарушения правил пожарной безопасности и некоторые сведения о его обстоятельствах и очаге пожара. Материал поступил спустя несколько дней после пожара. Причиненный пожаром вред не столь значителен, как в первом случае. Наличие материалов органов пожарного надзора в подобной обстановке чаще всего облегчает ориентацию следователя в сути происшедшего, его причинах и возможных виновных. Отдельные сложности в расследовании могут возникнуть в результате несколько запоздалого начала расследования.
В свою очередь каждая из этих ситуаций может быть разделена на ряд подвидов в зависимости от тяжести наступивших последствий, результативности следственного осмотра и т.д.
В обеих ситуациях основными и главными являются следственные версии о причинах пожара, одной из которых, наряду с версией о нарушениях правил пожарной безопасности, практически всегда бывает и версия о поджоге. От их проверки и уяснения причины зависят методы установления сути происшедшего, определение направления расследования, круг подлежащих выяснению вопросов, а также характер возможных версий о виновных в пожаре лицах.
Для установления причины пожара в плане расследования должно быть предусмотрено собирание информации о пожарно-технической характеристике объекта и сущности производственной и иной деятельности на нем, выявление очага и механизма пожара и уяснение степени проявления разрушительных огневых факторов с учетом разрушительных результатов тушения пожара.
Остальной круг вопросов, включаемых в план расследования и подлежащих выяснению в процессе расследования, обычно связан с задачами установления лиц, нарушивших правила пожарной безопасности или совершивших поджог, форм вины, мотивов и целей преступного поведения, причинной связи, личностных данных преступников, характера и размера причиненного пожаром ущерба и условий, способствовавших пожару.
Методика расследования любого дела о нарушении правил пожарной безопасности сходна с методикой расследования дел о преступных нарушениях требований промышленной безопасности и правил безопасности труда. При поджогах методика даль-
740 Глава 38. Расследование преступных нарушений правил безопасности
§ 3. Расследование нарушений правил пожарной безопасности741
нейшего расследования имеет свою специфику, обусловленную необходимостью установления поджигателя и мотивов поджога.
Первоначальные следственные и иные действия, их комплекс и очередность в каждом конкретном случае расследования определяются складывающимися конкретными следственными ситуациями в начале следствия и данными, указывающими на причину пожара. Выше уже были выделены две типичные первоначальные ситуации.
Для первой типовой следственной ситуации применительно к делам о нарушениях правил пожарной безопасности характерен следующий комплекс первоначальных следственных действий: осмотр места пожара; допрос потерпевших, очевидцев, работников данного объекта, участников тушения пожара; осмотр изъятых объектов с места пожара; судебно-медицинская экспертиза (при наличии жертв пожара); изъятие и осмотр технической и иной документации, а также ознакомление с информацией органов государственного пожарного надзора, первыми попавшими на место пожара и помогавшими следователю в его осмотре. В случае задержания подозреваемого проводится личный обыск, обыск по месту проживания, допрос, а иногда освидетельствование.
Для второй типовой следственной ситуации в случаях нарушения правил пожарной безопасности наиболее типичны такие действия: осмотр места пожара; допрос потерпевшего, очевидцев, работников горевшего объекта, участников тушения пожара; судебно-медицинская экспертиза (в необходимых случаях); изъятие и изучение противопожарных правил (инструкций), приказов и иной технической документации по вопросам противопожарных мер; пожарно-техническая экспертиза; изучение материалов органов пожарного надзора по результатам своего дознания. §[ри поджогах проводятся те же действия, что и в первой ситуации.
При крупных пожарах с тяжкими последствиями в соответствии с нормативными ведомственными указаниями на места происшествия должны выезжать руководители разных служб этого ведомства и различные специалисты. В этих случаях следователю, начавшему расследование такого происшествия, бывает довольно нелегко быть руководителем этой процессуальной деятельности. И от того, насколько быстро следователь сумеет взять руководство расследованием в свои руки в этих условиях, зависит эффективность многих его первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Осмотр места пожара является важнейшим следственным действием по этим делам, поскольку основные данные о причинах пожара и виновных лицах следователь может получить именно в результате осмотра места пожарища. При этом чем быстрее после тушения пожара будет проведен осмотр места происшествия, тем результативнее он может оказаться. Другим, не менее важным.условием успешного осмотра является участие в нем специалистов в области пожарного дела, которые помогают следователю обнаружить, изъять и зафиксировать следы и предметы, существенные для выявления очага пожара и причины загорания. Для этих ситуаций имеются специальные выездные автомашины-лаборатории, позволяющие использовать необходимые технические средства при осмотре. При подозрениях на поджог желательно привлечь к осмотру специалиста-криминалиста, а при наличии человеческих жертв — судебно-медицинского эксперта. Целесообразно привлекать к этому следственному действию и других специалистов с учетом специфики того производства, на котором произошел пожар. Привлечение специалистов к таким осмотрам фактически является одним из важных тактических требований этого следственного действия.
При осмотре нередко приходится разбирать сгоревшие конструкции, завалы и т.п., поэтому следователь должен позаботиться о технических помощниках, могущих выполнять эту работу.
В большинстве случаев на месте пожара можно выделить несколько узлов, например: 1) с признаками интенсивного действия огня (сильно выгоревшие участки, резко деформированные металлические конструкции и т.д., обычно это очаг пожара); 2) места сосредоточения электропроводок, выключателей и переключателей (электропульты); 3) со следами горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ.
В качестве отдельных узлов могут выступать и различные производственные установки, части каких-либо сооружений, окна, двери и т.д. В этих случаях осмотр целесообразнее проводить последовательно по выделенным узлам. На небольших территориях осмотр места пожара может быть сплошным без выделения каких-либо узлов.
Одной из важных задач осмотра является установление следов очага пожара. Для очага характерно наибольшее выгорание пола, стен, потолков, предметов, сильное закопчение, деформация, оплавление и покрытие окалиной металлических частей, отслаивание и образование трещин в каменных и бетонных объ-
742 Глава 38. Расследование преступных нарушений правил безопасности
§ 3. Расследование нарушений правил пожарной безопасности
ектах и т.п. К установлению очага пожара чаще всего приводит целенаправленное ведение осмотра по направлению к месту наиболее яркого проявления указанных признаков.
В очаге пожара необходимо выявить возможные источники огня (электрические, газовые, керосиновые, бензиновые и др.), изучить следы горения (пепел, сажу, золу, шлак и остатки различных предметов).
Дальнейшее направление осмотра от установленного или вероятного очага пожара целесообразнее выбирать по пути распространения огня с целью выявления факторов, способствовавших или препятствовавших возникновению и распространению огня. Это весьма важно для правильного уяснения механизма данного события, его причины и возможных профилактических мер.
При осмотре почти всех узлов в зоне пожара приходится разбирать пожарный мусор, а иногда вскрывать и разбирать конструкции, препятствующие доступу к участкам осмотра. Разбор пожарного мусора, особенно в очаге пожара, является одним из важных специфических элементов осмотра места происшествия. В пожарном мусоре можно обнаружить остатки не сгоревших полностью предметов, товаров, веществ, обгоревшие электро- и иные приборы — источники огня, остатки горючих жидкостей, технических приспособлений (при поджогах) и т.п. Для успешности указанной операции мусор должен разбираться планомерно, послойно и поочередно.
В случае необходимости с пожарища должны быть изъяты образцы зол, пепла, несгоревших объектов, имеющих значение для установления причин пожара и выявления характера сгоревших объектов.
При осмотре трупана месте пожара особое внимание рекомендуется обращать на его позу (для обгоревшего трупа характерна так называемая поза боксера), наличие или отсутствие на нем повреждений прижизненного происхождения с целью получения данных для предварительного вывода о том, когда наступила смерть, до или после пожара (окончательное заключение по этому вопросу дает судебно-медицинская экспертиза). Это имеет большое значение для быстрой ориентации в сути происшедшего по делам об убийствах с последующим поджогом. Выявить данные признаки нелегко, ибо обгоранию чаще всего подвергается не только одежда, но и кожный покров. Поэтому целесообразнее всего эти признаки искать на тех частях тела, которые плотно соприкасались с какими-либо поверхностями (например, полом) и лучше сохранились.
Допрос свидетелейи потерпевших. Вкачестве свидетелей чаще всего допрашиваются очевидцы возникновения, развития и тушения пожара, пожарные и другие лица, участвовавшие в ликвидации огня, лица, что-либо знающие об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших пожару, и о состоянии объекта до начала пожара, представители администрации (при пожарах в магазине, палатках, складах).
Очевидцы допрашиваются о том, что связано с началом, развитием и тушением пожара (когда, где и откуда они увидели пламя, дым и какого цвета, что появилось в начале — дым или огонь, о метеорологических условиях в момент пожара, откуда и как началось тушение и т.д.). При их допросе целесообразно пользоваться несложными схемами и планами фасада и помещения объекта пожара (для более точного определения тех мест, откуда появился огонь и дым).
Другие свидетели — не очевидцы — допрашиваются об особенностях объекта, где имел место пожар, состоянии его пожарной безопасности и всех остальных фактах, имеющих отношение к пожару с учетом их возможной информированности о нем.
У лиц, тушивших пожар, желательно выяснить то, что они увидели по прибытию на место пожара и что обнаружили после проникновения на объект тушения (где пламя было сильнее, что находилось в горящем помещении, не было ли взломанных дверей, ящиков, шкафов, разбросанных бумаг, зажигательных приспособлений, каково состояние противопожарной безопасности на объекте и т.д.).
При допросе потерпевших чаще всего выясняются данные об обстоятельствах пожара, его причине, сгоревшем имуществе, о подозрениях по поводу виновников пожара, состоянии мер противопожарной безопасности и т.п.
Изъятие, осмотри изучение документов нормативного и технического характера. Их изучение позволяет точнее установить уязвимые в пожарном отношении участки данного объекта и соответственно очаг пожара, его причины и характер допущенных нарушений правил пожарной безопасности. Очень важно, чтобы следователь, ведущий расследование, был знаком с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ1 и другими ведомственными и региональными актами о пожарной безопасности. При этом необходимо изъять и изу-
1 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
744 Глава 38. Расследование преступных нарушений правил безопасности
§ 3. Расследование нарушений правил пожарной безопасности 745
чить следующие документы: план объекта, схемы силовой и осветительной электросети, журналы эксплуатации энергохозяйства, правила пожарной безопасности для отдельных видов работ и производств, технологические инструкции и карты и др.
При расследовании пожаров перед следователем нередко встают вопросы, требующие пожарно-технических знаний. Для их разрешения чаще всего назначается пожарно-техническая экспертиза,на разрешение которой можно поставить вопросы, касающиеся установления: очага и непосредственной причины возникновения пожара; фактов, связанных с поджогом и нарушением правил пожарной безопасности; условий, времени возникновения пожара и особенности развития горения во время пожара (о степени горючести отдельных материалов и веществ, о последовательности распространения огня, о влиянии отдельных факторов на развитие пожара и т.д.); всех необходимых элементов причинной связи между наступившими последствиями и несоблюдением технических требований правил пожарной безопасности; состояния противопожарных средств на данном объекте и разработки профилактических рекомендаций. Эта экспертиза проводится сотрудниками испытательно-пожарных лабораторий управлений пожарной охраны Центрального научно-исследовательского института пожарной охраны МВД России, экспертно-криминалистических подразделений МВД, УВД, атакже экспертами Федерального центра судебной экспертизы и лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
В необходимых случаях проводятся судебно-химическаяи судебно-медицинская экспертизы.Первая — для установления химического состава сгоревших веществ по их остаткам либо продуктам сгорания, обнаруженным в очаге пожара. Вторая — сцелью выяснения причин наступления смерти: подвергался действию огня живой человек или труп, нет ли на трупе повреждений кроме ожогов, какова степень ожогов у живого потерпевшего и др.
Следственные действия на последующем этапе чаще всего бывают направлены на собирание данных, изобличающих уже известных нарушителей правил пожарной безопасности или разысканных и задержанных поджигателей, предъявление им обвинения и их допрос. Чаще всего проводятся следующие действия: допрос свидетелей; экспертное исследование отдельных предметов, изъятых с мест пожара и у подозреваемого; выемка, осмотр и изучение дополнительной технической документации,
распоряжений, приказов и т.п.; следственный эксперимент (при необходимости); допрос обвиняемых.
Комплекс и последовательность следственных действий зависят от складывающихся к этому моменту следственных ситуаций. Так, если преступник под давлением собранных к этому периоду доказательств сознается в совершенном им поджоге или нарушении правил пожарной безопасности, то последующие следственные действия целесообразнее направить на собирание недостающих данных, закрепляющих его признание.
Если преступник отрицает свою вину в пожаре, несмотря на изобличающие его данные, комплекс последующих следственных действий может включать в себя все или почти все из приведенного выше примерного перечня следственных действий.
При установлении обстоятельств, способствующих возникновению пожаров на том или ином объекте (в том числе и родственных объектах), необходимо принять профилактические меры в форме внесения представления, с предложениями по предотвращению подобных нарушений, направления информационных писем о технических причинах пожара, выступлений (на собраниях, совещаниях, в печати, на радио и т.п.).
§ 1. Криминалистическая характеристика данных преступлений 747
Глава 39. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
§ 1. Криминалистическая характеристика данных преступлений
Бурный рост автомобильного парка в России (особенно в крупных городах), увеличение грузо- и пассажиропотока, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточная квалификация водителей и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки. В последние годы отмечен значительный рост численности дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В результате ДТП гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что наносит существенный ущерб государству. Безопасность дорожного движения осложняется также существенным увеличением количества транспортных средств на дорогах, а также недисциплинированностью водителей и пешеходов. Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
В систему преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включаются происшествия, имеющие место со всеми видами транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного либо другого механического, автомотовело- и городского электротранспорта, тракторами ииными самоходными машинами). Наиболее распространенными из этой группы преступлений являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
К этой группе преступлений относятся также недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопас-
ную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы преступлений объединены не только общими уголовно-правовыми признаками, но и общими криминалистически значимыми чертами.
Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием.Несмотря на многообразие ДТП в них, как уже отмечалось, есть общие криминалистически значимые черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.
С учетом механизмауказанные деяния различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг- с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел.
По субъективно-личностным основаниямвозникновения ДТП они подразделяются на происшествия, возникшие:
— по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение сигналам светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);
— вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);
— в результате нарушений, допущенных лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспорт-
748 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 1. Криминалистическая характеристика данных преступлений 749
ных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие, грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).
Наиболее часто встречаемыми видами ДТП являются наезды и столкновения.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих случаях нелегко. Объясняется это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин (нарушений, дойущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и исследовать возможную связь указанных причин.
Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения.
В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения (а точнее о криминальном поведении его субъектов) не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения'являются ключевыми элементами данной характеристики рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения указанного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель — автомобиль — дорога — окружающая среда». Выдвижение механизма совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической характеристике вполне закономерно. Механизм — как система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах в ходе такого происшествия — позволяет разобраться во всей картине этого события на всех его этапах (начальном, кульминационном и финальном). В результате знание механизма ДТП позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.
Способ криминального поведения участников ДТП в силу специфики этого вида преступления понимается как система,
обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление).
Механизм рассматриваемых преступлений, как и по делам о преступных нарушениях правил промышленной и иной безопасности складывается из двух подвидов. Первый включает в себя своеобразие механизма преступного нарушения правил дорожного движения. Второй характеризует динамику действий разрушительных сил транспортных средств, приводящих к столкновению. При оценке своеобразия криминального поведения субъектов в картине механизма и обстановке ДТП следует иметь в виду, что оно в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без получения соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной, волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) трудно правильно разобраться в сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.
Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между собой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздействием окружающей, среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, тВ механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов криминалистической характеристики.
При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства:
— в чем суть ДТП, повлекшего за собой общественно опасные последствия;
— где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;
750 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 2. Типовые следственные ситуации и планирование расследования 751
— какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);
— наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;
— какова форма вины каждого участника дорожно-
транспортного происшествия (преступная небрежность, преступ
ное легкомыслие или умысел);
— кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него;
— не имела ли место в данном случае инсценировка ДТП.
Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающи
ми. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение
которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей
ДТП. I
§ 2. Типовые следственные ситуации и планирование расследования
Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.
Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий.
Ситуация 1— обстановка на месте происшествия зафиксирована без существенных изменений, водитель известен (он итранспортное средство находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной ситуации следующие: происшествие возникло в результате нарушения правил дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей части и др.); происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); происшествие возникло в результате выпуска вэксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом,
ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.); происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы (обвал, землятресение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.
Ситуация 2— обстановка на месте происшествия изменена его участниками. В данной ситуации обычно возникают дополнительные версии: о причинах изменения обстановки, реально характеризующей результаты ДТП (например, указанная обстановка изменена с целью восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на иную картину события или на виновность кого-либо из участников происшествия и др.).
Ситуация 3— обстановка на месте происшествия не изменена, в ней сохранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при угоне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о виде конкретного транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и о лице, управлявшем им. В такой ситуации необходимо мысленно воссоздать по собранным данным обстоятельства происшествия, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам наложения на теле и одежде жертвы.
Ситуация 4— обстановка, при которой в зоне дорожного движения обнаружен труп, но без специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления.
Ситуация 5— обстановка, при которой обнаружен труп с признаками ДТП (следы наложения, частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), но не на трассе движения. Следственные версии в такой ситуации обычно выдвигаются для проверки следующего: произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере причин, повлекших смерть потерпевшего, могут быть разрешены путем проверки версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспроизвести
752 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 3. Начальный этап расследования
картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым преступлением.
Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планированиенацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП средствами не только службы ГИБДД, но и территориальных служб милиции.
На первом месте в плане расследования следует предусмотреть проведение следственных осмотров, установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.). В плане следует предусмотреть действия, направленные на розыск скрывшегося водителя и его транспортного средства.