На пути к глобальному: часть 1

В: Мы много слышим о «глобальной перспективе», или «глобальном сознании». Большинство подходов в рамках «новой парадигмы» подчёркивают, что мы сегодня живём в планетарной сети, и нам необходима глобальная системная карта, на которой мы могли бы видеть эту глобальную территорию.

КУ: Единая карта глобального пространства — это одно, а картограф, способный начертать такую карту, — совсем другое. Глобальная перспектива не является врождённой; младенец не рождается с ней; у человекообразных обезьян её также не было. Глобальная перспектива — это редкая, элитная, необычная точка зрения очень большой глубины, и существует относительно немного людей, которые действительно имеют доступ к этой глубине (чем больше глубина, тем меньше пространство). Поэтому именно через понимание развития и появление глобального сознания мы можем в действительности начать мыслить в соответствии с «новой парадигмой», если именно это является целью.

Но в этой глобальной системной карте не написано абсолютно ничего о том, как идёт внутреннее развитие у самого картографа. Но это, безусловно, и есть самая важная проблема. Поэтому, когда теоретики «новой парадигмы» выдвигают свою глобальную сис-темную карту, она может только показать, как человек должен развиваться до такого состояния, в котором он уже сможет обладать глобальным сознанием. Подлинные духовные или трансперсональные состояния появляются как раз внутри этой глобальной перспективы, когда Дух начинает познавать своё собственное глобальное измерение.

В: Я как раз хочу об этом поговорить. Мы обсуждали это в абстрактных терминах: лестница, человек, представление. Но я хотел бы рассмотреть конкретные примеры этого развития по направлению к глобальному измерению. Давайте поднимемся на самый верх лестницы! Начнём с начала.

Первичная матрица

КУ: Давайте на некоторое время считать рождение началом. Младенец при рождении является в основном сенсорно-двигательным организмом, холоном, в структуре которого есть клетки, молекулы, атомы, и эти подхолоны он уже превзошёл и включил в себя.

Но младенец не обладает языком, логикой или способностью рассказывать; он ещё не понимает историческое время и не может ориентироваться во внутреннем психологичес-ком пространстве. Он в основном отождествляет себя с сенсорно-физическим измерением, или стадией номер один на рисунке 9—1.

«Я» может ориентироваться, главным образом, только в самом низком и самом основном измерении из всех, материальном и сенсорно-двигательном. Фактически, личность в значительной степени отождествляется с сенсорно-двигательным миром, настолько, что она ещё не может провести различия между внутренним и внешним. Физическое «я» и физический мир сплавлены воедино, они ещё не дифференцированы.

Это раннее состояние часто называют «первичной матрицей», потому что это изначальная матрица, которая будет подвергаться осмыслению в ходе последующего развития. О ней также говорят как о первичном аутизме, изначальном нарциссизме, океанической, протоплазменной стадии, отсутствии дуализма, неразделённости, и так далее.

Мы видели, что каждая точка опоры имеет форму последовательного процесса из трёх стадий: «я» сначала отождествляется с этой ступенью, затем оно дистанцируется от неё и превосходит этот уровень, а потом включает его в свой внутренний мир. И эта первичная матрица — просто фаза 1 первой точки-опоры — «я» находится в сплавленном состоянии с сенсорно-двигательным миром, как внутренним, так и внешним.

В: Это первичное состояние неразделимости лишено дуальности субъекта и объекта?

КУ: Оно находится даже ниже этой дуальности. Многие романтики любят видеть в этом первичном состоянии своего рода прообраз космического сознания, мистического единства с миром, отсутствия противоположностей, и так далее. Но это первичное состояние сплавленности не преодолевает противоречие между субъектом и объектом; оно просто не может провести различие между ними. Это первичный нарциссизм, в котором физический мир поглощается аутичным сознанием, весь младенец — это рот, весь мир — пища. Эти отношения целиком физические.

В этом состоянии ещё нет ничего духовного. Личность не может исполнять какую-то социальную роль; она заперта в своей собственной эгоцентрической оболочке и испытывает недостаток в интерсубъективной любви и сострадании. Поскольку она не может провести различие между физическим внутренним и физическим внешним миром, это состояние довольно «широкое», но крайне неглубокое. Таким образом, это состояние не более свободное, а менее свободное, чем последующие. Это самое неглубокое и самое тесное сознание, которое вы только можете себе представить!

И, наконец, это первичное состояние не может принимать на себя другие роли. Таким образом, у «я» нет познавательных способностей, позволяющих ему увидеть мир глазами других и занять на время их позицию — оно воспринимает только непосредственные впечатления из сенсорно-двигательного измерения, глубоко нарциссичного. Поэтому «я» на этой стадии не способно на подлинную любовь, оно не может действительно любить кого-то, пока оно не способно понять точку зрения другого человека и, возможно, даже поставить её выше своей собственной. Так что здесь нет никакого сострадания, никакой подлинной любви, никакой терпимости, благожелательности или альтруизма.

Поэтому во многих и многих вопросах это состояние первичного сплава — полная противоположность подлинного духовного понимания, сострадания и любви. И всё же некоторые учёные всё ещё полностью захвачены этим состоянием тотальной самовлюблённости, нехватки любви и сострадания и считают его своим идеалом. Я полагаю, что они видят в этом интенсивном нарциссизме нечто, что совпадает с их собственными желаниями; это характерная черта нашего времени.

Родовая травма

В: Что вы можете сказать насчёт предшествующего внутриматочного состояния? Вы включаете его в вашу модель?

КУ: Свидетельства по поводу внутриматочного развития и родовой травмы очень противоречивы. Но я, тем не менее, считаю, что часть из них справедлива, поэтому я называю эти ещё более ранние события точкой опоры ноль.

Как и все точки опоры, у неё также есть основная трёхшаговая структура: начальное единство с маткой, затем болезненный процесс отделения (на самом деле, это и называется родовой травмой), потом идёт период интеграции холона в качестве отдельного (постутробного) организма. В этой точке младенец выходит на первую ступень — «точку опоры номер один», он теперь отождествляет себя физическим миром, находящимся вокруг него.

Станислав Гроф очень много писал про эти подфазы процесса рождения, которые он называет основными перинатальными матрицами. Проведённые им исследования помогают прийти к выводу, что травма, полученная на любой из этих подфаз, может привести впоследствии к патологическому комплексу. И, наоборот, во время сильного стресса, при определённом типе дыхания (так называемом холотропном) или под воздействием определённых психотропных препаратов, «я» может вернуться к этой точке опоры и вновь пережить её различные подфазы и травмы, что может облегчить состояние человека. Исследования Грофа очень интересны и познавательны, и если вы интересуетесь этими проблемами, я рекомендую вам их прочитать.

Ложное «я»

В: Значит, полученная в процессе рождения травма могла сформировать патологический комплекс, который будет влиять на всё последующее развитие?

КУ: Да, но это только один пример более общей закономерности, которая заключается в том, что травма, полученная на любой из точек опоры, может сформировать патологический комплекс, который будет «заражать» всё последующее развитие. Как мы уже говорили, «я» может сделать неудачный шаг на любой из этих примерно девяти точек опоры, и тип полученной в итоге патологии зависит от ступени, на которой произошёл несчастный случай.

В: Как это?

КУ: Когда «я» подходит к новой ступени развития сознания, на каждой ступени оно встречается с процессом, состоящим из трёх подфаз. И что-то может пойти не так, как надо, на любой из этих подфаз: на этапе отождествления, дифференцирования или интеграции. «Я» может зациклиться на стадии отождествления, в итоге мы имеем фиксацию, проблему одной из подфаз. Или же «я» может потерпеть неудачу в различении, на этапе 2 точки опоры, оно может оказаться не в состоянии чётко и ясно отличать уровни, и поэтому не суметь установить стабильную границу уровней. «Я» может также потерпеть неудачу в интеграции, или на третьем этапе точки опоры, и оно не сможет включить в себя преды-дущий уровень, а будет отчуждать, отделять и подавлять его. Оно не будет преодолевать и включать, оно будет отделять и подавлять.

Если этот несчастный случай произошёл, если мы имеем «дефект подфазы» на любом уровне, тогда патология создаёт повреждение в сознании, которое будет затем искажать всё последующее развитие человека. Как крупица песка, которая попадает в формирующуюся жемчужину, этот дефект нарушает порядок всех последующих слоёв, деформирует и искажает их.

В: На пути развития «я» потеряло руку или ногу.

КУ: Да, теперь в подсознании есть какие-то вещи, которые оно не допускает в сознание или не признаёт. «Я» начинает скрывать их от себя. Другими словами, оно начинает лгать себе. Система ложного «я» начинает доминировать над «я» реальным, которое существует в сознании в любой момент времени, но теперь оно отрицается, искажается или подавляется. Подавление, в основном, заключается в сокрытии того, что на самом деле находится в сознании.

В любом случае у человека формируется личное бессознательное. И это бессознательное частично является местом, в котором сосредоточена ложь. Как мы до этого говорили, некоторые части сознания отколоты — «небольшие капли», маленькие «я», маленькие субъекты заключены в тёмную подкорку. Эти небольшие капли остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были отколоты и подверглись отчуждению. Они продолжают отождествляться с тем уровнем, на котором они подавлялись.

Поэтому некоторые ваши возможности, которые теперь отделены от вас, начинают съедать вашу энергию и ваше внимание. Так возникает утечка и одновременно препятствие для дальнейшего роста и развития. Это тяжесть прошлого, которое должно было быть прожито сознательно. Но вместо этого оно оказывается упрятанным в подсознание, защищённым ложью, и оно начинает терроризировать сознание.

В: И психотерапия обращает внимание на эту ложь.

КУ: Интерпретирующие терапии — психоанализ Фрейда, Юнга, гештальт-терапия и когнитивная терапия — действительно борются с ложью. Теми способами, которыми мы уже обсуждали (см. главу 7).

Поэтому, когда мы проходим через эти стадии расширяющегося понимания, мы должны изучать эти переходы к новым точкам опоры и обращать внимание на то, что в них может быть неправильно, потому что именно такие проблемы препятствуют появлению глобального понимания.

Точка опоры 1: штриховка физического «я»

В: Итак, мы начинаем наше развитие с точки опоры номер один.

КУ: Да, «я» находится в полном единстве с сенсорно-двигательным миром, в состоянии первичного сплава или первичного нарциссизма. Личность на этом этапе центрирована вокруг физического, она сплавлена с материальным измерением, с физиосферой. Но в возрасте приблизительно четырёх месяцев младенец начнет проводить различие между физическими ощущениями в своём теле и в окружающей среде. Младенец кусает простыню, и это не больно; кусает свой большой палец, и это больно. Он понимает, что между одеялом и большим пальцем есть различие. Поэтому он начинает вступать в фазу дистанцирования от точки опоры номер один, которая обычно заканчивается где-нибудь на первом году, обычно в возрасте приблизительно 5—9 месяцев, согласно исследованиям пионера в этой области Маргарет Малер.

Она называет эту фазу «штриховкой» — физическое «я» выделяется из этой первичной матрицы (другими словами, эта штриховка — фаза 2 точки опоры 1). Эта штриховка и есть «подлинное рождение» физического «я».

Мелани Кляйн, Эдит Якобсон, Рене Шпиц и Маргарет Малер подробно изучили этот самый ранний период дифференциации. Именно женщины особенно остро чувствуют эти ранние стадии, не так ли?

Так или иначе, эта штриховка — рождение физического «я». Если «я» терпит неудачу на этой стадии — если оно продолжает отождествляться с первичной матрицей, тогда оно не может сказать, где заканчивается тело и начинается стул. У него появляется так называемый адуализм, который является одной из главных характеристик психоза. И именно поэтому почти все исследования указывают на то, что многие действительно серьёзные патологии — психозы, шизофрения, серьёзные эмоциональные расстройства — происходят от проблем, связанных с самой первой точкой опоры, точкой опоры номер один. Итак, мы начинаем видеть, что определенный тип патологии связан с некоторым уровнем, на котором происходит нарушение.

В: Некоторые из них перечислены на рисунке 10—1.

КУ: Да. При психозе можно наблюдать серьёзное искажение действительности, которое часто проявляется как адуализм, или неспособность установить физические границы личности (точка опоры 1); часто ему сопутствуют галлюцинации, связанные с основными образами и мыслями; нарциссический обман отношения; сознание не в состоянии поместиться в физическом теле; собственное «я» и «я» других часто путаются между собой. Может также возникать просвет тонкого или трансперсонального понимания, но это случается довольно редко и чаще всего также очень сильно искажается.


на пути к глобальному: часть 1 - student2.ru причинный ТО-9 причинная патология мистика бесформенного
тонкий ТО-8 тонкая патология божественный мистицизм
экстрасенсорный ТО-7 экстрасенсорные расстройства природная мистика (шаманизм и т.п.)
кентаврический (визуально-логический) ТО-6 экзистенциальные патологии экзистенциальная терапия
формально-рефлексивный (формоп) ТО-5 личностные неврозы интроспекция
правило / роль (коноп) ТО-4 патология сценария и роли ролевой анализ (через игру и т.п.)
представляющий разум ТО-3 психоневрозы техники раскрытия
образно-эмоциональный ТО-2 нарциссизм и пограничные патологии формирующие структуру техники
чувственно-физический ТО-1 психозы физиологические техники (инсулиновый шок и т.п. )
первичная матрица ТО-0 Перинатальные патологии интенсивная регрессивная терапия
основные структуры сознания соответ- ствующие точки характерные патологии виды терапии

Рисунок 10—1. Структуры сознания вместе с точками опоры, патологиями и соответствующими терапиям

Точка опоры 2: рождение эмоционального «я»

В: Но если с точкой опоры номер один всё хорошо?

КУ: Если «я» удалось относительно хорошо пройти эту точку опоры, то младенец выходит к точке опоры номер два, эмоционально-образной. Поскольку младенец закончил с точкой опоры 1, он установил реалистичные границы своего физического «я», но он всё ещё не провёл границы своего эмоционального «я». Так что он может выделить своё физическое «я» из физической окружающей среды, но всё ещё не может выделить своё эмоциональное «я» из эмоциональной среды, и это означает, что его эмоциональное «я» отожде-ствляется с теми, кто находится вокруг него, особенно с матерью (начальная фаза отожде-ствления точки опоры 2).

Так как в предыдущем физическом состоянии сплавленности не было ничего «глубокого», нет никакой значительной глубины и в этом эмоциональном состоянии отождествления, даже несмотря на то, что оно также напоминает это привлекательное «целостное единство с миром». Почти все исследователи единодушны в том, что это состояние всё ещё является крайне эгоцентрическим, или нарциссическим. Как сказала Малер, «я» на этой стадии рассматривает мир как свою устрицу. «Именно потому, что он не может отделить себя от эмоционального и жизненного мира вокруг него, «я» младенца относится к миру как к продолжению себя — что с технической точки зрения есть склонность к нар-циссизму».

Этот тип жёсткого нарциссизма — который на данной стадии является нормой, а не патологией — не означает, что младенец эгоистично думает только о себе, напротив, он вообще неспособен к размышлениям о себе. Он не может отделить себя от мира, эмоционального мира, и поэтому он думает, что-то, что чувствует он сам, чувствует и мир вокруг него, то, что требуется ему, хочется и миру вокруг него, то, что видит он, видит и мир. Ребёнок играет в прятки, просто закрывая глаза ладонями: он думает, что если он вас не видит, то и вы не можете видеть его; его собственная точка зрения для него является единственной существующей.

«Я» на этой стадии — просто естественно-импульсивное «я». Оно находится в единстве со всем жизненно-эмоциональным измерением бытия, как внутренним, так и внешним. Его влекут потоки его эмоциональной и биологической жизни, и оно не отличает себя от этих экологических потоков существования. Его личность на данной стадии является биоцентрической или экоцентрической, она сплавлена с биосферой снаружи и внутри.

И именно потому, что «я» слито с природой, биологией, импульсами, жизненно-эмо-циональной сферой, оно не может подняться над вышеупомянутым единством и увидеть, что его точка зрения — не единственная существующая в мире. Биоцентричность приводит к крайней эгоцентричности, и мы постоянно будем с этим сталкиваться.

«Я» и его представления об объектах всё ещё слиты воедино. Это создаёт особую «магическую» и самовлюблённую атмосферу, которая так распространена на данном этапе развития человека.

Но в возрасте приблизительно 15—24 месяцев эмоциональное «я» уже начинает отделять себя от эмоциональной окружающей среды. Малер называет это «психологическим рождением младенца». Ребёнок на данном этапе фактически рождается как отдельное эмоциональное и чувствующее «я» (человек переходит от начальной фазы отождествления точки опоры 2 в среднюю фазу дифференцирования). Младенец начинает осознавать тот факт, что он является отдельным существом, живущем в отдельном от него мире. Это удар по чувству единения матери и ребёнка.

В: Эта стадия отличается от «штриховки».

КУ: Да. Точка опоры 1 — это штриховка, или рождение физического «я». Точка опоры 2 — рождение эмоционального «я». В точке опоры номер два пробуждается действительно отдельное «я», со всеми радостями и всем ужасом и страданием, которые из этого следуют.

В: Многие исследователи считают эту точку началом глубокого отчуждения. Они называют это основной ошибкой, изначальным дуализмом, расколом между субъектом и объектом, началом фрагментарного сознания...

КУ: О да, я знаю об этом. Очень большое количество трудов было написано про это отделение и «потерю» предыдущего эмоционального единства. Этот момент считается изгнанием из первоначального рая, началом великого отчуждения, началом человеческой трагедии.

Большинство этих исследователей просто путают отделение с разобщением. Отделение — необходимая и неизбежная часть эволюционного развития, важный шаг на пути к достижению более высокой интеграции. Но эти теоретики рассматривают любое отделение не как этап, предшествующий более высокому уровню интеграции, но как жестокое разрушение предшествующей гармонии, как будто дуб в чём-то является ужасным нарушением изначальной гармонии желудя.

Только то, что «я» не знает о страдании, ещё не означает, что оно обладает внутренним духовным счастьем. Нехватка понимания ещё не означает присутствие рая!

В: Но романтики об этой ранней стадии отсутствия различий думают совершенно иначе. Они приписывают ей множество положительных достоинств, они считают потерю тождественности с миром, тождественности с матерью большим горем.

КУ: Да, они путают отождествление со свободой. Это полная противоположность. Сплавленность — это заключение; вы полностью во власти всего, что вы ещё не успели преодолеть. Но, конечно, этот трансцендентальный рост очень сложен, подчас болезнен. Окружающий мир — жестокое место, и когда люди узнают это, они страдают. Мир явлений, или мир сансары, является местом отчуждения. И когда младенец узнаёт об этом, он очень сильно страдает. Это болезненно, но это взывает к нашему пробуждению.

Это похоже на обморожение. Сначала нет никаких ощущений вообще; всё кажется прекрасным, вы находитесь в раю безо всякой боли. Вы больны, но только не знаете об этом. Затем происходит потепление, появляются чувства и эмоции, и становится больно, как в аду. Эти теоретики путают «адскую боль» с «причиной болезни».

В точке опоры 2 включается осознание болезни сансары. Того факта, что как отдельное чувствующее и эмоциональное существо, вы не имеете никакой защиты от стрел свое-нравной фортуны. Скоро вам придётся жить в мире боли, страдания и кошмаров, и у вас есть два, и только два, выбора: отступить к предшествующей стадии единства, в которой ещё не было никакого понимания этого отчуждения — это будет смерть или психическое заболевание — или продолжить рост и развитие, пока это отчуждение не будет преодолено в духовном пробуждении.

Но исследователи из числа ретроромантиков просто восхваляют предшествующее состояние обморожения и считают его прообразом Божественного пробуждения, своего рода бессознательным Раем. Но состояние сплавленности — это не бессознательный Рай, это бессознательный Ад. В точке опоры 2 этот ад начинает осознаваться, всё дело только в этом. Это очень большой прогресс.

В: И даже несмотря на то, что точка опоры 2 —довольно «несчастливый» этап?

КУ: Да, горько-сладкий. Много слёз, неудовлетворённых желаний. Но предыдущее состояние бесчувственности, отсутствия дуальности, невежества, отнюдь не является счастьем.

Когда мы пробуждаемся как отдельное эмоциональное «я», со всеми радостями и всеми ужасами, которые сопутствуют этому процессу, мы, на самом деле, преодолеваем пре-дыдущее состояние единства. Мы до некоторой степени пробуждаемся. Мы приобретаем большую глубину и большее сознание, и у этого процесса есть своя собственная внутренняя ценность, внутренняя полезность. Но, как и на всех стадиях роста, есть цена, которую надо заплатить за каждое расширение сознания. Это диалектика движения вперёд.

В: Хорошо, а если на этой точке опоры всё идет относительно неплохо?

КУ: Позвольте мне сначала сказать о том, что если нечто идёт не так, как должно быть, на этой точке опоры, то есть хуже, чем нормальный беспорядок, который для неё характерен, тогда «я» либо остаётся в состоянии сплавленности на этой эмоционально нар-циссичной стадии (так называемые нарциссические индивидуальные отклонения), либо начинает, но не заканчивает процесс отделения, и в результате возникает своего рода разобщение, (так называемые пограничные расстройства). Мы находим точно такую же общую классификацию и этиологию у Коута, Мастерсона, Кернберга, Малер, Стоун и Джедо, и это только немногие.

В любом случае у такой личности не существует никаких реалистичных эмоциональных границ. Поэтому при нарциссических и пограничных расстройствах человек испытывает недостаток в ощущении связанности своего «я», и это, возможно, главная определяющая характеристика этих патологий. «Я» или рассматривает мир как продолжение себя (нарциссизм), или постоянно тяжело переживает вторжения со стороны внешнего мира (пограничные расстройства). Эту патологию называют пограничной, потому что она находится на границе между психозом и неврозом. Также её иногда называют «устойчивым непостоянством». Растущее «я» переживает болезненный раскол при переходе к следующим ступеням развития.

Точка опоры 3: рождение концептуального «я»

В: Но если на точке опоры 2 всё проходит хорошо?

КУ: Если всё идёт относительно хорошо, то «я» больше не отождествляет себя исключительно с эмоциональным уровнем. Оно начинает преодолевать этот уровень и отождествляться с сознательным или концептуальным «я», которое является началом точки опоры номер три и представляющего сознания. Представляющее сознание Пиаже назвал до-операционным сознанием. Это сознание заполнено изображениями, символами и понятиями. Вы можете увидеть их все, например, на рисунке 5—3.

Образы начинают появляться приблизительно в возрасте 7 месяцев. Образ более или менее похож на тот объект, который он представляет. Если вы закроете глаза и представите себе собаку, то изображение в значительной степени будет походить на реальную собаку. Это образ. Символ, с другой стороны, представляет объект, но совершенно его не напоминает внешне, и это гораздо более сложная познавательная задача. Символ «Фидо» представляет мою собаку, но он совершенно не похож на мою собаку. Символы появляются на втором году жизни, обычно вместе с такими словами, как «ма» или «папа», и эта способность развивается очень быстро. Символы доминируют в сознании в возрасте примерно от 2 до 4 лет.

После этого периода начинают появляться понятия. Если простой символ представляет единственный объект, понятие представляет целый класс объектов. Слово «собака» представляет всех собак, а не только Фидо. Появляется возможность решения более сложных задач. Понятия доминируют в сознании в период с 4 до 7 лет. Конечно, всё это — основные структуры, и как только они появляются в сознании, они остаются в нём как основные способности, всегда доступные сознанию.

Но только после появления понятий начинает появляться особенное сознательное, или концептуальное, «я». Когда «я» начинает отождествляться с этим концептуальным разумом, мы приходим к точке опоры номер три. «Я» теперь представляет собой не только связку впечатлений, импульсов и эмоций, оно является также совокупностью символов и понятий. Оно входит в лингвистический мир, ноосферу, и это, мягко говоря, всё меняет. Оно прошло от физиосферы в точке опоры 1 через биосферу точки опоры 2, и теперь оно входит в ноосферу с её точкой опоры 3.

Каждый невроз — экологический кризис

В: Что, по-вашему, является одной из самых важных вещей в этом новом лингвистическом «я»?

КУ: Это новое «я» существует в ноосфере, а ноосфера может подавлять биосферу. На индивидуальном уровне это проявляется как невроз; на коллективном — как экологический кризис.

Другими словами, лингвистический мир — действительно новый мир, новое жизненное пространство. Здесь «я» может думать о прошлом и планировать будущее; оно может начать управлять функциями своего тела; оно может начать представлять себе в сознании некоторые вещи, которые не ощущаются органами чувств. Так как оно может представ-лять будущее, оно может страдать от беспокойства, а так как оно может думать о прош-лом, оно может чувствовать раскаяние, вину и сожаление. Всё это части его нового жизненного пространства, лингвистического мира, ноосферы.

Ноосфера превосходит биосферу, и она может не только преодолевать и включать, она может подавлять, искажать и отрицать.

В: И как выглядит подавление на индивидуальном уровне?

КУ: На индивидуальном уровне результат подавления ноосферой биосферы называется психоневрозом, или просто неврозом. Разум может подавлять природу, как внешнюю (экологический кризис), так и внутреннюю (либидо).

Психоневроз, или просто невроз, означает, что возникло довольно устойчивое, связное когнитивное «я», и это сознательно-концептуальное «я» (эго) может подавлять или отделять некоторые свои физические силы или импульсы. Эти подавляемые или искажённые импульсы, обычно связанные с сексом или агрессией, проявляются потом в скрытых и болезненных формах и известны как симптомы невроза. Другими словами, каждый невротический симптом — миниатюрный экологический кризис.

В: Очень интересно, почему подавление и классические неврозы возникают в точке опоры номер три?

КУ: Вы видели, что в предыдущих пограничных случаях подавление ещё не столь очевидно. Ведь тогда «я» не стало ещё достаточно сильным, чтобы подавлять что-либо! «Я» не может подавлять свои эмоции, скорее оно полностью подавлено ими, потеряно в них, затоплено ими. Нет никакого «подавляемого бессознательного», которое можно вывести на поверхность, потому что, во-первых, ещё нет никакого подавления, и именно поэтому это состояние часто называют «до-невротическим».

Поэтому терапии, направленные на излечение пограничных состояний (точка опоры 2), известны как создающие структуру практики — они помогают хрупкому «я» дифференцировать и стабилизировать свой внутренний мир и создать структуру. Терапии невротического уровня (точка опоры 3), напротив, являются практиками раскрытия невроза, они стремятся ослабить барьер подавления и повторно войти в контакт с импульсами и эмоциями, которые были подавлены более сильным невротическим «я».

В: Часто невроз рассматривается в качестве защитного механизма.

КУ: Как показал Волан, защитные механизмы являются частью иерархии развития. Типичный защитный механизм точки опоры 1 — это проективное отождествление, в котором «я» и другой в значительной степени неразделимы. Типичные защитные механизмы точки опоры 2 включают в себя разделение и объединение (отождествление «я» и объекта представления, разделение на всегда-хорошие и всегда-плохие объекты). Устойчивое подавление либидо и агрессии — типичный защитный механизм точки опоры 3, и все эти защитные механизмы уступают «самой здоровой» защите из всех, сублимации, что на языке психоанализа просто означает преодоление.

В: Значит, защитные механизмы — часть холархии?

КУ: Да, я в этом уверен. Защитные механизмы, когда они работают в естественном и обычном режиме, напоминают психологическую иммунную систему. Они помогают поддерживать целостность и стабильность границ «я».

Но, как это всегда случается, хорошего может быть слишком много. Защитные механизмы могут стать аутоиммунным расстройством — «я» начинает нападать на себя и самоуничтожаться. Армия защитников превращается в подавляющую государственную полицию. «Я» начинает защищаться против боли и ужаса, заключая в тюрьму своих собственных граждан. Это снижает его собственные возможности, закрывает его глаза. Человек начинает лгать. Независимо от того, каков «уровень» этой лжи, — раскол или слияние, отчуждение или подавление — «я» скрывает часть своего внутреннего мира от себя, лжёт себе, становится непрозрачным для себя.

Вместо подлинного «я» начинает развиваться ложное «я». Начиная уже с точки опоры 1 (некоторые сказали бы «с точки опоры 0») развивающееся «я» может начать дистанцироваться от некоторых сторон своего собственного существа, от слишком угрожающих, слишком болезненных или слишком разрушительных проявлений своей личности. Оно делает это, используя защитные механизмы, доступные ему на текущем уровне развития. Неадекватная ложь (психозы), бессознательная ложь, невротическая ложь (пограничные расстройства, неврозы). И «бессознательное» в самом общем смысле является просто местом скопления прячущейся лжи.

В: Так что же происходит с этим ложным «я»?

КУ: Ложное «я» на любом уровне может управлять всей жизнью человека, если он всё время идёт хромой походкой по пути внутренней неискренности. Однако чаще всего ложное «я» в некоторый момент времени разрушается — это так называемый «срыв». Тогда человек встаёт перед необходимостью выбора: отдохнуть, восстановиться и вернуться к той же самой ложной траектории развития; притупить проблему при помощи алкоголя или наркотиков; сознательно избрать те действия, которые помогут избежать проблемы; или изучить свою ложную жизнь, обычно при помощи психотерапевта, который поможет ему более правдиво интерпретировать внутренние намерения.

В: Интерпретирующие терапии, или левосторонние практики.

КУ: Да. В безопасной окружающей среде, окруженный сочувствием, участием и пониманием, человек может начать говорить правду о своём внутреннем мире, не опасаясь за возможные последствия. Возможно, это будет происходить под гипнозом. Ложь — сопротивление правде — подвергается интерпретации, с её помощью раскрывается скрытая боль, ужас и мучения, и ложное «я» медленно сгорает в огне правдивого понимания. Правдивое внутреннее пространство раскрывается в интерсубъективном круге заботы и сострадания, который освобождает подавленные импульсы и позволяет им присоединяться к развитию сознания. Красота подлинного «я» начинает просвечивать сквозь оболочку ложного, и внутренняя радость новой глубины — награда, которую «я» дарит само себе.

Сейчас мы обсудили только три первые точки опоры и те патологии, которые развиваются на этих уровнях: психоз, пограничные расстройства, невроз. Но те же самые общие феномены проявляются в течение всего развития, даже в более высоких надличностных областях. На любом уровне развития мы можем существовать как действительное «я» в искренности или как ложное «я» в обмане. И различные уровни лжи порождают различные типы патологии.

Ранние мировоззрения: архаичное, магическое, мифическое

В: Теперь мы рассмотрели точку опоры 3 и получили представление о трёх главных уровнях развития сознания, каждому из которых соответствует своё мировоззрение.

КУ: Да. Мировоззрение, как мы уже говорили, — это образ Космоса, полученный при взгляде на него с какой-то ступени развития сознания. Когда вы обладаете доступом только к восприятиям и импульсам, как для вас выглядит Космос? Мы называем это мировоззрение архаичным. Когда к нашим способностям добавляются изображения и символы, Космос уже выглядит иначе. Магия. Когда добавляются правила и роли, как начинает выглядеть Космос? Он представляет собой мифический мир. Когда же появляется формально-операциональное сознание, что вы начинаете видеть вокруг себя? Рациональный мир. И так далее.

В: Почему бы вам кратко не описать все ранние мировоззрения, и затем мы сможем перейти к более высоким уровням.

КУ: «Архаичный» — это термин, который включает в себя множество феноменов. Он кратко представляет все предыдущие дочеловеческие стадии развития. Архаичным называется общее мировоззрение точки опоры 1. В основе своей это сенсорно-двигательное мировоззрение.

В: А магия?

КУ: Когда начинают появляться образы и символы, приблизительно в период точки опоры 2, они ещё не очень чётко различаются от представляемых ими понятий. Таким образом, возникает идея, что при помощи манипулирования образами можно манипулировать самими объектами. Если я создаю образ человека, а затем протыкаю его булавкой, то с этим человеком должно произойти что-то плохое. Ребёнок живёт в магическом мире, в котором эти связи столь же реальны, как и остальные. Совсем как в магии.

Подобным же образом, так как «я» и другое ещё не полностью разделены, ребёнок населяет мир объектами, которые имеют ментальные характеристики — магическое мировоззрение анимистично. Облака движутся, потому что они гонятся за вами, хотят увидеть вас. Дождь идёт, потому что небо хочет вас умыть. Гром гремит, потому что небо разозлилось на вас лично. Разум и мир ещё не до конца разделены, поэтому их характеристики часто путаются. И внутреннее, и внешнее одинаково нарциссичны и эгоцентричны.

В: А что насчёт мифологии?

Наши рекомендации