I. пояснительная записка
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Классы
Программа для общеобразовательных организаций
Донецк
Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016 г.) | Утверждено на заседании научно-методического совета Донецкого РИДПО (протокол № 5 от 16.06.2016 г.) |
Составители:
Грабовая Г.С., заведующий отделом начального образования Донецкого РИДПО
Полищук Е.Н., методист отдела начального образования Донецкого РИДПО
Калафат О.В., методист отдела начального образования Донецкого РИДПО
Факирова Н.А., учитель начальных классов Донецкой гимназии № 70
Шпак Г.В., учитель начальных классов Донецкойспециализированной школы с углублённым изучением гуманитарных дисциплин № 18
Солодкая Е.В., заместитель директора Донецкой ОШ № 124
Москаленко И.С., учитель начальных классов Донецкой гуманитарной гимназии № 33
Научно-методическая редакция:
Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению
Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
Романенко Ю.А., заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания Донецкого РИДПО, доктор педагогических наук, профессор
Ярченко Н.П., учитель начальных классов Донецкой ОШ № 58
Бессмертная И.В., учитель начальных классов ОШ № 54 г. Донецка
Ответственные за выпуск:
Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР
Зарицкая В.Г., проректор Донецкого РИДПО, кандидат филологических наук
Технический редактор, корректор:
Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого РИДПО
Окружающий мир: 1-4 кл:программа для общеобразоват. организаций / сост. Грабова Г.С., Полищук Е.Н., Факирова Н.А., Калафат О.В., Солодкая Е.В., Москаленко И.С., Шпак Г.В.; ДРИДПО. – Донецк: Истоки, 2016. – 115 с.
© Донецкий РИДПО, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................................... 4
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................... 5
II. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ........................................... 11
III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................................................... 12
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................................................. 12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕНОГО МАТЕРИАЛА................................... 19
1 класс.......................................................................................................................................... 19
2 класс.......................................................................................................................................... 35
3 класс.......................................................................................................................................... 55
4 класс.......................................................................................................................................... 78
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...................................................................................... 107
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.............................. 114
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014», «Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы/ О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013».
Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта начального общего образования ДНР на 2015-2017 гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисного учебного плана общеобразовательных организаций ДНР на 2016-2017 учебный год (приказ МОН ДНР № 275 от 01.04.2016).
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования к уровню подготовки обучающихся начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольной образовательной организации, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение обучающимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Цель изучения курса«Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процессапри изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.