Санитарная обработка поверхностей в помещении ЛПУ

Уборки помещений в ЛПУ имеет огромное значение в сохранении без­опасности больничной среды.

Санитарная обработка поверхностей в помещени­ях ЛПУ является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилак­тику внутрибольничной инфекции.

Под санитарной обработкой поверхностей в по­мещениях ЛПУ подразумевается их очистка от грязи пыли, субстратов биологического происхождение и дезинфекция, т.е. уничтожение на поверхностям микроорганизмов-возбудителей инфекционных за­болеваний.

Средства для дезинфекции поверхностей в помещениях ЛПУ должны соответствовать следующим требованиям:

1. Обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций: бактерий, вирусов, грибов при комнатной температуре.

2. Обладать моющими свойствами или хорошо совмещаться с моющими средствами.

3. Иметь относительно низкую ток­сичность (4 – 3 -й класс опасности) и быть безвредными для окру­жающей среды.

4. Быть совме­стимыми с различными видами матери­алов (не портить обрабатывае­мые поверхности).

5. Быть стабильными, неогне­опасными, простыми в обращении.

6. Не оказывать фиксирующего действия на органические загряз­нения.

Для дости­жения противо­эпидемического эффекта де­зинфекционного мероприятия необходимо правильно выбрать дезинфицирующее средство, соответствующее поставленной задаче.

Анализ свойств современных дезсредств, проведенный в соответствии с перечислен­ными критериями, показал, что для проведения де­зинфекции поверхностей в помещениях ЛПУ при­годны следующие группы средств:

1) группа катионных ПАВ (четвертичные аммо­ниевые соединения, третичные амины, произво­дные гуанидинов) и композиции на их основе;

2) хлорактивные и кислородоактивные средства при наличии у них моющих свойств или при воз­можности добавления к ним моющих средств непо­средственно перед их использованием.

Дезинфицирующие средства из других химиче­ских групп для обработки поверхностей в помеще­ниях менее пригодны.

Порядок проведения санитарной обработки по­верхностей в помещениях, необходимость исполь­зования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретного помещения.

Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию инфекционных, хирур­гических, акушерских стационаров, процедур­ных, перевязочных, смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для больных с ослабленной иммунной системой и интенсивной терапии, дет­ских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорга­низмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях кон­тингента.

В помещениях ЛПУ любого профиля в соответ­ствии с действующими нормативными документами два раза в сутки проводится влажная уборка с при­менением моющих или моюще-дезинфицирующих средств.

Поверхности в помещениях (пол, стены, двери и т.д.), жесткую мебель, поверхности аппаратов, при­боров обеззараживают способом протирания ве­тошью, смоченной в растворе дез-го средства или способом орошения.

Для обработки поверхностей в помещениях ЛПУ более приемлем способ протирания, позволяющий сочетать процесс дезинфекции с мытьем объекта. Для этих целей целесообразно использовать сред­ства, обладающие дезинфицирующими и моющими свойствами.

Для дезинфекции небольших труднодоступных поверхностей, а также для экстренной обработки небольших по площади поверхностей применяют дезинфицирующие средства способом распыле­ния, иногда при проведении генеральных уборок поверхности обрабатывают способом орошения из гидропульта или другого распыляющего устрой­ства, позволяющего обработать помещение боль­шого объема. При использовании для дезинфекции способа орошения медицинский персонал должен строго соблюдать все рекомендуемые меры предо­сторожности: защитную одежду, респиратор, защит­ные очки, резиновые перчатки. Такую обработку следует проводить в отсутствие больных.

Санитарно-техническое оборудованиепротирают ветошью или чистят щетками (ершами), смоченными в дезинфицирующем растворе или исполь­зуют чистяще-дезинфицирующие средства в виде порошка, пасты, геля или другой готовой формы, рекомендованные для этих целей и обладающие на­ряду с дез-ми свойствами хорошими потребительскими качествами (моющими, отбели­вающими, чистящими, дезодорирующими). Чаще всего это хлорактивные или кислородсодержащие средства.

Уборочный инвентарь:ветошь, салфетки, губки, мочалки и т.д. После уборки помещения и обработ­ки объектов замачивают в дезинфицирующем рас­творе, по истечении экспозиции стирают или моют, прополаскивают водопроводной водой, высушива­ют и хранят в определенном месте. Емкости, из ко­торых производилась обработка помещений, осво­бождают от использованного дезинфицирующего раствора, моют и высушивают. Ерши, щетки зама­чивают в дезинфицирующем растворе на время экс­позиции, после чего споласкивают водопроводной водой. Все средства для уборки помещений должны находиться в отдельной комнате, каждое на своем, для него отведенном месте, и быть промаркированы в соответствии с тем, для обработки какого объекта и какого помещения они предназначены. Для каж­дого помещения и для отдельных объектов должен быть отдельный уборочный инвентарь.

Наши рекомендации