О чём рассказала карта (5ч)
Как появились географические карты. Россия на карте мира. Сколько городов в России. Карта на один день. Спутник туриста. |
Пр. часть. Составление карты местности. Что значит быть туристом?
Горы и равнины (4ч)
Как на Земле образуются горы. Чем знамениты Уральские горы. Про магнит и компас. Живые компасы. В лесу. Пр. часть. Экскурсия в лес. Ориентация на местности. |
Из чего всё на свете (4ч)
Из чего состоят вещества. Почему высыхают лужи. Чудеса королевства вечного мрака. Гимн воде. Главный металл. Пр. часть. Проведение опытов «Чудеса королевства вечного мрака». |
Свойства воды (3ч)
Почему лед не тонет. Вода плохо проводит тепло. Откуда в морях появляются айсберги.
Пр. часть. Вода – источник жизни (проведение опытов).
Чудесные превращения воды в природе (10ч)
Чудесные превращения водяных капель. Отчего у каждого облака своя форма. Дождевое облако.
Где и как рождается снег. Почему снежинки шестиугольные. Как возникают туманы. Откуда
берется роса на траве. Как рождается иней. Откуда взялся град в летний день.
Пр. часть. Просмотр презентации «Удивительное о снежинках». Конкурс на лучшую снежинку.
Воздух и его свойства (5ч)
Воздух, которым мы дышим. Колокол, который никогда не звонил. Можно ли нарисовать Невидимку. А воздух совсем ничего не весит? А давит ли воздух? Пр. часть. Опыты с воздухом. |
Движение воздуха (5ч)
Почему дует ветер. Откуда дует ветер. Какая от ветра польза. Какие злые ветры летают над Землей. Какая будет погода. |
Пр. часть. Игра «Юные метеорологи».
Кладовые Земли (4ч)
Какие богатства прячутся под землей. Откуда взялся уголь. Каменный уголь – очень полезное ископаемое. Как образовалась нефть. Пр. часть. Исследование земли. |
Лес и его обитатели (6ч)
Что такое лес? Чудесный гастроном. Какую пользу приносит почве крот. Кто в лесу живет на дереве, а кто под деревом. Цепочки в лесу. Какое звено в лесных цепочках главное. Пр. часть. Экскурсия в весенний лес. Составление кроссворда «Загадки леса». Викторина «Зелёный мир вокруг нас». |
Для кого водоём – дом родной (4ч)
Кто в реке без головы живет. Над водой и под водой. Почему без дафний река жить не может. Кто живёт в капле речной воды. |
Пр. часть. Просмотр фильма «Речные обитатели». Игра-конкурс «Золотая рыбка».
Болото и его обитатели (4ч)
Откуда берутся болота. Росянка – комариная смерть. Кто ревет и хохочет на болоте. Приносят ли пользу болота. Пр. часть. Просмотр презентации «Болота и его обитатели».
Луг, поле и его обитатели (4ч)
Почему на полях после гороха другим растениям хорошо живётся? Почему пырей называют «огнём полей?» Какие грызуны живут на поле? Какие птицы охраняют наш урожай на полях? Пр. часть. Конкурс на лучший рисунок «Обитатели лугов и полей».
Человек и природа (2ч)
Почему говорят: « Лес – наше богатство». Пр. часть. Составление гербария «Богатство леса».
По заповедным местам России (3ч)
Заповедники России. Золотое кольцо России. Санкт – Петербург и его памятные места.
Пр. часть. Заочная экскурсия в Санкт – Петербург.
Итоговое занятие (1ч)
Викторина «Знатоки природы».
Планируемые результаты изучения курса «Природа и мы»
Учащиеся научатся понимать:
• характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• ориентироваться на местности при помощи компаса;
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
• различать полезные ископаемые;
• определить характер взаимоотношений человека и природы, находит примеры влияния человека на природу;
• находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства.
Получат возможность научиться:
• соблюдать правила безопасности во время уроков-экскурсий, рассмотрения
объектов природы;
• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
• пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
• лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:
• постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
• выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Изображение Земли на глобусе (4ч) | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности) | |||
Инструктаж по охране труда. О чем рассказывает глобус | 1неделя | |||
Тайны пяти океанов | ||||
Тайны шести материков | 2неделя | |||
Полярные области земли | ||||
О чём рассказала карта (5ч) | ||||
Как появились географические карты | 3неделя | |||
Россия на карте мира | ||||
Сколько городов в России | 4неделя | |||
Карта на один день | ||||
Спутник туриста | 5неделя | |||
Горы и равнины (4ч) | ||||
Как на Земле образуются горы | ||||
Чем знамениты Уральские горы | 6неделя | |||
Про магнит и компас. Живые компасы | ||||
В лесу | 7неделя | |||
Из чего всё на свете (4ч) | Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения | |||
Из чего состоят вещества | ||||
Почему высыхают лужи | 8неделя | |||
Чудеса королевства вечного мрака | ||||
Гимн воде | 9неделя | |||
Свойства воды (3ч) | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения | |||
Почему лед не тонет | 9неделя | |||
Вода плохо проводит тепло | 10неделя | |||
Откуда в морях появляются айсберги | ||||
Чудесные превращения воды в природе (10ч) | ||||
Чудесные превращения водяных капель | 11неделя | |||
Отчего у каждого облака своя форма | ||||
Дождевое облако | 12неделя | |||
Где и как рождается снег | ||||
Почему снежинки шестиугольные | 13неделя | |||
Как возникают туманы | ||||
Откуда берется роса на траве | 14неделя | |||
Как рождается иней | ||||
Как отличить изморозь от инея | 15неделя | |||
Откуда взялся град в летний день | ||||
Воздух и её свойства (5ч) | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха | |||
Воздух, которым мы дышим | 16неделя | |||
Колокол, который никогда не звонил | ||||
Можно ли нарисовать Невидимку | 17неделя | |||
Инструктаж по охране труда. А воздух совсем ничего не весит? | ||||
А давит ли воздух? | 18неделя | |||
Движение воздуха (5ч) | ||||
Почему дует ветер | ||||
Откуда дует ветер | 19неделя | |||
Какая от ветра польза | ||||
Какие злые ветры летают над Землей | 20неделя | |||
Какая будет погода | ||||
Кладовые Земли (4ч) | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности) | |||
Кладовые Земли. Какие богатства прячутся под землей | 21неделя | |||
Откуда взялся уголь | ||||
Каменный уголь – очень полезное ископаемое | 22неделя | |||
Как образовалась нефть | ||||
Лес и его обитатели (6ч) | Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | |||
Лес и его обитатели.Что такое лес | 23неделя | |||
Чудесный гастроном | ||||
Какую пользу приносит почве крот | 24неделя | |||
Кто в лесу живет на дереве, а кто под деревом | ||||
Цепочки в лесу | 25неделя | |||
Какое звено в лесных цепочках самое главное | ||||
Для кого водоём – дом родной (4ч) | ||||
Для кого водоём – дом родной. Кто в реке без головы живет | 26неделя | |||
Над водой и под водой | ||||
Почему без дафний река жить не может | 27неделя | |||
Кто живет в капле речной воды | ||||
Болото и его обитатели (4ч) | ||||
Откуда берутся болота | 28неделя | |||
Росянка – комариная смерть | ||||
Кто ревет и хохочет на болоте | 29неделя | |||
Приносят ли пользу болота | ||||
Луг, поле и его обитатели (4ч) | ||||
Почему на поле после гороха другим растениям хорошо живется | 30неделя | |||
Почему пырей называют огнем полей | ||||
Какие грызуны живут на поле | 31неделя | |||
Какие птицы охраняют наш урожай на полях | ||||
Человек и природа (2ч) | ||||
Человек и природа.Почему говорят: «Лес – наше богатство» | 32неделя | |||
Почему говорят: «Лес – наше богатство» | ||||
По заповедным местам России (3ч) | Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий) | |||
Заповедники России. | 33неделя | |||
Золотое кольцо России | ||||
Санкт – Петербург и его памятные места | 34неделя | |||
Итоговое занятие (1ч) | ||||
Викторина «Знатоки природы» |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей от _____________ № ____
_____________ С.Б.Чичаева
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______Е.И. Сергиенко
«_____» _____________ 2015г.