V. Три склонения существительных
Упражнение III дополняется заданием: определить, к какому склонению относится каждое на существительных, представленных в словарном диктанте.
VI. Обобщение правил, регламентирующих написание ь после шипящих в именах существительных. Учащиеся запоминают: на конце существительных 3-го склонения (только 3-го!) после шипящих пишется ь.
VII. Словарный диктант — заполнение таблицы.
3-е скл. — ь | Не 3-е скл. — без ь |
Ночь, шалаш, много дач, товарищ, помощь, молодежь, роскошь, сорта груш.
VIII. Объяснительный диктант с элементами занимательности «Подскажи словечко!».
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом ... (мышь).
В этот час такая ... (тишь)!
Только слышно: «Спи, ... (малыш)!»
(И. Демьянов.)
Задание: объяснить постановку знаков препинания и правописание существительных на шипящую.
IХ. 1. Ознакомление учащихся с ценной связью предложений в тексте. На доске или на плакате написан текст.
Бобровый заповедник
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
(Г. Снегирев.)
С опорой на этот текст проводится эвристическая беседа:
— Итак, предложения в тексте связаны по смыслу. Понаблюдаем, как эта связь развивается. Я буду задавать вопросы по содержанию каждого предложения, а вы на них отвечайте. Следите, как я буду формулировать вопросы, от чего отталкиваться.
Что есть под городом Воронежем? Кто там [в заповеднике] живет? Что они [бобры] делают?
Как видим, в этом тексте по смыслу связаны соседние предложения: то, что в первом предложении было новым (ваш ответ на вопрос), в следующем становится данным, известным.
Отталкиваясь от этого данного, известного, мы и задаем очередной вопрос. Схематически связь предложений в этом текст можно изобразить так:
Такую связь предложений в тексте называют ц е п н о й.
2. Беседа о грамматической связи предложений в тексте. В ходе беседы используется простейший лингвистический эксперимент: нарушение порядка следования предложений в тексте; порядка слов в одном из предложений; единства временной формы глаголов-сказуемых; единства интонации. (Все это приведет к разрушению текста.)
Вывод из наблюдений. Средства связи предложений в тексте: 1. Порядок следования предложений в тексте. 2. Порядок слов в каждом предложении. 3. Время глаголов-сказуемых. 4. Интонация. Эти вопросы (как и многие другие) изучаются в особом разделе науки о языке — грамматике. Поэтому отмеченные нами средства связи предложений в тексте называются грамматическими. Значит, предложения в тексте связаны и по смыслу, и грамматически.
Слова, при помощи которых соединяются соседние предложения, называются сцепляющими. Отметим их в нашем тексте: бобровый заповедник. — Там...; ... бобры. — Они... .
— Воспроизведите текст в уме, глядя только на его схему и на сцепляющие слова.
Напишите изложение текста (или перескажите его устно).
Домашнее задание: § 13; упр. 64.
Р Урок 11. Подробное изложение рассказа
Г. Снегирева «Отважный пингвинёнок»
I. Краткое вступительное слово учителя: рассказы Г. Снегирева о природе. (Фактический материал см. в сборниках рассказов Г. Снегирева, в предисловиях.)
II. Чтение исходного текста изложения учителем.
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пивгвинёнка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.
(Г. Снегирев.)
III. Беседа о теме и основной мысли рассказа. Определяя основную мысль рассказа, отраженную в его заглавии, уместно напомнить детям русскую пословицу Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Слова храбрый и отважный — синонимы. Пиигнинёнок, о котором рассказал писатель, действительно отважный.
— Представим себе: море «холодное зеленое», безбрежное; скала высокая (как трехэтажный дом); ветер... И на этой скале — пингвинёнок «маленький, голый». Страшно пингвинёнку! Очень страшно! («Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней».) Долго он стоял на скале. Глаза от страха закрыл... И все-таки бросился в море! Победил свой страх?
IV. Коллективное составление плана рассказа:
1. Маленький пингвинёнок.
2. Страшно бросаться в море...
3. Бросился вниз!
4. Отважный пингвинёнок!
Работая над планом, полезно обратить внимание на сцепляющие слова в данном тексте. Так как почти все предложения текста о пингвинёнке, сцепляющие слова здесь в основном существительное пингвинёнок и соотносительные с ним местоимения.
V. Предупреждение орфографических ошибок в словах увидел, у него, выросли, маленький, коротенький, трехэтажный, подошел, вынырнул, бросился вниз, вскарабкался, удивленно.
VI. Предупреждение пунктуационных ошибок. Используется схема простого предложения с однородными членами, соединенными союзом и.