V. Три склонения существительных

Упражнение III дополняется заданием: определить, к какому склонению относится каждое на существительных, представленных в словарном диктанте.

VI. Обобщение правил, регламентирующих написание ь после шипящих в именах существительных. Учащиеся запоминают: на конце существительных 3-го склонения (только 3-го!) после шипящих пишется ь.

VII. Словарный диктант — заполнение таблицы.

3-е скл. — ь Не 3-е скл. — без ь
   

Ночь, шалаш, много дач, товарищ, помощь, молодежь, роскошь, сорта груш.

VIII. Объяснительный диктант с элементами занимательности «Подскажи словечко!».

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом ... (мышь).

В этот час такая ... (тишь)!

Только слышно: «Спи, ... (малыш)!»

(И. Демьянов.)

Задание: объяснить постановку знаков препинания и правописание существительных на шипящую.

IХ. 1. Ознакомление учащихся с ценной связью предложений в тексте. На доске или на плакате написан текст.

Бобровый заповедник

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

(Г. Снегирев.)

С опорой на этот текст проводится эвристическая беседа:

— Итак, предложения в тексте связаны по смыслу. Понаблюдаем, как эта связь развивается. Я буду задавать вопросы по содержанию каждого предложения, а вы на них отвечайте. Следите, как я буду формулировать вопросы, от чего отталкиваться.

Что есть под городом Воронежем? Кто там [в заповеднике] живет? Что они [бобры] делают?

Как видим, в этом тексте по смыслу связаны соседние предложения: то, что в первом предложении было новым (ваш ответ на вопрос), в следующем становится данным, известным.

Отталкиваясь от этого данного, известного, мы и задаем очередной вопрос. Схематически связь предложений в этом текст можно изобразить так:

V. Три склонения существительных - student2.ru

Такую связь предложений в тексте называют ц е п н о й.

2. Беседа о грамматической связи предложений в тексте. В ходе беседы используется простейший лингвистический эксперимент: нарушение порядка следования предложений в тексте; порядка слов в одном из предложений; единства временной формы глаголов-сказуемых; единства интонации. (Все это приведет к разрушению текста.)

Вывод из наблюдений. Средства связи предложений в тексте: 1. Порядок следования предложений в тексте. 2. Порядок слов в каждом предложении. 3. Время глаголов-сказуемых. 4. Интонация. Эти вопросы (как и многие другие) изучаются в особом разделе науки о языке — грамматике. Поэтому отмеченные нами средства связи предложений в тексте называются грамматическими. Значит, предложения в тексте связаны и по смыслу, и грамматически.

Слова, при помощи которых соединяются соседние предложения, называются сцепляющими. Отметим их в нашем тексте: бобровый заповедник. — Там...; ... бобры. — Они... .

— Воспроизведите текст в уме, глядя только на его схему и на сцепляющие слова.

Напишите изложение текста (или перескажите его устно).

Домашнее задание: § 13; упр. 64.

Р Урок 11. Подробное изложение рассказа

Г. Снегирева «Отважный пингвинёнок»

I. Краткое вступительное слово учителя: рассказы Г. Снегирева о природе. (Фактический материал см. в сборниках рассказов Г. Снегирева, в предисловиях.)

II. Чтение исходного текста изложения учителем.

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пивгвинёнка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.

(Г. Снегирев.)

III. Беседа о теме и основной мысли рассказа. Определяя основную мысль рассказа, отраженную в его заглавии, уместно напомнить детям русскую пословицу Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Слова храбрый и отважный — синонимы. Пиигнинёнок, о котором рассказал писатель, действительно отважный.

— Представим себе: море «холодное зеленое», безбрежное; скала высокая (как трехэтажный дом); ветер... И на этой скале — пингвинёнок «маленький, голый». Страшно пингвинёнку! Очень страшно! («Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней».) Долго он стоял на скале. Глаза от страха закрыл... И все-таки бросился в море! Победил свой страх?

IV. Коллективное составление плана рассказа:

1. Маленький пингвинёнок.

2. Страшно бросаться в море...

3. Бросился вниз!

4. Отважный пингвинёнок!

Работая над планом, полезно обратить внимание на сцепляющие слова в данном тексте. Так как почти все предложения текста о пингвинёнке, сцепляющие слова здесь в основном существительное пингвинёнок и соотносительные с ним местоимения.

V. Предупреждение орфографических ошибок в словах увидел, у него, выросли, маленький, коротенький, трехэтажный, подошел, вынырнул, бросился вниз, вскарабкался, удивленно.

VI. Предупреждение пунктуационных ошибок. Используется схема простого предложения с однородными членами, соединенными союзом и.

Наши рекомендации