V. Беседа о синонимах как сцепляющих словах в тексте

На примере фрагмента из сочинения (см. 1) повторяется смысловая и грамматическая связь предложений в тексте, углубляются знания учащихся о сцепляющих словах.

— Предложения в нашем примере связаны цепным способом: то, что в первом предложении было новым (отвечало на вопрос Кого мы увидели в лесу?), во втором стало известным, данным. Предложения эти связаны и грамматически (вспомним грамматические средства связи предложений в тексте). Предложения можно было связать при помощи повторяющихся слов (лося. — Лось) или местоимения (лося. — Он). Автор связал их при помощи синонимов, наверное, не только потому, что хотел избежать неоправданного повторения слов, но и потому, что со словом сохатый в нашей памяти связано представление об этом могучем звере, увенчанном огромными развесистыми рогами.

VI. Творческий диктант. Задание: в каждой паре предложений заменить второе сцепляющее существительное его лексическим синонимом; понаблюдать, как от этого улучшится текст.

1. Тропинка привела нас к обрыву. Под обрывом шумела река. 2. Начался разлив рек. Разлив — тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах. 3. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. 4. С поля медленно поднимался туман. Белый туман застил все доступное для глаз.

VII. Конструирование текста. Задание: по аналогии с предыдущими примерами составить два предложения о медведе, связав их при помощи синонимов.

VIII. Ознакомление учащихся с использованием синонимов в толковании лексического значения слова. Используется запись на доске или на пленке кодоскопа.

Отчизна, -ы, ж (высок.). Отечество, Родина. И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез. К лицу тебе русые пряди твоих ненаглядных берез. (Л. Татьяничева.)

Ровесник, -а, м. Человек одинакового с кем-либо возраста: сверстник. Ты помнишь, мой седеющий ровесник, тревожный наш и радостный рассвет? (А. Жаров.)

Комментарии. В первой словарной статье — новая для учеников V класса часть — стилистическая помета: высок. (слово характерно для высокого, торжественного стиля). Значение слова Отчизна объясняется при помощи синонимов. Подбор синонимов к заголовочному слову — один из способов толкования его лексического значения.

Подбор синонимов может сочетаться с другим способом толкования лексического значения слова, чаще всего с описательным. Именно такой (описательно способ толкования значения слова использован в статье о слове ровесник.

IХ. Составление словарной статьи. Задание: по аналогии со статьей о слове ровесник составить статью о слове сверстник.

Сверстник, -а, м. Человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник. То было много лет назад. Я тоже в первый раз С толпою сверстников ребят Явился в школьный класс. (С. Михалков.)

Х. Устное упражнение. Задания: 1. С помощью синонимов объяснить значение следующих слов: исполин (великан, богатырь), баталия (сражение, битва). 2. Дополнить описательное толкование лексического значения слова с помощью синонимов.

Смелый — не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей, ... (храбрый, отважный). Колыхаться — слегка, мерно покачиваться, ... (колебаться).

Домашнее задание: § 67; упр. 349, 350.

Урок 9. Синонимы

I. Словарно-орфографическая работа.

(90) Грандио́зный. Гра́ндис — ‘большой’ (лат.)

Грандио́зность

II. Составление синонимических рядов: голубой, небесный, лазурный, бирюзовый; зеленый, травяной, изумрудный малахитовый. Используются цветные таблицы «Небо», «Луг».

III. Диктант с лексическим заданием.

Загадка-шутка

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

— Это черная?

— Нет, это красная. А почему она белая?

— Потому что зеленая.

О чем они вели разговор?

Задание: подобрать синонимы к слову зеленый в этом тексте. (Неспелая, незрелая ягода. Спутники вели разговор о смородине.)

Значит, слово зеленый входит еще в один синонимический ряд: незрелый, неспелый, зеленый. Почему? Потому что оно многозначное.

Вывод. Если слово многозначное, то оно может входить в несколько синонимических рядов, причем в каждый ряд только в одном из своих значений.

IV. Краткая беседа о лексической сочетаемости синонимов. Так как синонимы обозначают одно и то же, но по-разному, то при употреблении и в речи необходимо учитывать смысловую сочетаемость каждого из синонимов.

1. Лексический разбор словосочетаний существительных с прилагательными-синонимами.

— Вспомним, какие прилагательные (из нашего словаря трудных слов) обозначают один и тот же признак — ‘обладающий чрезвычайно большими размерами, массой, объемом, высотой’. Напишем словосочетания с этими синонимами: громадное здание, огромная плотина, гигантский элеватор, грандиозное сооружение.

В каких словосочетаниях существительные можно заменить? В каких эта замена нежелательна, даже невозможна?

Можно сказать огромное здание, огромный элеватор, но не «грандиозный элеватор», потому что грандиозный не только ‘грандиозный’, но и ‘величественный’.

Эти же прилагательные могут выступать и в другом значении — ‘проявляющийся с чрезвычайной силой’, наиболее употребительны такие словосочетания, как грандиозные планы, гигантские усилия, громадный подъем, огромное впечатление и т. п.

2. Творческое списывание. Задание: поставить на месте точек подходящие по смыслу синонимы с общим значением ‘проявляющийся с чрезвычайной силой’, не допуская их повторения.

Наметили ... программу, проделали ... работу, добились ... успехов, имеют ... значение.

Слова для вставок: грандиозный, гигантский, громадный, огромный.

Наши рекомендации