II. Упражнение с использованием орфографических словарей

Для учащихся каждого ряда указываются определенные страницы орфографического словаря, на которых они находят по одному глаголу с -ять после гласной; результаты работы всего класса обобщаются в форме записи:

Лелеять, хаять, каяться; чуять, лаять, маяться.

Образовать формы прошедшего времени от глаголов, выписанных из словаря (см. выше).

Составить предложения с глаголами лелеяли, почуяли, раскаялись (устно).

III. Объяснительный диктант. Задание: объяснить правописание глаголов в форме прошедшего времени.

1. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом, опять весна душистая повеяла крылом. (А. Фет.) 2. На припеке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи. (З. Александрова.) 3. Почуяли свободу реки, разливом смыта тишина. (Ю. Пашков.) 4. Мы жито сеяли, а ветры веяли, былинку каждую для нас лелеяли. (Н. Рыленков.)

Примечание: пунктуационные ошибки предупреждаются при помощи соответствующих графических схем, оформленных на доске до урока.

IV. Конструирование сложноподчиненных предложений. Предварительное замечание: здесь и далее для упражнений в конструировании сложноподчиненных предложений пред намеренно подбираются глаголы со значением речи, мысли, чувства, восприятия, оценки; как правило, они требуют уточнения, которое может быть выражено и придаточной частью, а это позволяет работу позволяет работу по развитию речи органически сочетать с закреплением определенных орфографических и пунктуационных навыков.

1. Краткая беседа о возможности замены дополнения в простом предложении придаточным в сложноподчиненном. Запись на доске и в тетрадях учащихся:

Агрономнадеялсяна улучшение погоды.

Агрономнадеялся, что погодаулучшится.

2. Творческий диктант. Задание: заменить простые предложения сложноподчиненными.

1. Я слышал клекот степных орлов. — Я слышал, как клекочут степные орлы. 2. Я видел весенние пляски верблюдов. — Я видел, как пляшут весною верблюды.

3. Конструирование предложений. Задание: к данному главному предложению присоединить придаточное. Постарайтесь сказать в придаточном о чем-то интересном. Предложения типа Я видел, как по дороге ехала машина составлять не надо.

Ученикам предоставляется на выбор три варианта главной части предложения: 1) Я видел (а), как ... . 2) Я слышал (а), как … . 3) Я заметил (а), что … .

Примеры предложений, составленных детьми:

1. Я видел, как в небе играют зарницы. 2. Я видела, как распускаются розы. 3. Я слышал, как поет варакушка. 4. Я заметила, что пионы вечером пахнут сильнее, чем днем.

Домашнее задание: § 115; упр. 667.

Р Урок 20. Прошедшее время

I. Словарная работа.

1. Словарный диктант с опорой на этимологию изученных слов. Задание: узнать слово по этимологической справке к нему.

— Это слово восходит к латинскому па́трия — ‘родина’; к латинскому ста́дия — ‘дорожка’; к греческому ги́мнос — ‘обнаженный’; к английскому ‘человек спорта’; к итальянскому пиа́но — ‘тихо’; к французскому шок — ‘удар’.

Запись в тетрадях учащихся: патриотизм, стадион, гимнаст, спортсмен, пианино, шоколад.

2. Прослушивание в грамзаписи текста упр. 665.

II. Тренировочные упражнения.

1. Синтаксический разбор предложения.

Леса сплошные начались,

И сосен аромат смолистый

До нас доходит.

(Н. Некрасов.)

2. Зрительный диктант.

Я видел, как лебеди

Утром летели.

(В. Боков.)

Я слышал, как кипели

В садах большие липы.

(Д. Самойлов.)

III. Краткая беседа о смысловой связи простого предложения с дополнением, сложноподчиненного—с придаточным изъяснительным (или дополнительным — по учебнику В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой) и с текстом на одну и ту же тему.

Материал для наблюдений:

1. Явиделвосходсолнца.

2. Явидел, как восходитсолнце.

Текст развертывает смысл наречия как во втором предложении.

Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

— Посмотри, как солнце играет!

За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.

(И. Соколов-Микитов.)

Домашнее задание: написать сочинение на одну из следующих тем: «Я видел, как ...», «Я слышал, как ...», Я заметил, как ...».

— Формулировку темы закончите сами в зависимости от того, о чем будете писать.

Пример детской работы.

Я видела, как слон поливал цветы

Однажды летом мы с мамой ходили в зоопарк.

Было жарко-жарко, мы сели отдохнуть на скамейке около бассейна. Вдруг видим: работник зоопарка подводит к бассейну, только с другой стороны, слона.

Слон постоял-постоял, потом надумал поливать цветы на соседней клумбе. Наберет в хобот воды — и на клумбу как дунет! Раз! И еще! И еще!

Цветы сразу повеселели, капли воды заблестели на них, как алмазы.

Было очень интересно наблюдать за тем, как слон поливает цветы. Вокруг собралось много народу, но слон не смущался.

(Надя П.)

Урок 21. Спряжение глаголов

Наши рекомендации