Новые механизмы финансирования охраны ркружающей среды
Финансирование затрат, на восстановление и охрану nриродной среды осуществляется Jilo основном за счет 'bh-.еБЮД)l,(етных средств и в первую очt:1редь за счет собстщ:нных средствnриродоnользователей.
Платностьпри родных ресурсов- важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного нарыноч»ые ре,фОРМЫ. Ко, числу других существенных ЭКQномических СТИМУЛQвследует отнtсти экологическое стра,хо:iание. Источником фйнаНСИРOlза»ия nриродоохранной деятельности яgляются также региональные и мест»ые бюджеты и в М,еньшейстепени средство федералы,ЮГО бюджета.
Плата за использо'ваниеприрод_ых, ресурсов:Еще Законом РСФ@Р ;:Об охране окружюощеi;:J среды» (1991) предусматривалась плата, не только за загрЯЗцение окружающейсре.;,
ды, но и, за исnользdваfше'ПРИРОД!-lЫХресурсов. СоглаСНQ СТ. 20 этого Закона>:нлата ,за природные рее урсь! (земля, вода, ле_ и др.) взималась: а) в пределах устаНО13ленны?о' лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное иеПОЛ ьзование,дриродныIх;ресурсов; в) наих'воспроиз_одство и OXP_HY. Сtйчас эти ПОJtоже. ния пересматриваются, о однако I;IРЙНЦИ::П платности за ИСfl0ЛЬ" зование природных ресурсов безуслоВ_о сохраняtТ'ся.
Формы платежей за природные pe_ypcы в зависимостИ от их видан назначения могут быть разJtичными. НаfJ:ример, за'
пользование лесными ресурсами плату взимают в'видедtсных податей (налога) и арендной платыI, з<::l" пользование'воц:ными объектами.-,в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за l'Iользование земле й - в виде'земельногоналога; арендной платы. ПоступаlOЩИ е платежи пере"JИСЛЯЮТв месtньiй 'бюджет(города или района), в фонды воспроизводства'Й охраны прирор,НБIХ ресурсов.
Платность пр'ирод»ых ресурсов не(;;,;омненно повыi1Jает мат'ериальную заинтересованность прИРО..допользователяв сохранении ресурсов и их рацио»альном И9l::10льзовани_.
Плаtа зазагрязнени_окружаЮ_ей среды.Законом РФ
«Об _xpaHe окружающей средыI» (2002) предусмотренщtJдата за
В6Iбросы' (сбросы) загрязняющих веЩ_ств иразмещенЙео'fХОдов как в пределах, так и сверхусmaНОс:зленных лимитов. В первом с:Лучаеnлатежи производятся за (;;,;чет себестоимости пj:юдукции пр_дприяtия, во gTOPOM -за "счет прибыли, котораяполучена предnриятием-загрязнителе_.
:е случаеубы'гочности преДПРllЯТИ я-загрязнителя платежи пр6изводятся за счет.всех имеЮЩllХСЯ у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территорnальные органы Минприроды России и органы саН::)пиднадзора вправе при_ остановить (пли прекратить) деятеЛЬ_6сть предприятий;' для которыIхразм7р платежей ПР<1вышает _рибыль, осtавляемую 13 их распоряжении.
Пd'скольку платежи J;}зи;маются за счет себестоимости про_
ДУКЦИИ или прибыли, они должны стимулировать предпр_ятиезагрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющихвеществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной щ;ятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды эконо
мически выгодным делом.
Вместе с тем, по мнению,Г. С. Голицына, А. Ю. Ретеюма и др. (1995), трехлетн_й опыт применения. системы платежей за загрязнение в России показал, что плата, реализующая на, логовый принцип, не выполняет автоматически стимулирующих функций. Ученые предлагают параллельно с ее внедрением создавать институциональную среду, где плата выступитважным эффективным :wементом процесса принятия рещения. ТОЛЬК9 тогда, как считают Г. С. Голицын, А. Ю. Ретеюм и др., реализация принципа «загрязнитель платит» послужит основой для внедрения другого классического.принципа рыночнргохозяйства - «желания платить». Следует также О1;,метить, чтоприменяемые ныне коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение .окружающей среды не соответствуют реальной инфляции в страае, что существенно СНИЖilет роль платыза загрязнение как экономического рычага ститмулированияприродоохранной деятельности природопользователей.
Экологические фОНДЫ.Для реализации различныIх природоохранных задач: восстановления потерь'в природной среде,.компенсадии вредаздоровью'граждщ, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветцтельскного направления и т. д. была создана единая системавнебюджетных государственных экологических фондов. Фон- .
ды функционировали за счет отчислений предприятий /jI виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников, Большая часть средств экологиче_ких фондов направлялась на реализацию природоохранныхмероприятий.
Экологические фонды способствовали также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:
- вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производствапродукции ЩНlI10 доохранного назначения;
- выдача"'гарантий коммерческим банкам поссудам.икре)(II'I'II_ предприятиям на реализацию природоо_ранных проеКТОII.
Таким образом, в современных условиях экощогичеОКИl: фОIlды являлись важным элементом поддержкн щшестиций 11 ох рану окруvкающей среды. Только в 1997т. _актические ПЩ'ТУ" ления в фонды составили 1792, 2 млрд руб.; 4:;!-,2'% Э1ШХ СРС)(("I расходовалось на строительство природоохранныIх об'I.('I('I'ОIl I внедрение эколо_ически чистых технолЩ'ий.
Тем не менее в. бюджете 2001 г. Федерa.JJ:Ь_ЫЙ ЭКОIIОI'II'II'С. кий'фОНДРОССИЙСКОЙ Федерации был уцразднен, что стl'Щllо цринятием нового Налогового кодексаРФ. Возникла Щ'оГщ, дим ость создания новой структуры, способной КООРДИIIИрОII/lI' инвестиционную деятельность в области охра:ны ОКРУЖ/lIOII\С' среды;
Экологическое страхование.Предприятия, а Т::К)I((' 1'1111 ждане имеют нраво на получение страхового возмеЩl'/II'" (111' добровольном и обязательном страховании) в случаl: T_'XIIIIIC'II ныiх катастроф, аварий' и стихийного бедствия. ОДllако Щ'С)I при-ятие может быть лишено права на страховое BO:_M_'II\C'1111I если оно неоднократно предупреждал ось о ВОЗМОЖНОС')'II /111.1 рии, но.. не приняло никаких предупредительных Ml:I1, Tlllillr образом_ эк()логическое страхование выполняет (ЭКОIIОМII'IС'С 101 стимулирующие функции, побуждая предприятия к (_IIXI111111 ниюприродных ресурсов и охране природной среды.
Все БОЛ,ееактуальными становятся и такие ваЖIIЫ_' 11111111« доохраНН},Iе проблемы, как страхование,риска заГрЯ111t'1I111I 01' ружающей среды, страхование инвестициЙ в ЭКОЛОI'И'lUСIОI 1'111 ковые проекты, в;ыбор приоритетных объектов ЭКОlJOI'IIЩ't'liОI страхования. Развиваются и другие формы ЭКОЛОГИЧl:СI(Oj'О (1111 хования.
Эко_омический механизм природопользованин 11 1I('pI'Xtl/ ный ,пеРJЮД к рыночной экономике нуждается в ПОСТШIIIIII)! совершенствовании. По А. Голубу (1991), в условиях IIt'РСХО)I К pынку комплекс экономических мер-'ПО отношению к OI(ру 11'ющей среде должен носить поэтапный характер. Всего преду
сматривается четыре этапа.
На первом этапе - подготовка к введению платежей за выбросы и платы заприродные ресурсы; пересмотр нормативоввременно согласованных выбросов; решение вопроса о возобновлении деятельности предприятий, закрытых на основанииэкспресс-эколого-экономическ_й экспертизы; освоение выпуска новой природоохранной техники; создание основы службыэкологическогg мониторинга.
Очевидно, что первый этап в основном преодолен.
На втором этапе - совершенствование платежного режима природопользования; формирование рынка экологическихуслуг; определение приоритетных проблем с.точки зрения долгосрочного развития приватизации части природно-ресурсногопотенциала; реформа механизма 'ценообразования на пр и родное сырье; усиление служБыI государственной экологическойэкспертизы.
На третьем этапе - формирование рынка природоохранного оборудования и экологических технологий, и на четвертом (заключительном) этапе - начало реализациц долгосрочной эколого-экономической стратегии.