Роль международного сотрудничества в решении экологических проблем
Всё отчетливее вырисовывается потребность в эффективных международных процедурах и механизмах, которые обеспечивали бы рациональное использование ресурсов планеты как общечеловеческого достояния. Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Здесь необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран.
В последние годы ученые ряда стран выступили с предложениями относительно возможного использования специальных экономических рычагов, вооружившись которыми государства могли бы приступить к решению экологических проблем как на национальном уровне, так и в сфере международных отношений.
К настоящему времени принято и в подавляющем большинстве введено в действие около 100 международных многосторонних (глобальных и региональных) соглашений по охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов. К этому следует добавить несколько сот двусторонних соглашений, полностью или частично посвященных вопросам охраны окружающей среды.
Усиливающаяся интернационализация общественной жизни, в частности развитие экономических отношений государств, под влиянием научно-технической революции объективно способствует возрастанию внимания к глобальным проблемам современности. С начала 70-х годов проблема окружающей среды становится постоянной темой многочисленных дискуссий и обсуждений, проходивших на международном уровне. В 1980 г. на страницах болгарского журнала «Защита природы» началась заочная теоретическая конференция «Человек и природа», цель которой — обмен мнениями между учеными-экологами разных стран по поводу современной социально-экологической ситуации. Международное выборное научное руководство конференцией на своих регулярных встречах обсуждало достигнутые результаты и намечало новые задачи.
Международная заочная конференция вызвала широкий научный и общественный резонанс. Она заложила прочное основание для проведения очного форума. Его программа отражает заинтересованность сторонников мира, всех, кто озабочен судьбой природы на нашей планете, в сохранении мира, самой жизни на Земле. Таким образом, становится очевидным, что проблема рационализации отношений между человеком и средой его обитания принадлежит к числу тех проблем, для эффективного решения которых требуется налаживание и установление отношений сотрудничества между государствами с различным общественным строем.
Отношение к природе стало сферой соревнования двух общественно-экономических систем — социализма и капитализма. Следует при этом подчеркнуть, что соревнование это носит созидательный характер, отвечает самым гуманным идеалам и ни в коем случае не исключает, а, наоборот, предусматривает в качестве неотъемлемого элемента взаимовыгодные формы сотрудничества противоположных систем по проблемам, имеющим значение для всего человечества, и в первую очередь в деле охраны окружающей среды. Борьба за сохранение окружающей среды — важный элемент программы борьбы за демократическое преобразование общества, против монополий, хищнически относящихся к природным ресурсам.
Первым серьезным шагом на пути привлечения внимания мировой общественности к проблемам среды явилась Конференция ООН по окружающей среде, проходившая в Стокгольме в июне 1972 г. В соответствии с одной из рекомендаций этой Конференции в 1972 г. был создан специальный орган для международного сотрудничества —«Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП). Советский Союз является членом Совета управляющих ЮНЭП.
Важную роль в деятельности ЮНЭП играет глобальная система наблюдений (мониторинг) окружающей среды (ГСМОС), обеспечивающая программу глобального наблюдения за Землей. Наиболее перспективны в этом плане искусственные спутники Земли и пилотируемые орбитальные станции, способные обеспечить наблюдение за развитием крупных процессов в атмосфере, Мировом океане и на материках, влияние которых может быть чувствительным для планеты в целом. Космическая техника позволяет собрать и систематизировать данные, необходимые для объяснения местных природных особенностей, сопоставить региональные характеристики различных районов той или иной страны.
Общая часть программы мониторинга выполняется ВМО – Всемирной метеорологической организацией, ведущей наблюдение за глобальными изменениями в окружающей среде, уровнем загрязнения воздушного бассейна, воздействиями на погоду и климатические ресурсы планеты. Эта система наблюдения включает свыше 2600 наземных метеорологических, 700 аэрологических станций, 5000 морских судов.
Международная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА). Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП) — одна из наиболее развитых информационных систем мира: в ее работе принимают участие 121 страна и ряд международных организаций. ИНФОТЕРРА как действующая система функционирует с 1977 г. Первоначально она называлась МСС – Международная справочная система. Современное название системы было принято в 1979 г. и может быть переведено как «Информация о Земле». Тематика работы ИНФОТЕРРА несколько выходит за пределы тех вопросов, которые обычно включаются в понятие «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». ИНФОТЕРРА, например, дает справочные материалы по благоустройству населенных пунктов и вопросам продовольствия, которые имеют особое значение для многих развивающихся стран. Большое внимание уделяется вопросам технологии и рационального использования энергетических ресурсов. Значение ИНФОТЕРРЫ состоит не только в том, что она дополняет существующие справочно-информационные системы и дает возможность получения труднодоступной информации. Она также стимулирует международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, понимание важности экологической информации и ее использования в научной и практической работе и развития специализированных служб, особенно в развивающихся странах.
На 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1970 г. была принята специальная международная научная программа .«Человек и биосфера» (МАБ), цель которой – осуществление в разных районах мира комплексных многолетних исследований воздействия человека на естественные процессы в биосфере, на ее основные компоненты и изучение влияния этих процессов и компонентов на самого человека. В выполнении программы МАБ участвует более 80 стран, создавших национальные комитеты, которые определяют и организуют исследования по тем или иным научным проектам.
В 80-х годах — подъем общественного движения за охрану природы в мире был, помимо прочего, ознаменован двумя исключительно важными резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, одна из которых посвящена исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений, другая – Всемирная хартия природы. Их конечная цель – сохранить природу Земли в благоприятном состоянии для нынешнего и будущего поколений людей.
Охрана окружающей среды – необходимый элемент совместной деятельности всех стран на современном этапе. Так, например, обеспечение максимальной безопасности при мирном освоении сил, заключенных в недрах атомного ядра, стало сегодня поистине глобальной, общечеловеческой проблемой. Существенным вкладом в ее решение является. Программа создания международного режима безопасного развития ядерной энергетики». Деятельность МАГАТЭ в этом направлении одобрена на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Первыми шагами в реализации этой Программы стали принятые на сессии Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Соглашения подписаны 55 странами. Заключение обеих конвенций существенно для формирования доверия, оно наглядно подтверждает реальную возможность договоренностей, затрагивающих и вопросы безопасности. Это, наконец, убедительный пример того, что государства могут совместно искать и находить решение проблем, к которым, в частности, относится охрана окружающей среды.
Главными условиями дальнейшего плодотворного развития деятельности по охране окружающей среды являются дальнейшая нормализация международных отношений, укрепление атмосферы сотрудничества и взаимного доверия государств. Особенно большую пользу делу сохранения природной среды, несомненно, принесут распространение принципов мирного сосуществования, конструктивный подход государств к разоружению и ограничению стратегических вооружений. В условиях мирного сосуществования и социального прогресса проблема биосферы получит свое эффективное разрешение.