Легко ли вырастить дуб?

Еще в раннем детстве моем я любил ходить в лес, где росли старые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая земляника. Осенью я собирал под дубами красивые крепкие желуди.

Когда-то дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав теперь осталось очень мало.

Вырастить дуб нелегко. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгие годы. Выросшие из желудей маленькие дубки медленно поднимаются над землею. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.

(По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание: составить или написать по памяти предложения, соответствующие данным схемам:

Легко ли вырастить дуб? - student2.ru

Домашнее задание: упр. 442; подготовиться к контрольному словарному диктанту (слова № 40—110, составить терминологический диктант, потренироваться в написании терминов).

Урок 27. Повторение

I. Терминологический диктант с последующей взаимопроверкой (по записи на доске или на пленке для кодоскопа).

Грамматика, сочинение, подчинение, диалог, фонетика, алфавит, орфоэпия, правило, лексикон, омонимы, метафора, синонимы, антонимы, морфемика, суффикс, чередование, грамотность.

II. Объяснительный диктант с последующим анализом и пересказом текста.

Дятлы

Летом возле нашего домика мы нашли гнездо дятлов. Птицы жили в дупле в старой осине. Когда к дуплу подлетали взрослые дятлы, молодые поднимали громкий крик и высовывали из дупла носатые головы в красных платочках.

Когда пришло время, молодые дятлы вылетели из гнезда.

(И. Соколов-Микитов.)

Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания. 2. Найти однокоренные слова и разобрать их по составу. 3. Доказать, что миниатюра «дятлы» — текст; подчеркнуть сцепляющие слова. 4. Пересказать текст.

Уточнения и дополнения к ответу на третий вопрос. Миниатюра «Дятлы» обладает всеми признаками текста. У нее есть заглавие, в заглавии отражена тема. Основная мысль — хорошо, что люди не потревожили гнездо дятлов. Несмотря на то что миниатюра небольшая по объему, она делится на три части:

1) начало — первое предложение (если бы возле домика рассказчика не было гнезда дятлов, то не появилась бы и эта миниатюра); 2) основная часть — второе и третье предложения — жизнь дятлов (взрослые дятлы добывали корм, а молодые его поедали; вот она какая птичья жизнь!); 3) конец — последнее предложение.

Все части миниатюры связаны между собой по смыслу (все они раскрывают общую тему и основную мысль) и структурно (предложения связаны цепным способом; сцепляющие слова: … дятлов. Птицы ... в дупле — к дуплу ...; молодые ... — молодые дятлы).

Последнее предложение возвращает нас к заглавию (молодые дятлы — Дятлы) и к первому предложению миниатюры (из гнезда гнездо); таким образом текст получает композиционную завершенность.

III. Комментарий к домашнему заданию: по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (см. вклейку в учебнике) написать сочинение на тему «История одной двойки». В вашем сочинении должны быть все признаки текста, о которых мы говорили и раньше и сейчас.

IV. Графический диктант. Задание 1. «Подскажи словечко!».

1. Будут дни чуть-чуть короче, будут чуть длиннее ... (ночи). 2. Солнечный зайчик сидит на стене и улыбается весело ... (мне). 3. Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивленный ... (подснежник). 4. Идет паучок по воздушной тропинке, идет паучок по чужой … (паутинке). (Из стихов Д. Самойлова, Г. Глушнева, М. Дудина, Вл. Орлова.)

Задание 2. После повторного чтения предложения начертить его схему; обозначить на ней соответствующие знаки препинания.

Домашнее задание: см. III.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1. Самостоятельные

И служебные частиречи (1 ч)

I. Подготовка учащихся к усвоению понятия и термина морфология.

— Вспомним разделы науки о языке. Звуки речи изучает (фонетика). Слова, их лексическое значение изучает ... (лексика). Грамматические значения слов (и многие другие вопросы) изучает ... (грамматика).

Грамматика — самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает ... (словосочетания, предложения). Морфологию вы начали изучать в начальных классах. Теперь будем продолжать эту работу. Что же такое морфология?

Морфология — одна из частей грамматики (самого большого раздела науки о языке). Морфология изучает слово как часть речи.

Наши рекомендации