Методика написания эссе
Слово «эссе» происходит от французского «essai», англ. «essay», - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новый, субъективно окрашенный текст о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, критический, научно-популярный характер. В последнее десятилетие написание эссе все чаще используется в качестве формы экзаменационной работы в вузах, а также в качестве этапа отбора персонала для крупных зарубежных организаций.
При использовании этого жанра письменной речи в качестве одной из форм учебной работы были разработаны некоторые конкретизирующие требования, связанные, в том числе, и со спецификой дисциплины. К общим требованиям учебного эссе относится требование использовать исключительно научный стиль речи. Объем эссе определяет преподаватель.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Главное, что требуется от автора эссе - построить и доказать собственную позицию по определенной проблеме на основе приобретенных знаний. Обычно вопросы и задания, ставящиеся в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Факты и имеющиеся в литературе точки зрения — лишь часть исходного материла, который используется при ответе, но не является собственно ответом на поставленный вопрос. При ознакомлении преподавателя с текстом эссе не оценивается «правильность» ответов на вопросы. Для преподавателя важен только уровень, эффективность аргументации точки зрения автора.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы; включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины; выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Специфика дисциплины «Социальная экология» дает возможность использовать: анализ имеющихся статистических данных, анализ материалов из средств массовой информации, подробный обзор точек зрения различных специалистов, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. В целом построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Фактически написание эссе предполагает проведение теоретического (чаще всего) исследования, результаты которого представлены в виде развернутой системы рассуждений.
Структура эссе
1. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь ответить в ходе своей работы.При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над предложенной темой «Традиционные и современные модели индивидуального природопользования в Сибири» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки характерны для традиционной модели природопользования?».
2. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
3. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения, рассмотрение взаимосвязи с другими проблемами и т.д. содержит основные итоги эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.