Методология разрешения глобальных проблем современности

Разрешение глобальных проблем современной планетарной циви­лизации требует наличия целого комплекса соответствующих условий: материальных, духовных, политических и других. Наиболее важными из них являются изыскание материальных средств, привлечение к дан­ному делу интеллектуальной мировой элиты, особенно ученых различ­ных отраслей науки, наличие политической воли государств взаимо­действовать в региональном и мировом масштабах на двусторонней и многосторонней основе и мирных условий существования.

Необходимые материальные средства могли бы быть получены за счет кардинального сокращения гигантских военных расходов. Ежед­невно в мире на военные цели идет более триллиона долларов. Только расходы на военные научно-исследовательские и опытно-конструк­торские разработки достигли к настоящему времени, по оценке ООН, от 70 до 80 миллиардов долларов в год или примерно четверть всех мировых затрат на науку. Даже частичное перемещение некоторых из них на мирные цели позволило бы существенно увеличить ассигнова­ния на охрану окружающий среды, на реализацию задач демогра­фической политики, приумножение культурных ценностей, создать необходимые продовольственные запасы, увеличить помощь развива­ющимся странам, победить многие болезни, существенно уменьшить неграмотность, сократить безработицу, уменьшить количество бездом­ных и отчаявшихся в жизни людей.

В настоящее время происходит закладка методологического фун­дамента под новую идеологию медицины, в которой будут глубоко уточнены результаты научной революции 20 века. Социологизация, гуманизация, экологизация, выступающие сегодня как главные тен­денции развития медицины, должны, по всей вероятности, привести к качественно новому характеру теоретико-методологических и прак­тических связей медицины с науками о развитии человека и общества, эволюционной теорией и экологией. Соединяясь с менее явными про­цессами технизации (индустриализации, кибернетизации, информа­тизации), вышеуказанные главные тенденции развития медицинской науки создают то новое «семантическое поле», в рамках которого идет формирование новой философии и идеологии медицины.

Новая методология медицинского мышления должна помочь со­временному врачу глубоко осознать системно-комплексный характер связей человека с окружающим миром, понять и учитывать особенно­сти детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социаль-

Философия глобальных проблем современности •$• 313

ном и системно-экологическом аспектах. Тенденция экологизации ставит вопрос о коренном улучшении общебиологической подготов­ки будущих врачей, включении в учебные программы вопросов струк­турной организации жизни и процесса ее эволюции, выработки уме­ния учитывать и работать с такими понятиями, как «популяция», «биоценоз», «экосистема» при изучении болезней человека, форми­ровании здоровой среды и образа жизни человека. Существующие се­годня социально-психологические стереотипы ценностей медицинс­кой профессии, основанные на монопольном положении клинических парадигм, должны энергично дополняться социальными и социаль­но-экологическими компонентами. Научно-технический процесс по­требовал от человека разработки новой системы эко-аксиологических ориентации, связанных с биоэтикой, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и смерти.

В России существует духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с именами Н.И. Пирогова, Н.Ф. Федорова, П.А. Кропоткина, Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Рос­сийские мыслители трактовали жизнь как самоценность, как самодо­статочную ценность. Этика жизни бросала вызов смерти как впаде­нию в хаос. Борьба со смертью за жизнь — один из постулатов этики жизни, с которым связано и ценностное отношение к жизни и к био­сфере, выраженное в благоговении перед жизнью, в любви к жизни, в том числе и в религиозном принятии жизни как благодати.

А. Швейцер (1875—1965) оценивал жизнь как всеобщую ценность, человеческую жизнь как высшую ценность, трактовал общественный прогресс как духовный. Концепция А. Швейцера «благоговение перед жизнью» виделась ему мировоззрением, в котором рядом существует миро- и жизнеутверждение и этика, основанные на мышлении. Бла­гоговение перед жизнью означает любовь к жизни, которая хочет жить среди той жизни, которая хочет жить. Жизнеутверждение есть духов­ный акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до истинной цен­ности. Утверждать жизнь, по А. Швейцеру, означает ее углублять, де­лать более духовной и усиливать волю к жизни. Добро — это сохране­ние жизни, способствование ей и возвышение, развитие до наивысшей ценности. Зло — разрушение жизни, нанесение ей вреда, подавление. В этом, по мнению А. Швейцера, и заключается фундаментальный принцип нравственности, к которому с необходимостью приводит мышление. Благоговение перед жизнью содержит жизнеутверждение и этику, сплавленные в единое целое. Целью благоговения перед жиз­нью является создание ценностей и содействие материальному, духов-

314 Ф Философия медицины •» Раздел IV 4- Глава 15

ному развитию человека и человечества. Духовное и этическое совер­шенствование человечества выступает наивысшим идеалом, являю­щимся главным критерием социального прогресса. Основой экологи­ческой этики является принцип, в соответствии с которым человек не должен делать ничего такого в отношении себе подобных, животных и природы в целом, чего не хотел бы, чтобы делали в отношении него. И.Т. Фролов справедливо утверждает, что интересы преодоления раз­рыва биоэтической теории и практики требуют обсуждения и внедре­ния конкретных биоэтических установок, таких, как единство науки и гуманистических ценностей, необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских и регулировать научные исследования, исходя из гуманистических ценностей (включая запреты на некото­рые виды экспериментов, связанных с участием человека). Обществен­ный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкрет­ным проявлением гуманизма в медицине. Данный критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. Какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте.

Сутью экологической психологии является любовь к природе как черта характера человека и, прежде всего, любовь к братьям нашим меньшим, ко всему живому. По мнению Э. Фромма, сущность эколо­гической психологии заключается в биофилии, понимаемой как стрем­ление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы.

Экологическое правосознание предполагает осознание всеми граж­данами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. Формирование экологического со­знания населения включает целый комплекс мер экологического об­разования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих экологического научного сознания, эколо­гической этики, психологии, правосознания. К сожалению, уровень обыденного общественного сознания очень сильно отличается от на­учных устремлений. Данный тезис справедлив и в отношении эколо-^ гического сознания народа, которое лишь в малой степени восприни­мает и отражает переменчивость научного поиска. Поверхностный слой общественного экологического сознания включает видение эко-» логии как совокупности представлений о природе, причем, как пра« вило, не систематизированных. Средствами массовой информации у народа сформированы ряд штампов расхожего содержания - «эколо* гически чистое вещество», «экологически чистый продукт»; «эколо*, гия» — это природный катаклизм в виде озоновой дыры, глобального!

Философия глобальных проблем современности -О- 315

потепления, радиоактивного загрязнения или изменения одного из параметров окружающей среды, или же охрана природы в целом. По­верхностный слой экологического аспекта мировоззрения современ­ного человека отражает отношение к природе как к второстепенной кладовке.

Основу глубинного слоя экологического мировоззрения составля­ют представления о природе как Матери-Земле, истекающие из ми­фологического, религиозного и коллективистского (соборного)созна­ния, связывающего Мать-Природу с безоговорочно хорошим, вечным и благостным.

Экологическое научное сознание включает в себя: 1. Формиро­вание научной картины мира, основывающейся на достижениях со­временной науки. 2. Системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности. 3. Принцип универсального эволюци­онизма. 4, Современные концепции и теории, типа синергетики, уче­ния о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, а также теория био­сферы и ноосферы В.И. Вернадского.

Среди путей выхода из экологического кризиса называются: 1. Раз­работка и внедрение безопасных для окружающей среды технологий, предполагающих гармонию с природой, т.е. экологизацию производ­ства. 2. Всеобщая экологическая экспертиза новых проектов. 3. Со­здание безотходных технологий замкнутого цикла. 4. Разумное само­ограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важ­ное значение. 5. Изменение отношения в обществе к окружающей сре­де, состоящее из программ технического перевооружения и блока со­циальных программ, направленных на утверждение в сознании людей новой нравственности. Необходима новая стратегия человечества, предполагающая иной путь развития современной цивилизации. Пер­спективным видится путь ограничения роста численности населения, в первую очередь, в развивающихся странах.

В целях восстановления паритета общества и биосферы предлага­ется коэволюционная стратегия как новая парадигма цивилизации 21 века. Она должна определять познавательную деятельность челове­ка, его ценностные ориентации и новое понимание Природы. Осоз­нание природы одной из высших ценностей приведет к устранению утилитарно-потребительского, преобразовательного отношения к при­роде и формированию взаимодействия с ней на основе принципа коэволюции.

Вместе с тем, ориентация только на привычные пути разрешения жологического кризиса в виде контроля за применяемыми в про-

316 -О- Философия медицины -О- Раздел IV 4- Глава 15

мышленности технологиями, создание «экологически чистых» про­изводств, принятие природоохранительных законов является обяза­тельным, но недостаточным. Коррективы в направлении технологи­ческого кризиса ведут к противоборству государства, экологических организаций с производственником и производством. Экологическая деятельность в России, переживающая период становления, не имеет достаточных сил эффективного снижения негативного влияния на ок­ружающую среду. Необходима действенная государственная экологи­ческая политика.

Экологический кризис в текущем столетии породил человек. Ис­ходя из этого и следует искать пути разрешения кризиса. Необходимо сформировать у современного человека мировоззрение, в котором важ­ное место должна занять экологическая проблематика: экологические знания, новое понимание человека и природы и принципов их взаи­модействия, биологически окрашенных чувств и эмоций.

Становится все очевидней несостоятельность антропоцентристско-го типа мировоззрения, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность, а природа трактуется вторичной сущностью, предназначенной для удовлетворения человеческих потребностей. Представляется целесообразным пересмотреть видение природы как объекта одностороннего воздействия человека, исходя из прагмати­ческих мотивов. Необходима ориентация на экологическую целесо­образность, устранение противопоставления человека и природы, ви­дение природных объектов как партнеров по взаимовыгодному взаимодействию с человеком. Необходима экологизация жизни во всех ее измерениях и, в первую очередь, процесса образования и воспита­ния. Исходя из запросов социального развития, философия предназ-* начена осуществить методологический и мировоззренческий синтез современного научного знания и дать философское обоснование его включения в экологическую культуру, обеспечить экологию новым ка­тегориальным аппаратом.

Важным направлением в разрешении глобальных проблем совре­менности является преодоление бездуховности, бескулыурия. Э. Фромм, понимая опасность бездуховности, имеющей широкое распростране­ние в западной цивилизации, писал: «Одно из двух: или западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой кото­рого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

В современной России активно распространяется нигилизм. Мно­гие россияне утратили гордость за свое отечество, нарастает эрозия

Философия глобальных проблем современности -О- 317

нравственного достоинства, чувства ответственности за родную зем­лю. Социально уязвимой стала сфера науки, образования и культуры. Острый характер приобретает проблема интеллектуальной и духовной деградации, роста психических расстройств от чрезмерной, часто негативной информации. Необходимо учитывать, что негативные ин­формационно-психологические воздействия влекут серьезные послед­ствия в духовной и социально-политической жизни общества. Они способны серьезно нарушать нормальное функционирование и жиз­недеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных объединений граждан (не говоря уж об отдельных лицах). Негативные воздействия вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравст­венных критериев и норм, морально-политическую дезорганиза­цию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей,

В формирующейся цивилизации особую значимость имеет духов­ность и соборность. Концепция русской идеи, понимаемой как исто­рический долг нации перед Россией и другими народами по развитию государства, общества и, собственно, духовности органично вписы­вается в контекст общественного развития. Реализация русской идеи не предполагает действий против других наций, но с ними и для них, что так важно для процесса разрешения глобальных проблем совре­менности. Концепция русской духовности предполагает примирение культурных традиций Востока и Запада, использование достижений науки, техники, общественного устройства западных народов и мораль­но-нравственных ценностей восточных народов. При этом необходи­мо помнить, что механический перенос на условия России западноев­ропейских традиций принес мало добра, и это естественно. Опыт показывает необходимость учета возраста российского суперэтноса, который, по мнению Л.Н. Гумилева и других исследователей, на 500 лет моложе западных. Ускоренное присоединение России к западно­му миру обернется отказом от отечественных традиций и последую­щей ассимиляцией.

Для разрешения глобальных проблем современной цивилизации важным обстоятельством являются объединенные процессы в духов­ной жизни, как в религиозном, так и в светском измерениях. Усилия современных интеллектуалов сосредоточены на поиске общечелове­ческих ценностей, разработке глобальной этики, универсальных нрав­ственных принципов, которые способны объединять людей перед ли­цом глобальных проблем. Приоритетной задачей является внедрение в массовое сознание идеалов ненасилия, толерантности.

318 -Ф- Философия медицины •*• Раздел IV -О- Глава 15

Ведущие американские футурологи Дж. Нейсбит, П. Эбурдин из­вестны благодаря тому, что, изучая тенденции мирового развития, очень точно просчитали их на 80-е годы текущего столетия. Их прогноз почти полностью реализовался. Д. Нейсбит и П. Эбурдин считают, что 2000 год - это порог новой эры, характеризующейся технологически­ми нововведениями, экономическими возможностями культурного возрождения и удивительных реформ в политической сфере. По мне­нию американских исследователей, важнейшими тенденциями двадцать первого века будут: 1. Глобальный экономический бум. 2. Возрождение искусств. 3. Возникновение рыночного социализма. 4. Универсальный образ жизни в мире в сочетании с культурным национализмом. 5. Воз­рождение тихоокеанского региона. 6. Приход женщин на руководя­щие посты. 7. Расцвет биологии. 8. Новое религиозное возрождение в новом тысячелетии. 9. Триумф индивида (Нейсбит Дж., Эбурдин П. Метатенденция, год 2000. Нью-Йорк, 1990., М., 1992).

В западной науке сложилась целая отрасль знания, сконцентриро­ванная на изучении глобальных проблем современности и получив­шая условное название «философия глобальных проблем». В рамках данного направления исследуются причины, источники и предпосыл­ки решения глобальных проблем современности. Анализируются фи­лософские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования. Осуществляется поиск путей перестройки миро­вого экологического порядка. Ведется разработка футурологических проектов.

Глобалистские идеи, представления и концепции наиболее извест­ных авторов: А. Печчеи, Л. Брауна, Д. Медоуза, Э. Пестеля, Г. Кана, Дж. Форестера пока еще не сложились в достаточно связанное учение. Философия глобальных проблем существует в настоящее время в виде определенного набора принципов и установок мышления, которые сводятся к тому, что вопреки всем видам расколотости человеческого рода в современных условиях, благодаря резкой интенсификации свя­зей и взаимодействий в мире, решающее значение приобретает его, объективное единство. Глобальное единство человечества — это един-ство с природой Земли, единство хозяйственных связей и историчес­ких судеб разных стран, взаимосвязанность политических решений И процессов, а также культуры, науки и техники. Для того, чтобы м как совокупность глобальных связей трансформировался в мир каЯ]единое целое, необходимо действие особого объединяющего факторе) Поиск путей такого объединения — основная проблема, которая, оД*] нако, не получила убедительного решения, исчерпывающего проблб*] му во всей ее глубине.

Философия глобальных проблем современности -Ф- 319

В рамках философии глобальных проблем разработаны отдельные варианты, сценарии, направленные на снижение негативных прояв­лений планетарных проблем. Так, М. Месарович предложил созда­ние новых транснациональных политических и экономических струк­тур вплоть до мирового правительства; координирование процессов социально-экономического и научного развития в глобальном масш­табе. Получили известность проекты Л. Брауна о создании экологи­чески сбалансированной глобальной экономической системы и гло­бальной демографической стабилизации. Разработана теория мировой культурной революции и создании глобальной культуры нового ти­па. Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-историческому универсализму, представители глобаль­ных проблем современности апеллируют к становлению планетарно­го сознания как решающему субъективному фактору оптимального, устойчивого развития цивилизации. Глобальное сознание должно осу­ществить переход от националистических амбиций и геополитичес­ких притязаний сверхдержав к ценностям транснациональным и гу­манистическим.

Важным условием разрешения глобальных проблем современнос­ти признается всемирная солидарность различных социальных дви­жений за демократизацию общества и осознание всеобщей ответствен­ности за будущее мира, за судьбы природы, культуры и духовной жизни. Все это ведет к признанию культуры намного более важной реальнос­тью для судеб мира, чем политика.

Центральной для всего комплекса глобальных проблем современ­ности является проблема человека. Здесь следует особо выделить два подхода. Римский клуб в лице А. Печчеи ставил проблему человека, главным образом, как задачу ускорения совершенствования и разви­тия новых «человеческих» качеств, ориентированных на будущий ми­ропорядок и глобальное сознание. Основная идея второго подхода сво­дится к тому, что подлинную нравственную ответственность за природу и за создание альтернативной цивилизации и культуры может взять на себя только духовно зрелая и нравственно свободная личность.

В сфере философии глобальных проблем осуждаются практически псе выдвинутые ранее концепции социального развития человека, на которые возлагается при этом ответственность за подрыв и разруше­ние глобальной системы поддержания жизни и основ самого существо-пания и функционирования цивилизации. Противостоя всем формам фанатизма и экстремизма, философия глобальных проблем отвергает революционно-насильственные методы преобразования действитель­ности и делает главную ставку на эволюционные средства глубоких

320 -Ф- Философия медицины •*• Раздел IV -0- Глава 15

Философия глобальных проблем современности -О- 321



изменений сначала в общественном сознании, а затем и в социально-экономической и политической практике.

Философия глобальных проблем попыталась охватить самые раз­ные политические, экономические, философские, психологические и религиозные концепции, чтобы выявить в них общее и сделать это общее источником культурного обновления и универсальной мора­ли для всего человечества. Концепции, нравственная доброкачест­венность которых вызывает сомнения, отклоняются ради принятия ценностей свободы, справедливости и достоинства человека, прав лич­ности и прав народов на социальное, культурное и политическое са­моопределение.

Решение глобальных проблем современности требует концентра­ции усилий представителей разных областей деятельности, в том чис­ле философии, определяющей мировоззрение и методологические подходы к исследованию глобальных проблем. Ключ к разрешению глобальных проблем современности — в комплексном подходе, разра­ботке и реализации межгосударственной, региональной и планетар­ной стратегии. В обобщенном виде философия глобальных проблем предстает в качестве попытки создать новое учение с рационально обо­снованными целями спасения человечества посредством отказа от экстремизма, крайностей и преодоления накопившихся проблем на ус­ловиях, устраивающих большинство населения Земли. Всем здраво­мыслящим, образованным россиянам очевидна необходимость разра­ботки и реализации концепции модернизации России. Это очередной интеллектуальный и организационный вызов истории. Содержание ответа на него определит будущее русской цивилизации. Очевидно, благополучие и процветание России не может быть достигнуто без новой идеи, связывающей вечные ценности, российскую духовную традицию и современный мир с современными представлениями о его сложностях, взаимосвязях, тенденциях и перспективах. Стратегия выхода" России из кризиса должна опираться на понимание геополи­тических, культурных ее особенностей, учитывать утверждающиеся мировые тенденции, специфику однополюсного мира и формирую­щихся новых центров силы.

Усиливающееся ощущение духовной пустоты, бесперспективнос­ти происходящего, слома духовного стержня у значительной части людей придают особую актуальность формированию нового мирово зрения. Социально-экономические реформы в России последних затронули основы человеческого бытия россиян и повлияли на их ведение, отношение к жизни и смерти, продолжению рода. Даннщ обстоятельства побудили отечественных ученых рассматривать цен«

ности жизни, здоровья, активного долголетия, реализацию человечес­ких прав и свобод в качестве критериев социального прогресса.

Наличие и обострение глобальных проблем, демографического кри­зиса объективно требует по-новому переосмыслить устоявшиеся обы­денные представления и философско-методологические взгляды на человека, его мировоззренческие ориентиры. Данная задача предпо­лагает интегральный синтез теоретических результатов современной науки и мировоззренческо-методологических требований, вытекаю­щих из него к человеку и обществу.

Разрешение демографической проблемы в России требует насыще­ния научного и массового сознания новыми биологическими идеями, формирование новых ориентации на ценности жизни, здоровья, твор­ческого долголетия. Культурное и этнокультурное многообразие Рос­сии, так же как и генетическое, составляет запас прочности, который в состоянии обеспечить для успешной адаптации россиян к реалиям современного этапа развития русской цивилизации. Успешный выход из демографического кризиса предполагает не только улучшение здо­ровья населения, продление жизни, социальной защиты, но и учета в демографической политике государства разнообразия природно-кли­матических условий, специфически-ценностных ориентации в разных культурах по отношению к жизни и смерти, детству, старости, этно­культурных и религиозных традиций. Значительный потенциал раз­решения демографического кризиса в России содержится в традици­ях русской духовности, базирующейся на братской солидарности, соборности, коллективности, взаимопомощи и возрастании крепости национального духа во время драматических испытаний.

Свою позитивную роль в ослаблении последствий демографичес­кого кризиса должна сыграть наука. Изучение биологических аспек­тов развития человека в их органической взаимосвязи с экономичес­кими, социальными и духовными факторами должно проводиться на всех уровнях его проявления: организменном, популяционно-видовом, биоцентрическом и био-ноосферном. Исследование демографических процессов позволяет уточнять специфику связи организации и разви­тия человека, обнаружить тенденции его изменения в ходе эволюции общества. Осознание обществом изменений биологии человека и их возможных последствий имеет прямое значение для педагогики, ме­дицины, социальной работы с различными группами населения.

Возрастающий интерес к познанию надиндивидуального уровня биологии человека обнаруживается в усиливающихся поисках спосо­бов социальной защиты разных групп населения в условиях систем­ного кризиса и возрастающего риска заболеваемости. Понимание зна-

П-2120

322 -Ф- Философия медицины -Ф- Раздел IV •$• Глава 15

чимости надиндивидуального уровня природы человека проявляется в современной медицине как переход от медицины болезней (клини­ческой) к медицине здоровья (валеологии). Руководство Всемирной организации здравоохранения в основу интегральной медицинской доктрины конца XX—начала XXI веков включила тезис о первосте­пенном значении перехода медицины от «защитно-оборонительных» принципов к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей.

Обобщая вышеизложенное, представляется возможным отметить, что глобализация мировых процессов связана, прежде всего, с объек­тивными потребностями экономического, политического и духовно­го характера, с интернационализацией всей социальной деятельности на Земле. В современную эпоху возросло общепланетарное единство человечества, характеризующееся становлением единой цивилизации, требующее нового планетарного стиля мышления. Современный технологический переворот связан с информатизацией общества, спо­собствующей становлению единой социальной общности, которая тре­бует формирования новой гуманистической культуры, рассматриваю­щей человека как самоцель общественного развития.

Отсюда и вытекают новые требования к личности: гармоническое сочетание высокой квалификации, виртуозное овладение техникой (предельное в своей специальности) с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Конкретный ана­лиз глобальных проблем современности составляет сферу компетент­ности целого ряда специальных наук (социология, демография и дру­гие). Философия концентрирует внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривает эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Общей идеей конкретных мер по сохранению окружающей сре­ды является «философия преодоления кризиса» — идея необходимос­ти изменения путей развития современной цивилизации. Речь идет, прежде всего, об изменении самого человека - изменении социальных установок личности и общества, переориентации человечества с иде­ологии поступательного роста производства и потребительства мате­риальных ценностей на духовное самосовершенствование.

Литература

Антология русской философии. Т. 3. СПб., 2000. г

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М ., 1990. !|

Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизнМ^|

М., 1995.

Философия глобальных проблем современности -Ф- 323

Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998. Медоуз Д.Х., Медвуз Д.Р., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.

НейсбитДж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

Степин В.С. Эпоха перемен и сценарий будущего. М., 1996.

Урсул А. Путь в ноосферу. М., 1993.

Философия и экологическая проблема. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются источники современных глобальных проблем?

2. Какие глобальные проблемы современности относятся к числу наибо­
лее актуальных?

3. Каковы предпосылки возможного разрешения глобального кризиса со­
временной планетарной цивилизации?

4. Какие сценарии выживания человечества в условиях экологического
кризиса предлагаются на сегодня?

5. Каково содержание философии глобальных проблем?

6. В чем заключаются особенности проявления глобальных проблем в со­
временной России?

Наши рекомендации