По дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕМА 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.Охарактеризуйте понятие «экосистема» на конкретном примере.

2.Что такое сообщество и популяция?

3.Какие факторы формируют среду обитания?

4.Дайте характеристику биотическим факторам среды.

5.Какие факторы среды относятся к абиотическим ?

6.Каковы основные свойства биосферы?

7.Как организована экосистема?

8.Какова роль антропогенных факторов в формировании современной среды обитания?

9. Охарактеризуйте энергетику экосистем.

10.Какие законы термодинамики свойственны биосфере?

11.Объясните понятие энтропии.

12.Какие существуют закономерности движения энергии в биосфере?

13. Что такое техносфера, ноосфера?

ТЕМА 2: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

1.Что такое природные ресурсы?

2.Какие существуют классификации природных ресурсов?

3.В чем заключается различие между ресурсами биосферы и ресурсами техносферы?

4.Что такое природопользование?

5.Как характеризуются водные ( земельные, растительные, животные, минеральные, информационные и др. ) ресурсы республики?

6.Охарактеризуйте потенциал энергетических ресурсов республики.

7.Какие существуют виды ландшафтов?

8.Каковы перспективы использования природных ресурсов в Беларуси?

ТЕМА 3: АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ

1.Охарактеризуйте виды загрязнений окружающей среды, приведите конкретные примеры из своей жизни.

2.Дайте характеристику глобальных и региональных последствий загрязнения окружающей среды.

3. Опишите уровень загрязнения атмосферного воздуха, почвы, воды в Беларуси.

4. Назовите основные признаки современного глобального экологического кризиса.

5.Имеются ли признаки экологического кризиса в Республике Беларусь? Как они характеризуются?

ТЕМА 4: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

  1. Назовите основные источники выбросов и воздействий на биосферу.
  2. Как осуществляется оценка экологичности производства?
  3. Охарактеризуйте автотранспорт как источник загрязнения окружающей среды.
    1. Какие существуют методы снижения уровня воздействия автотранспорта на окружающую среду?
    2. Дайте экологическую характеристику предприятий энергетики.
    3. Как влияют предприятия энергетики на окружающую среду?
    4. Назовите виды и качество энергии в природе.
    5. Что представляет собой ТЭК Беларуси?
    6. Какие наиболее значимые экологические проблемы энергетики вам известны?


ТЕМА 5: ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

1.Какие существуют принципы экологической и энергетической безопасности?

2.В чем заключается сущность энергосбережения и рационального использования ТЭР?

3.Определите роль безотходных технологий и энергосбережения в деле охраны окружающей среды.

4.Что представляет собой мониторинг окружающей среды?

5.Какие существуют нормативы качества природной среды?

6. Как нормируется химическое, акустическое, вибрационное, радиоактивное, электромагнитное и другие виды загрязнения окружающей среды?

7.Как производится нормирование и регулирование потребления энергоресурсов?

8.Какими показателями определяется качество воды водоемов?

9. Что такое экологическая и энергетическая экспертиза, аудит, сертификация, менеджмент, паспортизация?

10.Какие вам известны методы обработки газовоздушных выбросов, сточных вод.

11.Какие существуют основные методы обращения с отходами производства и потребления?

12.В чем заключается защита растительного и животного мира?

ТЕМА 6: Государственное управление природопользованием и энергосбережением

1.Каковы основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды и энергосбережения?

2.Дайте характеристику Концепции устойчивого развития страны.

3.Какие основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и энергосбережения действуют на территории Беларусь?

4. Как осуществляется государственный контроль за охраной окружающей среды и энергосбережением в республике?

5.Какие виды ответственности за нарушение законодательства по охране окружающей среды и энергосбережения вы знаете?

6. В чем состоит экономический механизм управления природопользованием и энергосбережением?

7.Как в Республике Беларусь осуществляется международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и энергосбережения?

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»

Отметка в баллах Показатели
1 (один) Узнавание отдельных понятий охраны окружающей среды и энергосбережения при предъявлении их в готовом виде.
2 (два) Различение объектов изучения в области охраны окружающей среды и энергосбережения, предъявления в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя.
3 (три) Воспроизведение части программного материала по охране окружающей среды и энергосбережению по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу.
4 (четыре) Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание объектов охраны окружающей среды и энергосбережения с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных существенных ошибок.
5 (пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок.
6 (шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (Описание и объяснения объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок .
7 (семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно обосновать мероприятия по охране окружающей среды и энергосбережению. Наличие единичных несущественных ошибок.
8 (восемь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок
9 (девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при разборе производственной ситуации, самостоятельный выбор способов разрешения производственных ситуаций в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Применение теоретических знаний для решения задач по охране окружающей среды и энергосбережению в новой ситуации.
10 (десять) Свободное оперирование программным учебным материалом . Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала , решение нестандартных задач по охране окружающей среды и энергосбережению, предложение принципиально новых подходов для решения отдельных проблем в этой области знаний (написание рефератов, докладов по изучаемым темам , выступление с ними перед аудиторией).

ВАРИАНТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации