По дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ТЕМА 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.Охарактеризуйте понятие «экосистема» на конкретном примере.
2.Что такое сообщество и популяция?
3.Какие факторы формируют среду обитания?
4.Дайте характеристику биотическим факторам среды.
5.Какие факторы среды относятся к абиотическим ?
6.Каковы основные свойства биосферы?
7.Как организована экосистема?
8.Какова роль антропогенных факторов в формировании современной среды обитания?
9. Охарактеризуйте энергетику экосистем.
10.Какие законы термодинамики свойственны биосфере?
11.Объясните понятие энтропии.
12.Какие существуют закономерности движения энергии в биосфере?
13. Что такое техносфера, ноосфера?
ТЕМА 2: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
1.Что такое природные ресурсы?
2.Какие существуют классификации природных ресурсов?
3.В чем заключается различие между ресурсами биосферы и ресурсами техносферы?
4.Что такое природопользование?
5.Как характеризуются водные ( земельные, растительные, животные, минеральные, информационные и др. ) ресурсы республики?
6.Охарактеризуйте потенциал энергетических ресурсов республики.
7.Какие существуют виды ландшафтов?
8.Каковы перспективы использования природных ресурсов в Беларуси?
ТЕМА 3: АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ
1.Охарактеризуйте виды загрязнений окружающей среды, приведите конкретные примеры из своей жизни.
2.Дайте характеристику глобальных и региональных последствий загрязнения окружающей среды.
3. Опишите уровень загрязнения атмосферного воздуха, почвы, воды в Беларуси.
4. Назовите основные признаки современного глобального экологического кризиса.
5.Имеются ли признаки экологического кризиса в Республике Беларусь? Как они характеризуются?
ТЕМА 4: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
- Назовите основные источники выбросов и воздействий на биосферу.
- Как осуществляется оценка экологичности производства?
- Охарактеризуйте автотранспорт как источник загрязнения окружающей среды.
- Какие существуют методы снижения уровня воздействия автотранспорта на окружающую среду?
- Дайте экологическую характеристику предприятий энергетики.
- Как влияют предприятия энергетики на окружающую среду?
- Назовите виды и качество энергии в природе.
- Что представляет собой ТЭК Беларуси?
- Какие наиболее значимые экологические проблемы энергетики вам известны?
ТЕМА 5: ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
1.Какие существуют принципы экологической и энергетической безопасности?
2.В чем заключается сущность энергосбережения и рационального использования ТЭР?
3.Определите роль безотходных технологий и энергосбережения в деле охраны окружающей среды.
4.Что представляет собой мониторинг окружающей среды?
5.Какие существуют нормативы качества природной среды?
6. Как нормируется химическое, акустическое, вибрационное, радиоактивное, электромагнитное и другие виды загрязнения окружающей среды?
7.Как производится нормирование и регулирование потребления энергоресурсов?
8.Какими показателями определяется качество воды водоемов?
9. Что такое экологическая и энергетическая экспертиза, аудит, сертификация, менеджмент, паспортизация?
10.Какие вам известны методы обработки газовоздушных выбросов, сточных вод.
11.Какие существуют основные методы обращения с отходами производства и потребления?
12.В чем заключается защита растительного и животного мира?
ТЕМА 6: Государственное управление природопользованием и энергосбережением
1.Каковы основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды и энергосбережения?
2.Дайте характеристику Концепции устойчивого развития страны.
3.Какие основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и энергосбережения действуют на территории Беларусь?
4. Как осуществляется государственный контроль за охраной окружающей среды и энергосбережением в республике?
5.Какие виды ответственности за нарушение законодательства по охране окружающей среды и энергосбережения вы знаете?
6. В чем состоит экономический механизм управления природопользованием и энергосбережением?
7.Как в Республике Беларусь осуществляется международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и энергосбережения?
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»
Отметка в баллах | Показатели |
1 (один) | Узнавание отдельных понятий охраны окружающей среды и энергосбережения при предъявлении их в готовом виде. |
2 (два) | Различение объектов изучения в области охраны окружающей среды и энергосбережения, предъявления в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя. |
3 (три) | Воспроизведение части программного материала по охране окружающей среды и энергосбережению по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу. |
4 (четыре) | Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание объектов охраны окружающей среды и энергосбережения с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных существенных ошибок. |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок. |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (Описание и объяснения объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок . |
7 (семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно обосновать мероприятия по охране окружающей среды и энергосбережению. Наличие единичных несущественных ошибок. |
8 (восемь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при разборе производственной ситуации, самостоятельный выбор способов разрешения производственных ситуаций в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Применение теоретических знаний для решения задач по охране окружающей среды и энергосбережению в новой ситуации. |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом . Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала , решение нестандартных задач по охране окружающей среды и энергосбережению, предложение принципиально новых подходов для решения отдельных проблем в этой области знаний (написание рефератов, докладов по изучаемым темам , выступление с ними перед аудиторией). |
ВАРИАНТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ