Для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 годах

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в активной и интерактивной форме, час. Формируемые компетенции
Лекции Практич. Самост. работа      
Введение Устный опрос   ОК-1 ОПК-1
Научная деятельность и человек Дискуссия, устный опрос ОК-1 ОПК-1
Специфика научного познания и методов науки Проверочные работы, контрольная работа, устный опрос ОК-1 ОПК-1
Структура и функции научного знания Дискуссия, устный опрос ОК-1 ОПК-1
Практическая методология экологии: основные подходы Дискуссия ОК-1 ОПК-1
  ИТОГО      

Очно –заочная форма обучения

Для студентов, начавших обучение в 2015 и 2016 годах

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в активной и интерактивной форме, час. Формируемые компетенции
Лекции Практич. Самост. работа      
Введение            
Научная деятельность и человек            
Специфика научного познания и методов науки              
Структура и функции научного знания              
Практическая методология экологии: основные подходы              
  ИТОГО            

Содержание разделов дисциплины

Введение

Методология науки: теоретическая и практическая. Логическая основа научной деятельности. Фундаментальные свойства живого. Экология: наука или мировоззрение? Формирование ключевых понятий общей экологии в рамках частных дисциплин таких как «Геоботаника», «Гидробиология», «Экология животных», «Экология микроорганизмов», «Биогеография» и проблемы связанные с этим. Экология, как междисциплинарная отрасль знания.

Научная деятельность и Человек

Научная этика и расширение сферы объективного знания. Моральные принципы ученого (по работам Роберта Мертона). Важнейшие мотивы для выбора научной деятельности. Типы личности ученого (классификация Ганса Селье). Основные качества, необходимые для занятий наукой: 1) энтузиазм и настойчивость; 2) оригинальность мышления (воображение, интуиция и т.д.); 3) интеллект (логика, память, способность к концентрации внимания и т.д.); 4) этика; 5) контакт с природой; 6) общение с людьми. Развитие необходимых качеств и модели поведения ученых. Научное творчество, его основные этапы.

Специфика научного познания и методов науки

Возникновение философии науки. Эмпиризм и рационализм. Логический эмпиризм: идеи Огюста Конта, Эрнста Маха и Людвига Витгенштейна.

Фальсификационизм Карла Поппера. Проблема эмпирического базиса науки. Проверка достоверности научной гипотезы (Фальсифицируемость научной теории. «Потенциальные фальсификаторы»). Правомерность использования индукции для верификации научной гипотезы (теории). Важность простоты формулировки для создания научной гипотезы. Возможность использования теории вероятности и статистических методов для проверки гипотезы (теории). Метафизика. Границы между наукой и метафизикой.

Концепция научных революций по Томасу Куну. Понятие парадигмы и нормальной науки. Основные характеристики и роль научного сообщества в процессе развития науки.

Исследовательская программа, ее основные элементы по Имре Лакатосу. Понятие эвристики. Отличия между негативной и позитивной эвристикой. Различия между утонченным фальсификационизмом И. Лакатоса и наивным фальсификационизмом К. Поппера. Критика И. Лакатоса представлений Т. Куна о нормальной науке.

Концепция личностного знания Майкла Полани. Эпистемология неявного знания. Познавательная деятельность, как искусство, роль человеческого фактора в науке. Самоотдача личности. Роль веры в процессе научного познания. Критика М. Полани плоско-эмпирических и формально-логических подходов в науке.

Анархическая теория познания Пола Фейерабенда. Принципы пролиферации и несоизмеримости. Цель воспитания и обучения. Концепция научного «реализма» Яна Хакинга.

Структура и функции научного знания

Формы познания. Абстрактное мышление его особенности и формы. Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Формальная и полу интуитивная логика. Мышление, как функция мозга человека, его связь с языком. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Классификации сравнимых понятий. Использование кругов Эйлера-Венна для анализа отношений между понятиями. Реальное и номинальное определения. Основные логические ошибки при определении понятий. Примеры из области экологии. Деления понятий, классификация.

Эмпирические методы научного познания. Наблюдение, измерение, эксперимент. Научный факт. Взаимоотношение теории с фактами. Представления Яна Хакинга. Примеры. Структура научного факта. Примеры из области экологии.

Структура и функция научной теории. Основание и идеализированный объект теории. Описательные и объяснительные теории. Рациональность, как целесообразность. Относительность понятия истины. Научная рациональность и цель науки.

Наши рекомендации