Часть 3: Поверхность 165 5 страница
КУ: Весьма важно. Если роющей палкой может легко пользоваться беременная женщина, плугом на животной тяге она пользоваться уже не может. Как говорят Джей Нильсен и Джанет Чейфец, те женщины, которые попытаются сделать это, со значительно большей вероятностью могут расплатиться выкидышем. Другими словами, у женщин существует эволюционная предрасположенность к тому, чтобы не пахать. Таким образом, с введением плуга начали происходить массовые изменения в культуре.
Во-первых, фактически все продукты питания теперь производились исключительно мужчинами. Мужнины и женщины вместе решили, что тяжелый пахотный труд будет мужской работой.
Женщины — это не овцы, а мужчины — не свиньи. Патриархат был сознательным совместным соглашением мужчин и женщин, сделанным перед лицом довольно суровых обстоятельств. Для мужчин это, конечно же, не было развлечением, и уж точно не такой большой забавой, как охота на крупную дичь, которую мужчины должны были почти совсем забросить. Кроме того, согласно таким исследователям, как Ленски и Чейфиц, мужчины в этих «патриархальных» обществах чувствовали себя значительно хуже, чем женщины, по любой шкале объективных показателей «качества жизни», начиная с того факта, что только мужчины могли быть призваны для защиты государства и только они должны были подвергать свою жизнь опасности. Мысль о том, что патриархат был привилегированным клубом для мальчиков, в котором мужчинам можно было веселиться, веселиться и веселиться, основана на крайне плохом качестве исследований, подверженных влиянию идеологии.
Мы можем научиться у этих обществ только тому, что, когда полы сильно поляризованы, когда их сферы ценностей резко разделены, очень сильно страдают оба пола.
В: Именно это случилось с патриархатом?
КУ: Да, поляризация полов. В аграрных обществах наиболее сильно, по сравнению с любым известным общественным устройством, подчеркнута противоположность между полами. Это не мужской заговор, как, впрочем, и не женский заговор, это просто лучшее, что эти общества могли сделать при существовавшей в то время технологической форме организации труда. Таким образом, когда мужчины стали фактически единственными производителями продовольствия, то, совершенно естественно, почти все божества в этих культурах стали не женскими, а исключительно мужскими. Более 90 процентов аграрных обществ во всех концах земли главным своим божеством делают божество-мужчину.
В: В своей книге вы говорите: «Когда женщина работает в поле с мотыгой, богом является Женщина; когда мужчина работает в поле с плугом, Богом становится Мужчина».
КУ: Да, это краткое резюме моего подхода. Бог и Богиня могут иметь более глубокий и более трансперсональный смысл, о котором мы поговорим позже, но для человеческого сознания среднего уровня того времени мифические изображения обычно выражали гораздо более обыденную реальность. Во многих случаях они представляли основные технико-экономические установки данного общества: кто достает пищу на стол.
В: Там, где Бог является мужчиной, это означает господство патриархии?
КУ: Да, и патриархат правильно называют правлением отцов. Здесь мы немного затронем базис, о котором говорил Маркс: так как общественные отношения начинают организовываться вокруг производственного базиса, в данном случае плуга, то мужчины начинают доминировать над общественными отношениями в сферах управления, образования, религии, политики. А женщины начинают господствовать в частной жизни семейства: над очагом и домом. Об этом разделении часто говорят как о мужском производстве и женском воспроизводстве. Аграрные общества начали возникать приблизительно в 4000—2000 годах до нашей эры, как на Востоке, так и на Западе, и данный способ производства доминировал до начала индустриальной революции.
В то же время возможность перемещения на обширные территории сильно продвинула сельское хозяйство вперед, создав значительный излишек продовольствия. И это освободило многих людей — а точнее, многих мужчин — и теперь они могли преследовать иные цели, кроме сбора и выращивания продуктов питания. То есть сельское хозяйство освободило некоторых мужчин от производства, но женщины все еще в значительной степени были связаны с воспроизводством. Такая ситуация позволила возникнуть ряду высоко специализированных классов: мужчины теперь могли посвятить свое время не только добыванию пропитания, но и более широкой культурной деятельности. Были изобретены математика, письмо, металлургия — а также специализированные военные техники.
Излишек производства освободил мужчин, и под руководством «убийственной» части тестостерона они начали строить первые большие военные Империи. На земном шаре, начиная приблизительно с 3000 годов до нашей эры, появлялись Александры и Цезари, Саргоны и Канны. Они создавали огромные империи, которые, как это ни парадоксально, начали объединять враждующие племена и закреплять определенный общественный строй. Эти империи принесли с собой рациональность и индустриализацию, а потом уступили место современным национальным государствам.
И точно так же, с появлением аграрного производства, был освобожден еще один класс людей, которые начали обдумывать свое собственное существование. Таким образом, в этих больших аграрных культурах впервые зародилось постоянное духовное творчество, творчество, которое уже определяло местонахождение Духа не просто «там», в биосфере (волшебство, доисторическая эпоха и ранняя садоводческая культура), и не просто «там», в мифическом рае (мифология, поздняя садоводческая и ранняя аграрная культура), а скорее в «здесь». В пространстве глубокой субъективности, в пространстве внутреннего понимания, в пространстве размышления и созерцания. Так появились великие осевые мудрецы, чей...
В: Осевые?
КУ: Термин Карла Ясперса, обозначающий этот невероятно важный период в истории, начинающийся около шестого столетия до нашей эры, как на Востоке, так и на Западе, период, который произвел на свет великих «осевых мудрецов»: Гаутаму Будду, Лао Цзы, Парменида, Сократа, Платона, Патанджали, Конфуция, мудрецов Упанишад и так далее.
В: Все они мужчины...
КУ: Ну, в аграрной культуре всегда все мужчины. И одна из главных задач духовности в мире постмодерна состоит в том, чтобы дополнять и уравновешивать эту ориентируемую на мужчину духовность соответствующими ей женскими формами. Мы не хотим просто выбросить все, что накоплено этими великими традициями мудрости, потому что это было бы катастрофой. Это похоже на следующее высказывание: мы отказываемся использовать колесо, потому что его изобрел мужчина. Но действительно, все эти великие традиции мудрости возникли в среде, в которой мужчины могли говорить с Богом непосредственно, а женщины могли говорить с Богом только через своих мужей.
Индустриальная эпоха
В: Я хочу вернуться к проблеме мужской и женской духовности, потому что это приводит нас к тому, что вы называете «Восходящим путем» и «Нисходящим путем» развития духовности, или Богом и Богиней, и к проблеме уравновешивания этих двух подходов.
Но сначала необходимо закончить с аграрной эпохой и переходом к индустриальной. Как это связано с «современностью»?
КУ: И «современность» и «постмодернизм» (постмодерн) используются совершенно в разнообразных контекстах. Но термин «современность» обычно относится к событиям, которые следуют за Просвещением, начиная с Декарта, Локка и Канта, и к сопутствующим процессам в мире техники, которые позволили осуществить переход от феодального аграрного строя с мифическим мировоззрением к индустриализации и рациональному мировоззрению. А «постмодерн» обычно означает, в самом широком смысле, целый спектр событий эпохи пост-Просвешения, к которым также относится постиндустриальная революция.
В: Значит, сейчас мы будем говорить о начале эпохи современности, о начале перехода от аграрного производства киндустриализации...
КУ: Индустриализация, несмотря на все ее ужасы и кошмарные побочные эффекты, была, прежде всего, технологией производства пропитания не при помощи человеческих мышц, воздействующих на природу, а при помощи власти воздействующей на природу машины. Пока аграрным обществам требовалась физическая рабочая сила людей для производства продуктов питания (вспахивание), эти общества неизбежно считали высшей ценностью мужскую физическую силу и мобильность. Ни в одном из известных аграрных обществ нет ничего даже отдаленно напоминающего права женщин.
Но в течение столетия, прошедшего после начала эпохи индустриализации, которая сняла приоритет мужской физической силы, так как появились двигатели и механизмы, впервые в истории появилось крупномасштабное женское движение. «Защита прав женщин» Мэри Уоллстонкрафт была написана в 1792-м, и это первый полностью феминистский трактат в истории.
Не то чтобы женщины внезапно стали умными, сильными и решительными после миллиона лет подавления, глупости и неспособности. В первый раз в истории возникли такие социальные структуры, в которых физическая сила не определяла полностью власть в культуре. Биология перестала быть судьбой, когда речь шла о тендерных ролях. Всего несколько столетий потребовалось на то, чтобы обеспечить женщинам юридические права собственности, возможность голосовать и «быть самостоятельным человеком», то есть иметь свою частную собственность.
В: Есть документы, которые поддерживают это мнение, не так ли?
КУ: Эмпирические свидетельства, представленные исследователями-феминистками, о которых я упоминал, указывают на то, что, как говорит Чейфиц, статус женщины в поздних индустриальных обществах выше, чем в любом другом производящем излишек обществе в истории, в том числе и в садоводческом. Женщины, которые публично осуждают позднее индустриальное (и информационное) общество и восхваляют Великую Мать садоводческих обществ, совершенно не знакомы с огромным количеством фактов. Или же они выборочно выделяют несколько приятных фактов из прошлого, игнорируют оставшуюся часть вчерашнего кошмара, и сравнивают тот «Рай» только с самыми худшими событиями современности. Это псевдонаучное отношение.
Помните о том, что поляризация полов была невыгодна обеим сторонам. И мужчинам, и женщинам требуется свобода от ужасных ограничений аграрной поляризации. Индустриализация начала это освобождение, расширяя тендерные роли за пределы биологически данного — преодоление и включение — но мы должны продолжать преодоление и двигаться к большей свободе.
В: Например?
КУ: Например, когда мужчины уже автоматически не предполагают, что они должны быть основными производителями и защитниками. Тогда средняя продолжительность жизни мужчин могла бы немного повыситься и приблизиться к женскому уровню. Женщины могли бы быть менее ограничены ролями, вовлекающими их в воспроизводство, заботу о доме или очаге. Трудности были бы разделены поровну, поэтому свобода также будет одинаковой и, я думаю, выгодной всем. В любом случае мужчины смогут извлечь из этого большую пользу, и именно поэтому опросы, проведенные в Соединенных Штагах, показали, что большинство мужчин одобрило Поправку о равных правах, но большинство женщин выступили против нее, так что она, к сожалению, не прошла.
В: Что вы можете сказать относительно индустриализации и экологического кризиса? Конечно же, это одна из главных проблем современности, нашего «диалектического развития».
КУ: Изначальная причина любого экологического кризиса, как мы уже говорили, — простое невежество. Только обладая научным знанием биосферы, знанием точных взаимосвязей всех холонов в биосфере, включая биологический холон человека, только с этим знанием мужчины и женщины могут гармонизировать свои действия с законами биосферы. Простое или священное уважение к природе не поможет. Священное отношение к природе не мешало многочисленным племенам уничтожать окружающую среду из простого и невинного невежества, оно не помешало народу майя разрушить экосистему тропических лесов и не будет мешать нам из-за невежества делать то же самое снова. Росжак указывает на то, что современная наука, например, экологические науки и науки о системах, могут непосредственно показать нам, как и почему наши действия разрушают биосферу. Если бы примитивные племена знали, что вырубкой и сожжением лесов они разрушают свою среду обитания и подвергают опасности свои собственные жизни, если бы они действительно знали это с научной уверенностью, тогда они, по крайней мере, задумались бы, прежде чем начинать разрушение своего биоса. Но невежество есть невежество; из-за незнания или из жадности люди продолжают разрушать свою биосферу.
В: Но средства производства изменились.
КУ: Это второй важный момент. Незнание, поддержанное примитивной или племенной технологией, способно причинить лишь незначительные повреждения. Но то же самое незнание, опирающееся на промышленность, способно убить весь мир. Так что мы должны разделить эти два вопроса — невежество и средства борьбы с незнанием — потому что в эпоху современности у нас в первый раз в истории есть путь преодоления нашего невежества. Именно в то самое время, когда мы создали технологии, которые могут стать разрушителем человечества в глобальном масштабе.
В: Так что есть хорошие новости и плохие новости.
КУ: Да, современная эпоха находится в трудном положении. Наконец-то мы знаем больше. В то же самое время, если мы не будем действовать, основываясь на этом знании, то мы все погибнем. Это придает новый смысл конфуцианскому проклятию: «Чтоб вы жили в интересные времена».
Глава 4
Великая революция постмодерна
В: Мы только что проследили технико-экономическую основу каждой эпохи. Как насчет соответствующих мировоззрений?
КУ: Главный тезис довольно прост: различные стадии роста сознания дают различные представления о мире. Мир выглядит по-разному — является разным — на каждой стадии. Поскольку возникают и развиваются новые механизмы познания, Космос созерцается совершенно различными людьми, и они видят совершенно разные вещи. Для удобства я называю эти мировоззрения архаичным, волшебным, мифическим, рациональным и экзистенциальным. Возможны также более высокие стадии. Вы можете увидеть их на рисунке 5—2.
В: То есть мы по-разному смотрим на мир?
КУ: Да, но здесь мы должны быть очень осторожны. Все обстоит не так, словно есть единственный, неизменный мир, и мы просто смотрим на него по-разному. Скорее, когда Космос узнает себя более полно, появляются различные миры.
Это как желудь, который вырастает в дуб. Дуб — это не другая картина того же самого неизменного мира, которая присутствует в желуде. У дуба есть части, которые совершенно новы и полностью отличаются от чего-то, что можно найти в желуде. У дуба есть листья, ветви, корни и так далее, ни одна из этих составных частей не присутствует в действительном «мировоззрении» желудя или в его «картине мира». Различные мировоззрения создают различные миры, формируют различные миры, это не просто тот же самый мир, увиденный по-другому.
Водораздел постмодерна
В: Почему именно это различие действительно важно?
КУ: Оно необычайно важно, потому что во многом это есть важный водораздел, отделяющий модернистский и постмодернистский подход к знанию. И мы хотим понять эту беспрецедентную революцию в человеческом понимании.
Нет просто никакой возможности продвинуться вперед в нашем разговоре, если не обсудить важные различия между модернистским и постмодернистским подходом к знанию. Во многом он является даже ключом к поиску места Духа в постмодернистском мире.
В: Хорошо, значит, современность и постмодерн...
КУ: Вы слышали о «новой парадигме» знания?
В: Только то, что каждый, кажется, хочет иметь эту новую парадигму. Или какую-то новую парадигму...
КУ: Старая парадигма — это парадигма Просвещения, ее также называют парадигмой современности. У нее есть множество других названий, все с оттенком Презрения и отвращения: ньютоновская, декартовская, механистическая, зеркало природы, парадигма отражения.
Но как бы ее ни называли, эта парадигма, как теперь считается, безнадежно устарела или, по крайней мере, сильно ограничена, и поэтому каждый стремится поддержать какую-нибудь новую, а значит, постмодернистскую, или пост-Просвещенческую, парадигму.
В: Чтобы понять, как могла бы выглядеть эта постмодернистская парадигма, мы сначала должны понять фундаментальную парадигму Просвещения.
КУ: Да. Фундаментальная парадигма Просвещения известна как парадигма представления. Ее основная идея в том, что с одной стороны находитесь вы сами, или субъект, а с другой — эмпирический или чувственно-воспринимаемый мир, и истинное знание состоит в том, чтобы делать карты эмпирического мира, единственной и просто «данной» нам реальности. Если карта точна, если она правильно представляет мир или соответствует эмпирической реальности, тогда знание является «истиной».
В: Значит, это парадигма представления.
КУ: Да. В роли карты могла бы выступать теория, гипотеза, идея, таблица, понятие или какое-то представление вообще, своего рода карта объективного мира.
Все главные теоретики Просвещения, независимо от того, были ли они холистами, или атомистами, или кем-нибудь еще, — все они могли подписаться под этой парадигмой представления, признать существование единственного эмпирического мира, который мог быть терпеливо нанесен на карту при помощи эмпирических методов.
И, пожалуйста, помните о том, что структура мира, то есть то, состоял ли он из атомов или являлся целостным, совершенно не имеет значения. То, с чем они все были совершенно согласны, — это сама парадигма картографии.
В: Но что же неправильного в этой парадигме представления? Ведь мы все равно продолжаем ею пользоваться.
КУ: Не то, чтобы она была совсем неправильной. Она просто очень узка и очень ограниченна. Ограниченность парадигмы представления было довольно трудно понять, на это ушло очень большое количество времени — несколько столетий.
Существует много способов описать ограничения парадигмы представления и ее основной идеи картографирования мира. Главное ограничение, основная проблема карты: она не учитывает влияние картографа. Тот факт, который все игнорировали, состоял в том, что картограф мог сам привнести нечто в картину!
В: То есть парадигма представления и картографии не учитывала самого картографа?
КУ: Да. И независимо от того, насколько различаются многочисленные нападки постмодернизма, все они связаны с критикой парадигмы представления. Все они были направлены на парадигму отражения, парадигму «зеркала природы», то есть на идею, что существует только одна-единственная эмпирическая реальность или природа, и знание заключается исключительно в представлении, отражении или картографии этого истинного мира.
Все партии «пост-Просвещения» или «постмодерна» соглашались с тем, что идея «зеркала природы» была абсолютно безнадежна, а в широком масштабе наивна. Начинаясь с Канта, Гегеля, Шопенгауэра и заканчивая Ницше, Дильтеем, Хайдеггером, Фуко, Деррида — все. У всех видных теоретиков «постмодерна» можно найти серьезные нападки на парадигму представления, потому что она не в состоянии принимать по внимание меня самого, субъекта, который делает эти карты.
Это «я» не просто спустилось на парашюте с небес но землю. У него есть свои собственные характеристики, свои собственные структуры, свое собственное развитие, своя собственная история — и все то влияние и власть, которую оно видит и может увидеть в этом возможно «единственном» мире, который находится вокруг. Этот парашютист по самую шею погружен в контексты и состояния, которые в основном определяют то, что он может видеть!
Так что великим открытием постмодерна было осознание факта, что ни «я», ни мир не являются раз и навсегда данными, скорее они существуют в изменяющихся состояниях, у которых есть своя история, развитие.
В: Они развиваются.
КУ: Да, они развиваются. Картограф — это не лишенная истории, отдельная монада, которая полностью и стерильно изолирована от мира, который он наносит на карту. На различных стадиях своей собственной истории, своего роста и развития картограф будет делать совершенно различные карты.
В этом процессе развития субъект будет представлять себе мир совершенно по-разному, основываясь не столько на том, что действительно есть «там», в каком-то наперед заданном мире, а во многом на том, что сам субъект привносит в картину.
В: «Коперниканская революция» Канта: скорее разум формирует мир, чем мир формирует разум.
КУ: Не во всех, но во многих случаях. А затем важное уточнение сделал Гегель, этот принцип определяет все постмодернистские теории: разум, субъект, может «быть помыслен только в его развитии».
Ницше, например, превратил этот принцип в генеалогию, исследование истории мировоззрения. Так или иначе, все дороги постмодернизма приводят к Ницше.
В: Значит, общий смысл...
КУ: ... в том, что субъект — это не какое-то отдельное, изолированное и полностью сформированное единство, которое просто прыгает на парашюте с небес на землю, а затем начинает «наносить на карту» то, что видит вокруг в так называемом «реальном мире», объективной реальности. Скорее субъект находится в контексте своего собственного развития, своей собственной истории, своей собственной эволюции, и «картины», с помощью которых он представляет «мир», зависят в большей степени не от этого «мира», а от его «истории».
В: Да, я понимаю. И какое это имеет отношение к нашей дискуссии?
КУ: Одна из наших задач — проследить историю этих мировоззрений. Они — часть эволюции сферы человеческого сознания, то есть различные формы Духа-в-действии, который раскрывается в формах человеческого разума. На каждой из этих стадий люди смотрят на Космос совершенно новыми глазами и поэтому создают новые миры, не существовавшие до этого.
Два пути в мире постмодерна
В: Значит, эти мировоззрения развиваются?
КУ: Да. То, что мировоззрения развиваются, что ни мир, ни «я» не даются нам заранее, является главным открытием постмодернизма.
Перед лицом этого открытия «не предзаданности» теоретик может выбрать один из двух путей через эту новую и запутанную территорию постмодерна, где ничто не является определенным.
Первый, и вероятно самый обычный, — это путь крайнего конструктивизма, то есть сильная версия «не предзаданности». Так как мировоззрения не являются заданными наперед, вы можете утверждать, что они все произвольны. Они просто «построены», или сконструированы, социальными культурами.
Все «сконструировано социально» — это молитва экстремистского крыла постмодернизма. Его представители думают, что культурные мировоззрения полностью произвольны, основаны только на существующей власти, предубеждениях или на том или ином «изме» — сексизме, расизме, специфизме, фаллоцентризме, капитализме, логоцентризме.
В: У этих подходов есть какая-то ценность?
КУ: Да, есть. Только сильный подход конструктивизма слишком полон экстремизма. Мировоззрения не просто спорны или случайны; они, на самом деле, управляются потоками Космоса, и эти потоки ограничивают произвольность культуры в выборе определенных мировоззрений. Мы не сможем найти такого распространенного мировоззрения, в котором, например, мужчины рожают детей или яблоки падают вверх. Это верно и для произвольных мировоззрений. Они не просто «сконструированы» совершенно относительным и произвольным образом. Даже Деррида теперь признает этот элементарный факт.
Не нужно выходить за пределы здравого смысла и отрицать предварительное существование чувственно-воспринимаемого мира в целом! А также того, что чувственно-воспринимаемый мир — космос и биос — ограничивают мировоззрение, так сказать, «снизу». Более того, культурное конструирование ограничено течениями в самой ноосфере.
Реальные течения в Космосе ограничивают мировоззрения людей и не дают им стать просто коллективными галлюцинациями. Мировоззрения, как мы увидим, закреплены требованиями достоверности, и эти требования работают, потому что потоки реальны.
В: Разве Фуко не обвиняли в этом крайнем конструктивизме?
КУ: Да, он положил начало этому пути, только он понял, что это тупик.
В: Каким образом?
КУ: Если позицию конструктивизма продолжить слишком далеко, она победит сама себя. Она утверждает, что все мировоззрения произвольны, все истины относительны и просто обусловлены культурой, нет никаких универсальных истин. Но та же самая позиция утверждает, что является универсально истинной.
Это главное противоречие, которое скрыто во всех радикальных поликультурных движениях постмодернизма. И их абсолютная истина в итоге оказывается крайне идеологической, крайне властной и очень элитарной в худшем смысле этого слова. Фуко даже назвал свои собственные ранние работы в этом направлении «высокомерными».
Этот крайний конструктивизм, на самом деле, есть только постмодернистская форма нигилизма: в Космосе нет никакой истины, существуют только понятия, которыми одни подчиняют себе других. Этот нигилизм смотрит в лицо Космоса и видит бесконечный круг зеркал, которые в итоге показывают ему только его собственную эгоистическую злость, отраженную в бесконечности. Нарциссизм является скрытым ядром такого нигилизма: истина игнорируется и заменяется собственным эго теоретика. И это движение наиболее сильно в американских университетах!
В: Крайний конструктивизм. Значит, это один путь, ведущий в постмодернизм.
КУ: Другой, более умеренный подход — более умеренный конструктивизм, и самая распространенная его версия сегодня связана с развитием или эволюцией. В его многочисленных и весьма различных формах он был выдвинут Гегелем, Марксом, Ницше, Хайдеггером, Ясперсом, Пиаже, Беллом, Фуко, Хабермасом.
Этот подход признает, что мир и мировоззрение не полностью задаются наперед, а скорее развиваются в ходе истории. Так что он просто исследует подлинную историю и развитие этих мировоззрений, но не как серию совершенно произвольных витков прогресса, а скорее как эволюцию, или образ, проявляющийся в развитии, который частично управляет самим направлением собственного развития.
В: Развивающийся на основе этих двадцати принципов.
КУ: В моей личной версии развития да, но это моя версия и мой подход. Но важно то, что в большинстве версий развития или эволюции каждое мировоззрение уступает место его преемнику, потому что определенные внутренние ограничения в исторически более раннем мировоззрении в итоге становятся очевидными. Они создают значительное напряжение и хаос, и система, если она не разрушается, стремится избежать этого хаоса, эволюционируя к более высоко организованному порядку. Этот новый и более высокий порядок разрешает или устраняет существовавшие ранее проблемы, но затем вносит свои собственные неразрешимые проблемы и внутренние ограничения, которые не могут быть решены на его собственном уровне. И снова повторяется тот же самый процесс развития, который мы увидим и в других областях.
В: Вы говорили о последовательности мировоззрений: архаичное, магическое, мифическое, рациональное и экзистенциальное, с возможностью появления более высоких стадий развития.
КУ: Да, это один из способов их обобщения, очень общий способ. Мы можем обсудить специфические особенности этих мировоззрений позже, если вы захотите. Но пока, как я уже говорил, я провожу соответствия между «сознательными» мировоззрениями и «материальными» способами производства на каждой стадии эволюции человека. Поэтому тем мировоззрениям, которые вы только что упомянули, соответствуют следующие эпохи: доисторическая, садоводческая, аграрная, индустриальная, информационная. Я буду часто говорить о них вместе как о мифически-аграрной или рационально-индустриальной, и так далее, подразумевая, что в них существуют различные виды наложений и гибридов (см. рисунок 5—2).
В: В предложении, что все они развиваются...
КУ: Мировоззрение — это разум, базис — это тело Духа. Эти единства разума и тела развиваются и открывают новые миры в процессе эволюции, так как Дух развивает свой собственный потенциал, яркие цветы весны Космоса, не столько Большой взрыв, сколько Большой рассвет.
И на каждой стадии развития мир выглядит другим, потому что мир и есть другой — в этом заключается главное открытие постмодерна.
На краю завтрашнего дня
В: У меня есть два технических вопроса. Как именно постмодернистские подходы преодолевают так называемый картезианский дуализм?
КУ: Парадигма представления была, конечно же, дуалистической: субъект, занимающийся картографией, не был частью мира, который наносился на карту.
Большинство подходов «новой парадигмы» все еще попадается в эту дуалистическую западню, потому что это — очень, очень тонкая западня. Они просто думают, что, создавая более точную карту, они смогут решить проблему. Если бы у нас была хорошая и целостная карта системы вместо устаревшей атомистической и механистической карты, это избавило бы нас от двойственности.
Но, как справедливо указывал Гегель, это вообще не решит подлинную проблему, но просто сделает ее менее очевидной. Данный подход все еще предполагает, что процесс мысли настолько отличается от реального мира, что сознание может или отражать мир в точную и целостную картину, или представлять его неточно и механистично. Но в основе этой веры находится скрытый внутренний картезианский дуализм.