Межгосударственные соглашения
Ценообразование на мировых рынках
Ценообразование-теорию и практику знают все, но ею пренебрегают
На мировых рынках все вышесказанное, но в международном масштабе
Теоретические основы ценообразования(ц)
Трудовая теория стоимости смита и рикардо
Марксистская теория ценообразования:
Цена-лишь поверхностное отражение стоимости. Стоимость-сущность цены
Общественно необходимые затраты труда – средние затраты труда, хар-ные для данного пр-ого процесса, представляющие наиболее массовое пр-во товара, расположенное в рац. усл.
Цена отклоняется от ст-ти в ту или иную сторону, но эти отклонения, постоянно встречающиеся, компенсируются: сумма стоимостей всех товаров равна сумме цен. Цена определяется ст-тью, а отклонения-случайны.
Ц в масштабах мирового рынка
Интернациональная цена
Интернациональная стоимость-ст-ть в мт
Общественно необходимые затраты труда в м/н масштабе (в масштабах мирового рынка)
Западная, буржуазная, маржиналистская теория ц
Не ст-ть(предложение) опр цену товаров, а спрос
Де Пюи- первый, кто выразил мысль о том, что цена опр-ся только спросом. Он был инженером, а не экономистом. Эту мысль он сформулировал, исходя из практики (все, что он проектировал и строил, могло стоить гораздо больше или меньше затрат) «Мост должен стоить столько, сколько за него готов заплатить покупатель».
Крест Маршалла
Спрос пересекает предложение в равновесной точке
Цена как результат равноправного взаимодействия спроса и предложения
Ценообразующие факторы на мировых рынках
1 факторы предложения 2 факторы спроса
1 факторы предложения
-ограниченность ( исчерпаемость или неисчерпаемость, возобновляемость или не возобновляемость) материальных ресурсов.(избежать: ограниченность спроса, заменяемость ресурсов, вторичные использование, новые технологии)
-трудовые ресурсы: количество (влияет демография, чтобы труд не дешевел-неравномерность распределения трудовых ресурсов),качество рабочей силы (квалификация, накапливать опыт, надо соизмерять рост производства и з/п, миграция рабочей силы, аутсорсинг, перемещение производства в страны с более дешевой рабочей силой(трудоемкое пр-во))
-налоги
-НТП
-форс-мажоры
-экологический фактор сдерживает предложение (перенос пр-ва, где меньше заботятся об экологии) меняется структура мирового пр-ва( услуги увеличиваются, промышленность и с/х уменьшается)
-конкуренция
Теория
( совершенная: все пр-ли равны, все пр-ли мелкие… цены стабильные, монополистическая конкуренция: большое ограниченное кол-во компаний (от миллионов до десятков): маленькие и большие и крупные компании, цены снижаются, олигополия: несколько крупных компаний(2-10), вероятность сговора высока, цены растут, если нет сговора-цены снижаются, монополия: цены растут)
Практика:
совершенная конкуренция-ее нет
Монополистическая конкуренция
Много
Олигополия
Нефть
Монополия
Роскосмос
Противодействует антимонопольное регулирование
-Государственное вмешательство (экспортные пошлины, ограничение экспорта, лицензирование и квотирование) как ограничение пр-ва и рост цен, так и увеличение пр-ва и снижение цен.
-м/н организации могут повлиять на увеличение цен, например опек, ВТО цены растут.
-общее состояние мировой экономики
-сезонность (с/х, строительство, транспортные услуги)
-валютный фактор ( влияние колебания курсов отдельных валют). Национальная валюта падает—> пр-во растетà предложение растетà цена падает (если это валюта крупного поставщика). Противодействует: если где-то курс падает, то где-то увеличивается.
Факторы спроса
-демографический
-платежеспособность
-доступность денег (банковский кредит)
-сезонность
-политический фактор (если государство импортер)
- форс-мажор
-экологический
- соотношение сил на рынке (монопсония, олигопсония, рынок монопсонической конкуренции, совершенная конкуренция покупателей. 1- ограничение спроса и снижение цен, 2- мб сговорà монопсония, если нет, то повышение спроса и повышение цен, 3- сговорà монопсония, если нет, то конкуренция спрос и цены растут, 4- спрос и цены стабильны(нет на практике)). Практика: 1- дебирс (был раньше).
- мода
-валютный фактор (ревальвация и страна- крупный импортер) Противодействие: снижение спроса другой альтернативно валюты. Куриные окорочка – самое ощутимое при кризисе РФ 1998 г.
-ЖЦТ (зарождение, рост, зрелость, уход)
-экономический цикл
Факторы, влияющие на цену товара
Куриное яйцо 1-место, 2-доля 3-прогноз цены на год 2х3 и сложить-результат
- поголовье птиц 1 20% +10%
- инфекции 4 11% -17%
- урожай зерна 3 14% +15%
- добавки 10 3%
- условия транспортировки 7 6%
- технология/ оборудование/НТП 5 10%
- упаковка 8 5%
- маркетинговые коммуникации 11 2%
- промышленный спрос 6 9%
- платежеспособность 2 15% +2%
- экология 9 4%
Цена упадет на 0,54%
Множественность цен мирового рынка и причины ее определяющие
Множественность цен мирового рынка и проблема определения уровня мировой цены на разные товары,
Наличие разных форм и способов осуществления мт как важнейшая причина мн-ти мировых цен.
Межгосударственные соглашения
Нужны когда товар или услуга- это стратегически важный товар (военная техника, ядерное топливо, наркотические вещества, торговля химически опасными веществами, культурные ценности)
Биржевая торговля