Особливості спеціального природокористування. Його правове забезпечення
Право специального использования природных ресурсов предоставляется законодательством гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям путем предоставления во владение, пользование или аренду природных ресурсов на основании специальных разрешений, зарегистрированных установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, - на льготных условиях (ч. 3 ст. 38 Закона «Об охране окружающей природной среды»).
Специальное использование природных ресурсов можно осуществлять не только на участках, предоставленных в пользование, но и на участках, на лежащие лицам на праве собственности. Например, осуществление охоты на земельных участках, принадлежащих юридическому или физическому лицу на праве собственности, но входят в состав охотничьих угодий, является видом специального использования объектов животного мира и требует платы и осуществления всех необходимых юридических актов.
В отличие от права общего природопользования правом специального природопользования наделяется специальный субъект. Особенности его правосубъектности определяются законодательством Украины. Им может быть как юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация), так и физическое лицо (в том числе частный предприниматель). Для осуществления права специального природопользования для физического лица требуется достижение определенного возраста (как правило, 18 лет - возраста полной дееспособности, если иное не установлено). Правовой предпосылкой предоставления соответствующего права лицу или частному предпринимателю является акт государственной регистрации субъекта предпринимательства (в определенных случаях-закрепление в уставе юридического лица или в регистрационном свидетельстве определенного вида деятельности, требующей специального использования природных ресурсов). Для осуществления права охоты необходимо предварительно получить правовой статус охотника, то есть получить охотничий билет. А для приобретения права специального лесопользования (например, права заготовки древесины), а также для большинства видов специального использования недр следует предварительно получить в пользование земельный участок и надлежащим образом оформить такое предоставление (государственный акт, договор и т.п.). Иногда для получения права на специальное природопользованию специальная правосубъектность не требуется. Так, лесной билет на право сбора в лесу цветов, лекарственного сырья или других дикорастущих лесных растений может приобрести любой гражданин, даже если он не является субъектом предпринимательской деятельности.
Важным признаком права специального природопользования является цель, с которой оно осуществляется. По общему правилу в процессе специального природопользования природные ресурсы используются в объемах, превышающих потребности личного потребления, такая деятельность рассчитана на коммерциализацию ее результатов и получения от нее прибыли.
Правовым основанием осуществления права специального природопользования является специальный дозвилна использования конкретных природных них ресурсов в пределах утвержденных лимитов, выдается компетентным государственным органом (органами Минприроды, Госгорпромнадзора, Укргосрыбхоза, Госкомлесхоза и др..), Органами местного самоуправления (по естественной ресурсов местного значения) или владельцем ( пользователем) природного ресурса (в частности, пользователями охотничьих угодий). Формой такого разрешения чаще есть лицензия, но существуют и другие модификации соответствующих правовых актов: отстрельная карта (на право охоты), лесорубный билет, ордер или лесной билет (на право лесопользования), другие виды дозволив.Положення о порядке выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов было утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 p. № 459 (с последующими изменениями).
Специальное природопользование осуществляется на платной основе. Практически за все виды специального использования природных ресурсов взимается соответствующая плата (сборы), размеры и порядок взимания которой определяются Кабинетом Министров Украины.
Предоставление права специального природопользования сопровождается установлением территориальных границ использования определенного природного ресурса (объекта) или его части. Это может быть прямое закрепление природного ресурса по конкретным субъектом (відокремленеприродокористування), что оформляется путем предоставления в пользование земельного участка лесного фонда (для заготовки дре вине), горного отвода (для геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых или иного специального недропользования), участки водного фонда (например, для рыборазведения). В случае неотъемного специального природопользования устанавливаются только территориальные ограничения на осуществление соответствующего нрава (например, осуществление права охоты в пределах определенного охотничьего угодья или сбор дикорастущей лесной растительности в пределах определенного участка лесного фонда).
Одним из важных признаков права специального природопользования ния является его осуществления преимущественно с использованием технических устройств или сооружений. Такие устройства (сооружения), как правило, не используются в процессе общего использования, определяет поривняльни масштабы воздействий на природные ресурсы в одном и втором случае. Исключение – використання техничних устройств при заборе воды из колодцев в порядке общего водопользования. Не содержит деления на общее и специальное природопользование земельное, горное и атмосфероохранного законодательство.