II. Изучение нового материала. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в год: 68 ч.

Количество часов в неделю: 2 ч.

Номер урока Тема уроков Страницы учебника
Раздел I. Как устроен мир
Природа 4–9
Человек 10–15
Общество 16–21
Мир глазами эколога 22–26
Природа в опасности 27–32
Проверочная работа  
Раздел II. Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы 34–38
Разнообразие веществ 39–43
Воздух и его охрана 44–48
Вода 49–52
Превращение и круговорот воды 53–56
Берегите воду! 57–61
Как разрушаются камни 62–64
Что такое почва 65–68
Образование и разрушение почвы 68–70
Разнообразие растений 71–75
Солнце, растения и мы с вами 76–79
Размножение и развитие растений 80–82
Как развивается растение 82–83
Охрана растений 84–88
Разнообразие животных 89–95
Кто что ест 96–99
Невидимая сеть и невидимая пирамида 100–104
Размножение и развитие животных 105–107

Продолжение табл.

Размножение и развитие животных 108–111
Охрана животных 112–117
В царстве грибов 118–119
Грибы съедобные и несъедобные 120–123
Великий круговорот жизни 124–126
Проверочная работа 128–131
Раздел III. Мы и наше здоровье
Организм человека  
32–33 Органы чувств 132–135
Надежная защита организма 136–139
Опора тела и движение 140–143
Наше питание 144–147
37–38 Дыхание и кровообращение 148–150
Умей предупреждать болезни 151–157
Проверочная работа  
Раздел IV. Наша безопасность
Огонь, вода и газ 4–7
Чтобы путь был счастливым 8–13
Дорожные знаки 14–17
Опасные места 18–22
О молниях, змеях, собаках и прочем 23–28
Экологическая безопасность 29–34
Проверочная работа  
Раздел V. Чему учит экономика
Для чего нужна экономика 36–39
Три кита экономики 40–47
Полезные ископаемые 48–52
Растениеводство 53–59
Животноводство 60–63
Какая бывает промышленность 64–67

Окончание табл.



Что такое деньги 68–72
Государственный бюджет 73–76
Семейный бюджет 77–80
Экономика и экология 81–86
Проверочная работа  
Раздел VI. Путешествие по городам и странам
59–60 Золотое кольцо России 88–99
61–62 Наши ближайшие соседи 100–107
На севере Европы 110–119
Что такое Бенилюкс 120–126
В центре Европы 127–133
Путешествие по Франции и Великобритании 134–143
На юге Европы 144–150
По знаменитым местам мира 151–155

Учащиеся должны знать:

– что такое тела, вещества, частицы;

– компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;

– компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

– группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

– взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

– строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

– устно описывать объекты природы;

– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

– измерять температуру воздуха с помощью термометра;

– проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

– оперировать с моделями, указанными в программе;

– выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Р а з д е л I. Как устроен мир

У р о к 1
природа

Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.

– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа).

– Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.

– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?

– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?

II. Изучение нового материала.

– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

И г р а - з а г а д к а.

На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.

Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.

З а г а д к и:

1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.)

4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)

5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)

6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

7. Без него плачемся,

Появится –

Все прячемся. (Солнце.)

8. После ливня и грозы

Мост невиданной красы,

Ни потрогать, ни забраться –

Можно только любоваться. (Радуга.)

9. Он с усами, но не кот

Ходит задом наперед.

Он не плотник, но с клещами…

Догадайтесь, дети, сами. (Рак.)

10. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)

– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?

– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?

Работа по учебнику.

– Прочитайте абзацы раздела 1.

– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?

В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).

– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.

Наши рекомендации