II. Изучение нового материала. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
Номер урока | Тема уроков | Страницы учебника |
Раздел I. Как устроен мир | ||
Природа | 4–9 | |
Человек | 10–15 | |
Общество | 16–21 | |
Мир глазами эколога | 22–26 | |
Природа в опасности | 27–32 | |
Проверочная работа | ||
Раздел II. Эта удивительная природа | ||
Тела, вещества, частицы | 34–38 | |
Разнообразие веществ | 39–43 | |
Воздух и его охрана | 44–48 | |
Вода | 49–52 | |
Превращение и круговорот воды | 53–56 | |
Берегите воду! | 57–61 | |
Как разрушаются камни | 62–64 | |
Что такое почва | 65–68 | |
Образование и разрушение почвы | 68–70 | |
Разнообразие растений | 71–75 | |
Солнце, растения и мы с вами | 76–79 | |
Размножение и развитие растений | 80–82 | |
Как развивается растение | 82–83 | |
Охрана растений | 84–88 | |
Разнообразие животных | 89–95 | |
Кто что ест | 96–99 | |
Невидимая сеть и невидимая пирамида | 100–104 | |
Размножение и развитие животных | 105–107 |
Продолжение табл.
Размножение и развитие животных | 108–111 | |
Охрана животных | 112–117 | |
В царстве грибов | 118–119 | |
Грибы съедобные и несъедобные | 120–123 | |
Великий круговорот жизни | 124–126 | |
Проверочная работа | 128–131 | |
Раздел III. Мы и наше здоровье | ||
Организм человека | ||
32–33 | Органы чувств | 132–135 |
Надежная защита организма | 136–139 | |
Опора тела и движение | 140–143 | |
Наше питание | 144–147 | |
37–38 | Дыхание и кровообращение | 148–150 |
Умей предупреждать болезни | 151–157 | |
Проверочная работа | ||
Раздел IV. Наша безопасность | ||
Огонь, вода и газ | 4–7 | |
Чтобы путь был счастливым | 8–13 | |
Дорожные знаки | 14–17 | |
Опасные места | 18–22 | |
О молниях, змеях, собаках и прочем | 23–28 | |
Экологическая безопасность | 29–34 | |
Проверочная работа | ||
Раздел V. Чему учит экономика | ||
Для чего нужна экономика | 36–39 | |
Три кита экономики | 40–47 | |
Полезные ископаемые | 48–52 | |
Растениеводство | 53–59 | |
Животноводство | 60–63 | |
Какая бывает промышленность | 64–67 |
Окончание табл.
Что такое деньги | 68–72 | |
Государственный бюджет | 73–76 | |
Семейный бюджет | 77–80 | |
Экономика и экология | 81–86 | |
Проверочная работа | ||
Раздел VI. Путешествие по городам и странам | ||
59–60 | Золотое кольцо России | 88–99 |
61–62 | Наши ближайшие соседи | 100–107 |
На севере Европы | 110–119 | |
Что такое Бенилюкс | 120–126 | |
В центре Европы | 127–133 | |
Путешествие по Франции и Великобритании | 134–143 | |
На юге Европы | 144–150 | |
По знаменитым местам мира | 151–155 |
Учащиеся должны знать:
– что такое тела, вещества, частицы;
– компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
– компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
– группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
– строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
– устно описывать объекты природы;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
– измерять температуру воздуха с помощью термометра;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
– оперировать с моделями, указанными в программе;
– выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Р а з д е л I. Как устроен мир
У р о к 1
природа
Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.
– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа).
– Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.
– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?
– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?
II. Изучение нового материала.
– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
И г р а - з а г а д к а.
На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.
Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.
З а г а д к и:
1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.)
4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)
5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)
6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
7. Без него плачемся,
Появится –
Все прячемся. (Солнце.)
8. После ливня и грозы
Мост невиданной красы,
Ни потрогать, ни забраться –
Можно только любоваться. (Радуга.)
9. Он с усами, но не кот
Ходит задом наперед.
Он не плотник, но с клещами…
Догадайтесь, дети, сами. (Рак.)
10. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?
– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?
Работа по учебнику.
– Прочитайте абзацы раздела 1.
– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).
– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.