Тема: Химические концепции
Цель: ознакомление с критерием научности химического знания, с химическим синтезом, с представлением о месте химии в человеческой цивилизации.
Семинар № 7
Вопросы для обсуждения:
1. Классическая и неклассическая химия.
2. Структура современной химии.
3. Каково практическое применение основных законов химии?
4. Физические и химические изменения веществ, реакционная способность веществ.
5. Химический синтез.
РАБОТА 1.
Цель: провести химические реакции в различных средах, сравнить продукты реакции.
Оборудование: штатив,3 пробирки, 4 пипетки,4 склянки с реактивами, поднос.
Реактивы: прерманганат калия KМnO4, сульфат калия K2SO3, серная кислота H2SO4, гидроксид калия KOH, дистиллированная вода H2O.
Одним из важных способов получения определенных продуктов реакций является контролирование среды.
Провести химические реакции междуKМnO4 и K2SO3 в разных средах, написать уравнения реакций, сделать вывод о скорости протекания химических реакций и о продуктах.
1. кислая среда
KМnO4 + K2SO3 + H2SO4 =
2. щелочная среда
KМnO4 + K2SO3 + KOH =
3. нейтральная среда
KМnO4 + K2SO3 + H2O =
Семинар № 8
Вопросы для обсуждения:
1. Продуты питания как химические соединения.
2. Химия в борьбе с болезнями.
3. Душистые вещества, косметика и моющие средства.
4. Химия в криминалистике.
5. Роль химии в современной цивилизации.
Литература:
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1987. – 392 с.
Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н.Лавриненко и и Ратникова В.П. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988. – 176 с.
Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 302 с.
Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.
Химия. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. И.Л. Кнунянц. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 792 с.
Тема: Концепции эволюции живой природы
Уровни организации живой материи
Цель: показать основные определения понятия жизнь, раскрыть сложность и многообразие в организации живой материи, рассмотреть историю становления эволюционной биологии, основные этапы её развития, получить представление о развитии органического мира.
Семинар № 9
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое жизнь? Каковы основные свойства жизни?
2. Какие основные уровни организации живой материи вы знаете, покажите особенности каждого из них?
3. Какова генетическая роль нуклеиновых кислот?
4. Когда и как расшифровали генетический код?
5. Как устроена и как функционирует клетка?
6. Чем различаются понятия «биоценоз» и «биогеоценоз»?
7. Что такое «живое вещество» по Вернадскому?
8. Что такое ноосфера и каков вклад В.И.Вернадского в разработку этой концепции?
Работа 1.
Дайте понятие экосистемы. Перечислите важнейшие компоненты экосистемы и раскройте роль каждого из них. Являются ли экосистемы открытыми системами? Обоснуйте ответ. Опишите одну из экосистем.
1) хвойный лес,
2) широколиственный лес,
3) поле,
4) луг,
5) озеро,
6) болото.
Работа 2.
Представьте глобальные экологические проблемы современного мира.
Название экологической проблемы | Причины её возникновения | Последствия | Меры борьбы |
Семинар № 10
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите основные условия и факторы зарождения жизни.
2. Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?
3. Что такое микро - и макроэволюция? Как они соотносятся?
4. Основные положения синтетической теории эволюции.
5. В чём сходство и различия теории Ч.Дарвина и синтетической теории эволюции?
Задание.
Заполните таблицу:
Название эры | Возраст | Особенности растительного мира | Особенности животного мира. |
Литература:
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 256 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н.Лавриненко и В.П. Ратникова - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания – СПб.: Союз, 2002.
Солопов У.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с
Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.