Темы докладов на семинарских занятиях
1. Содержание и основные принципы научного метода познания.
2. Основные этапы развития естественнонаучного мышления.
3. Фундаментальные концепции естествознания.
4. Пространство, время, материя в контексте истории и культуры.
5. Теория относительности и научное мировоззрение.
6. Динамические и статические закономерности в естествознании.
7. Квантовая физика и принципы научного познания.
8. Квантово-полевая картина мира и проблема единства физического знания.
9. Самоорганизация в живой и неживой природе. Идеи синергетики.
10. Современные представления о зарождении и эволюции Вселенной.
11. Происхождение и развитие жизни на Земле.
12. Структурные уровни живого и их содержание.
13. Ноосфера Земли как высший уровень организации живого.
14. Современные представления о возникновении и эволюции Вселенной и планетных систем.
15. Биосфера как геологическая оболочка и как экосистема.
16. Влияние деятельности человека на биосферу Земли.
17.Естественнонаучная и гуманитарная компоненты культуры как отражение двух типов мышления и их дополнительность.
18. Содержание НТР XX в.
19. Основные направления развития техники в XX в.
20. Задачи и трудности системы высшего образования в России.
Темы для самостоятельного изучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. | Форма самостоятельной работы | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
| Предмет естествознания. | рефераты | З защита рефератов |
| Физическая картина мира. | ||
| Астрономическая картина мира. | ||
| Химическая картина мира. | ||
| Геологическая картина мира. | ||
| Биологическая картина мира. | ||
| Человек как предмет естествознания. | ||
| Концепция самоорганизации материи. | ||
| Концепция системного метода. | ||
| Концепция эволюционизма. |
Вопросы для самопроверки по содержанию курса
Тема 1. Предмет естествознания
1. Каково содержание понятия «концепция»?
2. Что такое наука и в чем ее социальные функции?
3. Существуют ли предпосылки объединения естественнонаучной и гуманитарной субкультур?
4. Чем научно-теоретическое рассмотрение природных явлений отличается от натурфилософского?
5. Что понимают под естественнонаучной картиной мира?
6. Охарактеризуйте уровни научного исследования.
Тема 2. Физическая картина мира
1. Каковы основные закономерности механического движения?
2. Что такое поле? Перечислите известные поля.
3. Какие закономерности лежат в основе электромагнитной картины мира?
4. Назовите наиболее важные практические приложения теории электромагнетизма.
5. Сформулируйте постулаты СТО.
6. Охарактеризуйте границы применимости механики Ньютона.
7. Напишите основные соотношения СТО.
8. Что такое энергия покоя?
9. Что такое атом (античные, классические и современные представления)?
10. Каковы предпосылки возникновения и основные идеи квантовой теории?
11. Какие особенности имеют в микромире процессы наблюдения и измерения?
12. В чем особое значение законов сохранения?
13. Приведите примеры симметрии в живой и неживой природе.
Тема 3. Астрономическая картина мира
1. Каковы современные представления на происхождение Вселенной?
2. Как образовалась Солнечная система?
3. Вечны ли планетные системы и Вселенная в целом?
4. Как исторически менялись представления и взгляды на возможную множественность цивилизаций в космосе?
5. Какими методами ведется поиск неземных цивилизаций?
6. Как человечество представляет себе варианты контактов между цивилизациями?
Тема 4. Химическая картина мира
1. Перечислите стадии эволюции химических соединений на Земле.
2. Возможно ли в наше время образование органических веществ в неживой природе?
Тема 6. Биологическая картина мира
1. Назовите основные критерии определения живого.
2. В чем состоит суть теории спонтанного зарождения жизни? Верна ли эта теория?
3. Какую теорию зарождения жизни на Земле обосновал Л. Пастер?
4. Что такое ДНК и какие функции она выполняет в живом организме?
5. Как обосновано представление о единстве происхождения всего живого на Земле?
6. Что такое экосистема (биоценоз)?
7. Что включает понятие «биосфера»?
8. Как вы представляете содержание термина «ноосфера»?
9. Что такое эволюция? Кем введено это понятие?
10. Какие факторы определяют эволюцию живого на Земле?
Тема 7. Человек как предмет естествознания
1. Что такое экология?
2. Цивилизация - что это такое?
3. Что такое коллективный разум?
4. Раскройте содержание понятий «техника» и «технология».
5. В чем значение биотехнологий?
6. Какова основная задача фундаментального образования?
7. Какие черты присущи гармонически развитой личности?
8. Можно ли построить современную систему образования изучая лишь гуманитарные дисциплины и не затрагивая естественнонаучные
дисциплины?
Тема 8. Концепция самоорганизации материи
1. Что такое синергетика?
2. Каковы этапы эволюции открытых систем?
3. Что означает термин «аттрактор»?
4. Какое условие обязательно для самоорганизации системы?
Аттестационная работа
Требования
1. На титульном листе работы должны быть указаны все учебные данные студента, название дисциплины, номер варианта.
2. Содержание должно соответствовать теме экзаменационной работы.
3. Тема работы должна быть полностью раскрыта.
4. Работа должна быть выполнена самостоятельно, на основе изучения рекомендованной литературы.
5. Работа должна состоять из плана, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 5 изданий, половина из которых должна быть монографиями по данной студенту теме, а остальные могут представлять собой учебники по курсу).
6. Объём работы - не менее 12-15 страниц А 4 формата, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14пт, междустрочный интервал – полуторный, отступ красной строки - 1,27 см; левое поле нерабочей области 1,5 см, а верхнее, нижнее и правое по 1 см. Текст должен содержать сквозную нумерацию страниц, при этом титульный лист не нумеруется.
Выбор темы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента, согласно представленной таблице. В правом столбце таблицы содержатся номера тем, в каждой из которых содержаться вопросы. Студент имеет право выбора одного вопроса из предложенных, на который он должен дать полный письменный ответ в виде реферата на основе научных источников информации.
А, Б | Тема 1 |
В, Г | Тема 2 |
Д, Е | Тема 3 |
Ж, З | Тема 4 |
И, К | Тема 5 |
Л, М | Тема 6 |
Н, О | Тема 7 |
П, Р | Тема 8 |
С, Т | Тема 9 |
У, Ф | Тема 10 |
Х, Ц | Тема 11 |
Ч, Ш, Щ | Тема 12 |
Э, Ю, Я | Тема 13 |
Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития
Список рефератов
1. Сущность и предмет философских проблем естествознания.
2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания.
3. Социальные функции естествознания.
4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.
5. Принцип неисчерпаемости материи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дакенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. – Рига, 1974.
2. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520 с.
3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. – Ростов-на-Дону: изд-во Рост. ун-та, 1972.
4. Концепции современного естествознания // Для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 434 с.
5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. - Т. 13.
6. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. - Т. 45.
7. Некоторые категории диалектики. - М.: Росвузиздат, 1963. – С. 3 - 14.
8. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. – М.: Высш. шк., 1985. – С. 3 - 36, 169 - 183.
9. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. - Т. 20.