I. Введение в тему урока. €

– Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде что необходимо?

– Как человек связан с природой?

– Отчего загрязняется окружающая среда?

– Почему природа не справляется с мусором, который оставляет человек?

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 29–30).

– Рассмотрите рисунки. Расскажите, что произошло.

– Прочитайте текст «Экологическая безопасность».

– Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.

– Как защититься от грязного воздуха в квартире (с. 31)?

– Как защититься от загрязненной воды (с. 32)?

– Какие продукты необходимо покупать вашим родителям (с. 33)?

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Каждому ученику выдается карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончания, и ты получишь правила бережного отношения к природе.

1. Экономно относясь к продуктам, …бережешь чистую воду.
2. Выключая свет, …узнаешь, как ее беречь.
3. Сортируя мусор, …сохраняешь леса.
4. Починив протекающий кран, …бережешь чистый воздух.
5. Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки, …бережешь плодородие земли и труд людей.
6. Изучая природу, …даешь возможность снова сделать полезные вещи.
7. Охраняя растения, …экономишь и сберегаешь электричество.

III. Итог урока.

– Что такое цепь загрязнения?

– Что такое экологическая безопасность?

Ч т е н и е в ы в о д а (с. 34).

 Домашнее задание:прочитать текст «Экологическая безопасность» (с. 29–34); выполнить задания 1, 2 (с. 34).

У р о к 47
проверочная работа по разделу
«Наша БЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель: обобщить и проверить знания учащихся.

Ход урока

Т е с т «Наша безопасность».

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба

02 пожарная охрана

03 милиция

04 скорая помощь.

2. Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарных по телефону 01.

3. В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать прежде всего?

а) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

в) выйти из квартиры.

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно;

б) позвонить в газовую службу – 04;

в) зажечь спичку.

5. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

6. Знаки в виде красного треугольника – это…

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

7. Если на вас напала большая собака, что надо делать:

а) убежать от нее;

б) замахнуться и отогнать собаку;

в) остановиться, повернувшись к собаке лицом.

8. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в воду;

б) загрязняющие вещества попадают в воздух;

в) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

9. Что такое экологическая безопасность?

а) это защита от вредного действия окружающей среды;

б) это влияние растений, животных и человека на окружающую среду.

10. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

а) через воду, воздух, почву;

б) через воду, воздух, продукты питания.

11. Как выглядит формула безопасности?

У р о к 48
для чего нужна экономика

Цели:формировать представление о потребностях человека как основе существования экономики; развивать кругозор учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: картины с изображением отраслей экономики.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Запишите на листочке список всего необходимого вам для жизни.

– Все, что необходимо людям для жизни, называют потребностями. Если у человека существуют определенные потребности, то должно быть что-то, что удовлетворяет эти потребности.

II. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а.

– Что такое экономика? Как бы вы ответили?

Учитель читает текст «Для чего нужна экономика?» (с. 36–38).

– Как теперь вы ответите на вопрос: что такое экономика?

– Прочитайте список своих потребностей.

– Какие их этих потребностей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли?

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку?

– Посмотрите свои списки потребностей и назовите те, которые осуществляются с использованием природных ресурсов (вода, воздух, солнце).

– Сделаем вывод: что дает нам экономика или хозяйство?

– Что дает природа?

– В чем главная задача экономики? (Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.)

2. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы «Что такое товар».

– Товар – это распространенное в экономике слово, означающее любой вещественный продукт, результат экономической деятельности, предназначенный для последующей продажи.

Товар – это все то, что покупается и продается, представляет объект рыночных отношений, сделок между продавцом и покупателем.

– Чьи родители на своем рабочем месте производят продукцию, которая впоследствии станет товаром?

– Назовите профессии людей, которые производят: а) товары; б) услуги?

III. Закрепление.

– Выберите нужные ответы.

1. Что такое потребности людей?

т) все, что требуется людям для жизни;

м) все, что людей окружает.

2. Главная задача экономики:

к) производство товаров и услуг;

р) удовлетворение разнообразных потребностей человека.

3. Что такое товары?

а) это предметы, которые человек производит;

у) это продукт, созданный в процессе производства и являющийся объектом купли-продажи.

4. Что такое услуги?

з) добыча угля, нефти;

д) лечение больных, обучение детей.

– Какое слово у вас получилось? (Труд.)

– Для чего необходим труд? (Для развития экономики, производства товаров и услуг.)

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом!

В. Брюсов

IV. Итог урока.

– Что обозначает слово «экономика»?

– В чем состоит главная задача экономики?

 Домашнее задание: прочитать текст «Для чего нужна экономика» (с. 36–38); выполнить задания раздела «Подумай» (с. 38).

У р о к 49
три кита экономики

Цели:познакомить учащихся с основными понятиями экономики; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

О б о р у д о в а н и е: деревянная ложка, металлическая ложка, носовой платок, книга, глиняная посуда.

Ход урока

Наши рекомендации