I. Введение в тему урока.
– Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде что необходимо?
– Как человек связан с природой?
– Отчего загрязняется окружающая среда?
– Почему природа не справляется с мусором, который оставляет человек?
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 29–30).
– Рассмотрите рисунки. Расскажите, что произошло.
– Прочитайте текст «Экологическая безопасность».
– Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.
– Как защититься от грязного воздуха в квартире (с. 31)?
– Как защититься от загрязненной воды (с. 32)?
– Какие продукты необходимо покупать вашим родителям (с. 33)?
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
Каждому ученику выдается карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончания, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
1. Экономно относясь к продуктам, | …бережешь чистую воду. |
2. Выключая свет, | …узнаешь, как ее беречь. |
3. Сортируя мусор, | …сохраняешь леса. |
4. Починив протекающий кран, | …бережешь чистый воздух. |
5. Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки, | …бережешь плодородие земли и труд людей. |
6. Изучая природу, | …даешь возможность снова сделать полезные вещи. |
7. Охраняя растения, | …экономишь и сберегаешь электричество. |
III. Итог урока.
– Что такое цепь загрязнения?
– Что такое экологическая безопасность?
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 34).
Домашнее задание:прочитать текст «Экологическая безопасность» (с. 29–34); выполнить задания 1, 2 (с. 34).
У р о к 47
проверочная работа по разделу
«Наша БЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся.
Ход урока
Т е с т «Наша безопасность».
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
02 пожарная охрана
03 милиция
04 скорая помощь.
2. Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарных по телефону 01.
3. В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть окно;
б) позвонить в газовую службу – 04;
в) зажечь спичку.
5. Как выглядят запрещающие знаки?
а) знак в виде красного треугольника;
б) знак в виде красного круга;
в) знак в виде синего круга.
6. Знаки в виде красного треугольника – это…
а) запрещающие знаки;
б) информационно-указательные знаки;
в) предупреждающие знаки.
7. Если на вас напала большая собака, что надо делать:
а) убежать от нее;
б) замахнуться и отогнать собаку;
в) остановиться, повернувшись к собаке лицом.
8. Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в воду;
б) загрязняющие вещества попадают в воздух;
в) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
9. Что такое экологическая безопасность?
а) это защита от вредного действия окружающей среды;
б) это влияние растений, животных и человека на окружающую среду.
10. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?
а) через воду, воздух, почву;
б) через воду, воздух, продукты питания.
11. Как выглядит формула безопасности?
У р о к 48
для чего нужна экономика
Цели:формировать представление о потребностях человека как основе существования экономики; развивать кругозор учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
О б о р у д о в а н и е: картины с изображением отраслей экономики.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Запишите на листочке список всего необходимого вам для жизни.
– Все, что необходимо людям для жизни, называют потребностями. Если у человека существуют определенные потребности, то должно быть что-то, что удовлетворяет эти потребности.
II. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– Что такое экономика? Как бы вы ответили?
Учитель читает текст «Для чего нужна экономика?» (с. 36–38).
– Как теперь вы ответите на вопрос: что такое экономика?
– Прочитайте список своих потребностей.
– Какие их этих потребностей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли?
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку?
– Посмотрите свои списки потребностей и назовите те, которые осуществляются с использованием природных ресурсов (вода, воздух, солнце).
– Сделаем вывод: что дает нам экономика или хозяйство?
– Что дает природа?
– В чем главная задача экономики? (Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.)
2. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы «Что такое товар».
– Товар – это распространенное в экономике слово, означающее любой вещественный продукт, результат экономической деятельности, предназначенный для последующей продажи.
Товар – это все то, что покупается и продается, представляет объект рыночных отношений, сделок между продавцом и покупателем.
– Чьи родители на своем рабочем месте производят продукцию, которая впоследствии станет товаром?
– Назовите профессии людей, которые производят: а) товары; б) услуги?
III. Закрепление.
– Выберите нужные ответы.
1. Что такое потребности людей?
т) все, что требуется людям для жизни;
м) все, что людей окружает.
2. Главная задача экономики:
к) производство товаров и услуг;
р) удовлетворение разнообразных потребностей человека.
3. Что такое товары?
а) это предметы, которые человек производит;
у) это продукт, созданный в процессе производства и являющийся объектом купли-продажи.
4. Что такое услуги?
з) добыча угля, нефти;
д) лечение больных, обучение детей.
– Какое слово у вас получилось? (Труд.)
– Для чего необходим труд? (Для развития экономики, производства товаров и услуг.)
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом!
В. Брюсов
IV. Итог урока.
– Что обозначает слово «экономика»?
– В чем состоит главная задача экономики?
Домашнее задание: прочитать текст «Для чего нужна экономика» (с. 36–38); выполнить задания раздела «Подумай» (с. 38).
У р о к 49
три кита экономики
Цели:познакомить учащихся с основными понятиями экономики; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е: деревянная ложка, металлическая ложка, носовой платок, книга, глиняная посуда.
Ход урока