Сравнительный анализ бюджетов МО МО №57 за 2008 и 2009-2010 гг, отчётность

Курсовая работа

По дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Выполнил:

Студент гр.4242/3

Д.В. Ускова

Проверил:

В.А. Рябинин

Санкт-Петербург

2010г.

Содержание

1. Введение

2. Сравнительный анализ бюджетов МО МО №57 за 2008 и 09-10 гг., отчётность.

2.1. Анализ доходов

2.2. Анализ расходов

2.3. Отчёт главы МО

2.4. Выводы

2.5. Предложения

Введение

Целью данной курсовой работы является выявление недостатков бюджетной политики муниципального образования, а также выработка предложений по её усовершенствованию.

Задачи работы: оценить и определить эффективность оказанных населению муниципального образования работ и услуг за счет средств местного бюджета;

Проанализировать бюджет муниципального образования, и сделать выводы об эффективности деятельности муниципального округа.

За основу курсовой работы я взял бюджет и устав моего муниципального округа (МО МО №57) за 2008 год и за плановый период 2009 – 2010гг.

Некоторая информация из паспорта МО МО №57 (район метро «Проспект Большевиков»):

· общая площадь – 640 га (рис.1);

· численность населения – 51 тысяча человек;

На территории МО №57 находятся:

· 9 школ и 9 дошкольных учебных учреждений;

· 1 поликлиника, 1 женская консультация, 1 родильный дом, 1 больница и 1 психоневрологический интернат;

· Ледовый Дворец (14000 мест);

· 84 пункта предприятий торговли, 500 пунктов мелкорозничной торговли, 76 предприятий бытового обслуживания и 27 пунктов общественного питания.

Сравнительный анализ бюджетов МО МО №57 за 2008 и 2009-2010 гг, отчётность.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ, Уставом Муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления проект бюджета разрабатывается Местной администрацией с учетом прогноза социально-экономического развития. Доходные источники и нормативы расходов бюджета устанавливается в законе «О бюджете Санкт-Петербурга». Далее проект местного бюджета вносится главой Местной администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования – Муниципального совета. Депутаты Муниципального совета рассматривают основные показатели бюджета и направления его расходов, после чего утверждают бюджет в первом чтении. Затем проект бюджета выносится на общественные слушания, которым предшествует официальная публикация проекта бюджета. На очередном заседании Муниципального совета депутаты рассматривают проект бюджета во втором чтении. Во время второго чтения депутаты могут вносить поправки. Каждая поправка ставится на голосование. Проект бюджета с поправками «уходит» на доработку. Бюджет с внесенными поправками рассматривается депутатами в третий раз (третье чтение) и утверждается «в целом».

На стадии общественных слушаний можно познакомиться с проектом бюджета, задать вопросы, высказать замечания, дать предложения. Во время проведения общественных слушаний ведется протокол. Далее, в рамках второго чтения, через депутатов избиратель может добиться внесения необходимых поправок. Если проект бюджета подготовлен и прошел все стадии утверждения, то он вступает в силу после его опубликования, но не ранее 1 января.

2.1. Анализ доходов.

2008 год. Доходы бюджета составили 51 710 тысяч рублей. Более половины доходов составили налоговые сборы на имущество и доход. Примерно треть доходов муниципального округа составили безвозмездные поступления, субсидии и субвенции. Лишь незначительную часть составили доходы от оказания платных услуг, а также штрафы, санкции и возмещение ущерба.

2009 – 2010 годы. Доходы бюджета составляют 35 700 и 39 215 тысяч рублей соответственно. Таким образом, запланированный бюджет 2009 года составит 69% от бюджета 2008 года, и лишь затем, в 2010 году, планируется незначительный прирост. В основном это вызвано сокращением дотаций из городского и федерального бюджетов более чем в три раза (18 213 тыс.руб. в 2008г. против 5 726 тыс.руб. в 2009г.). Доходы от налогов в 2009 г. сократились почти на 3 миллиона рублей.

2.2. Анализ расходов.

2008 год. В соответствии с доходами, расходы составили 51 710 тысяч рублей. Примерно четверть этой суммы составили расходы, связанные с обеспечением функционирования главы муниципального образования, муниципального совета, депутатов, центрального аппарата муниципальной администрации и главы муниципальной администрации. Наиболее крупная статья расходов относится к жилищно-коммунальному хозяйству, и составили 27 104 тысячи рублей. Практически целиком эта сумма потрачена на благоустройство придомовых территорий, а также территорий дворов, устройство пешеходных дорожек и пр. Оставшаяся часть бюджетных средств распределена между образованием, культурой, спортом, здравоохранением, экологией и социальной политикой. В частности, суммы, затраченные на экологию и здравоохранение: 420 и 200 тысяч рублей соответственно.

2009 – 2010 годы. Расходы на функционирование местной власти увеличились более чем на миллион рублей. В основном это связано с затратами на проведение выборов 2009 года. Сокращены расходы на функционирование центрального аппарата муниципального совета. Однако примечательно, что при таком дефиците средств, на фоне сокращения затрат на жилищно-коммунальное хозяйство почти в три раза, на правоохранительную деятельность в два раза, на культуру более чем в четыре раза, затраты на заработную плату глав МО и МА а также депутатов не только не сокращены, но даже увеличены.

В целом серьёзные сокращения расходов видны по всем статьям кроме социальной политики, расходы на которую, судя по всему, проиндексированы.

2. 3. Отчёт главы муниципального образования МО № 57 за 2009 год.

2.3.1. Одной из самых значимых является программа по благоустройству. Семьдесят процентов обращений в Муниципальное образование связаны с вопросами благоустройства: это и асфальтирование, и озеленение, и организация новых парковочных мест, ограждение, организация детских и спортивных площадок и проч., и проч. Конечно, хотелось бы решить все эти вопросы в одночасье, но, как говориться, «Не сразу Москва строилась». Работа в округе идет.

2.3.2. В округе ежегодно появляются новые детские площадки, ремонтируется и обновляется оборудование старых площадок. В 2009 году по заявкам жителей было завезено 108 куб.м. газонной земли, 65 куб.м. речного песка в песочницы, посажено 2 500 штук цветов.

2.3.3. Муниципальному образованию переданы государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. На 01.01.2010 года на учете в отделе опеки и попечительства состоит:

- 79 детей, оставшихся без попечения родителей, над которыми установлена опека или попечительство

- 22 недееспособных гражданина, над которыми установлена опека

- 10 неблагополучных семей

В психоневрологическом интернате №10 проживает 517 недееспособных граждан.

В мае 2009 года был организован Круглый стол для социальных работников школ округа, в декабре проведён семинар для опекунов и попечителей. Детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в МО №57 депутаты ежегодно вручают новогодние подарки, игрушки, в канун праздника Дня защиты детей подарочные наборы. Опекунов и попечителей поздравляют с Днем Матери. Детей в возрасте от 3-х до 10 лет поздравляют на дому Дед Мороз со Снегурочкой.

2.3.4. В МО функционирует Служба координации деятельности объектов потребительского рынка. Её цель защищать права потребителей, повышая правовую

грамотность, как потребителей, так и предпринимателей. За 2009 год произведен возврат денежных средств в пользу потребителей на сумму 298620 рублей. Несмотря на кризис, на территории округа открываются все новые и новые предприятия. Как пример можно привести открытие нового торгового предприятия на проспекте Пятилеток д.15 корпус 8.

2.3.5. В связи с передачей государственных полномочий по составлению протоколов

об административных нарушениях, были проведены контрольные обследования 154 предприятий на предмет законности размещения наружной рекламы. Приведение в порядок наружной рекламы субъектами малого и среднего бизнеса, расположенных на территории МО МО № 57, остается одной из важнейших задач органов местного самоуправления.

2.3.6. Целевая Муниципальная программа по ГО и ЧС включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых оборудование учебного класса, обучение неработающего населения, а также издание учебно-методической литературы. Учебно – консультационный пункт, созданный в муниципальном образовании, в прошедшем году переведен в лучшее помещение, что позволило преподавателям проводить обучение неработающего населения на хорошем методическом уровне. В 2009 году изданы брошюры и памятки для населения по действиям в различных чрезвычайных ситуациях. Кроме занятий с неработающим населением, в муниципальном образовании значительное внимание уделяется обучению навыкам действий в чрезвычайных ситуациях подрастающего поколения. На базе средних образовательных учреждений созданы муниципальные учебно-консультационные пункты.

2.3.7. Две тысячи девятый год был объявлен Годом молодёжи. В нашем муниципальном образовании депутаты самое пристальное внимание уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание в молодых

людях любви к Родине должно начинаться там, где они живут, потому что речь здесь идёт о нашем с вами будущем.

2.3.8 Современное мировоззрение гражданина невозможно без экологической культуры. Клуб «Эколог» объединяет представителей 9-ти школ округа. Под

его эгидой уже не первый год проходит конкурс экологических программ и эко-

логическая муниципальная конференция. Участники конкурса были неоднократны-

ми победителями межрегиональных и международных экологических Олимпиад, под руководством межрегионального клуба аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона. Члены клуба работают во время каникул в

экологическом лагере.

2.3.9. Депутаты Муниципального образования развивают и сами принимают

участие в социальных акциях, направленных на поддержку малообеспеченных, неполных, многодетных семей. В 2009 году для детей округа было приобретено 200 билетов на Новогоднюю ёлку, 300 игрушек, более 150 ребятишек получили подарки из рук муниципального Деда Мороза и Снегурочки, опекаемым подросткам и ребятам, посещающим Центр соцподдержки, вручили карты флэш-памяти.

2.4. Выводы.

Бюджет моего муниципального округа является дотационным. Это означает, что средств выплачиваемых населением и фирмами, расположенными на его территории недостаточно для осуществления текущей деятельности. Вообще, объём средств бюджета очень мал. И в связи с этим говорить об успешном выполнении функций, возложенных на муниципальный округ, и указанных в его уставе, невозможно. Кроме того, имеет место нецелевое использование средств. Для меня остаётся непонятным как затраты на функционирование администрации могут быть более чем в четыре раза больше затрат на социальную политику, столь важное и необходимое звено общественной жизни. Конечно, объём бюджета очень мал, но содержать целый штат сотрудников, здание, имея столь незначительный бюджет, мне представляется необоснованным.

Денежных средств, выделяемых на благоустройство совершенно недостаточно, и используются они неэффективно. Так, например, работы по расширению проездов, обустройству парковочных мест и пешеходных дорожек в моём дворе, на мой взгляд, были проведены безграмотно. Парковочных мест существенно не прибавилось, хотя возможности для обустройства крупной стоянки были и остаются. В результате владельцы автомобилей вынуждены оставлять их на газонах, а также прямо на дороге, перегораживая проезд.

На здравоохранение, физическую культуру и спорт выделено 200 тысяч рублей, на экологию - 420 тысяч рублей. В бюджете 2009 года расходы на экологию вообще не предусмотрены. Хотя, конечно, и те средства ничтожны.

В итоге, можно сделать вывод о катастрофической нехватке денежных средств, и об их неэффективном и нецелевом использовании.

Среди причин подобного плачевного состояния дел я вижу слабое законодательство, некомпетентность местной администрации, а, возможно, и коррупционный фактор. Ещё один минус, который необходимо отметить – низкая самостоятельность муниципальной власти.

2.5. Предложения.

Исходя из анализа бюджета МО МО №57, и сделанных выводов, я предлагаю следующее:

Во-первых, внедрить жёсткую экономию средств, сократить расходы местной администрации.

Во-вторых, пересмотреть цели бюджетных расходов. А именно ранжировать их по степени важности. Как правило, эффективность достигается при определённых минимальных инвестициях. Так как в бюджете нет достаточных средств на обеспечение сразу всех сфер деятельности муниципального округа, то, на мой взгляд, лучше сузить круг затрат, и тем самым сконцентрировать затраты бюджетных средств на самом главном. Это может быть развитие или поддержка инфраструктуры, затраты на социальную политику (что актуально в условиях финансового кризиса).

В-третьих, необходимо предоставлять муниципальным образованиям больше свободы. По моему убеждению, муниципальный округ должен быть не бюрократизированным административным органом управления, а, скорее, некой публичной экономической единицей, управляющим, которому население – хозяин - передаёт на доверительное управление своё имущество.

Список литературы:

· Официальный сайт МО № 57 http://mo57.ru/

· Газета «Оккервиль» - номера за 2010 год.

Интересный факт:

На ежегодном семинаре руководителей органов местного самоуправления Санкт-Петербурга Губернатор В.И.Матвиенко сообщила о новых полномочиях, которыми муниципальные власти будут наделены с 2010 года.

Так, им будут переданы полномочия по уборке и содержанию детских и спортивных дворовых площадок, а также по согласованию закрытия ордеров на производство земельных, строительных и ремонтных работ, связанных с

благоустройством внутридворовых территорий. Также муниципальные власти будут отвечать за уборку территорий

общего пользования, которые не находятся на балансе органов местного самоуправления. Кроме того, предполагается задействовать муниципалитеты в организации и финансировании общественных работ для тех граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.

Наши рекомендации