Основная
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие, практикум, хрестоматия / М. : Гуманит. : ВЛАДОС. 1998 — 2003
2. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов /Грушевицкая, Т.Г., Садохин А.П. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003
3. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2003 — 2006
4. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Потеев, М.И. Концепции современного естествознания СПб. : Питер 1999.
6. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания М. Культура и спорт 1999 — 2005
7. Торосян, В.Г. Концепции современного естествознания М. : Высш. шк., 2002.
8. Хорошавина, С.Г. Концепции современного естествознания Ростов-н/Д. : Феникс 2003.
Дополнительная
1. Самыгин. С.И, Голубинцев В.О., Любченко В.С, Минасян Л.А Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д. : Феникс, 2001.
2. Дубнищева, Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. М. : ИНФРА-М, 1997.
3. Мотылева, Л.С.,Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. СПб.; Союз, 2000 — 2002
4. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М. : Культура и спорт; Юнити. 1997.
5. Дягилев, Ф.М. Концепции современного естествознания. М.: ИМПЭ 1998.
6. Басаков М.И. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону : Феникс 1997.
7. Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания. М. Владос1999.
8. Суханов, А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания.М. : Агар, 2000.
Тесты Демонстрационный вариант ЗАДАНИЕ N 1 (- вы берите варианты согласно тексту задания) Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) | эксперимент | | B) | измерение | C) | наблюдение | | | | | | ЗАДАНИЕ N 2 ( - выберите один вариант ответа) Для естественных наук характерно… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | раскрытие целей, намерений человека | | 2) | строго объективное объяснение действительности | 3) | индивидуальное понимание мира | | 4) | истолкование явлений | | |
ЗАДАНИЕ N 3 ( - выберите один вариант ответа) Выберите верный принцип этики научных исследований: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества | | 2) | на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им | 3) | уже принятые научным сообществом идеи не критикуют | | 4) | прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах | | | ЗАДАНИЕ N 4 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности) Расположите представления о материи в порядке их возникновения: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции. | | 2) | существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, - вещество и физическое поле | 3) | между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань | | | | | | ЗАДАНИЕ N 5 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности) Расположите представления о движении в порядке их возникновения: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | существует множество форм движения материи | | 2) | существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное» | 3) | существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени | | | | | | ЗАДАНИЕ N 6 ( - выберите один вариант ответа) Фундаментальные взаимодействия по величине относительной интенсивности (от большей к меньшей) располагаются в следующем порядке: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное | | 2) | слабое ядерное, гравитационное, сильное ядерное, электромагнитное | 3) | сильное ядерное, электромагнитное, слабое ядерное, гравитационное | | 4) | электромагнитное, гравитационное, сильное ядерное, слабое ядерное | | | ЗАДАНИЕ N 7 ( - выберите один вариант ответа) Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям над ним – это … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | нейтрализм | | 2) | симметрия | 3) | эквивалентность | | 4) | асимметрия | | | ЗАДАНИЕ N 8 ( - выберите один вариант ответа) Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | пустого пространства не существует | | 2) | материя стремится равномерно распределиться в пространстве | 3) | познание природы требует вдумчивого отношения | | 4) | человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания | | | ЗАДАНИЕ N 9 ( - выберите несколько вариантов ответа) Скорость света …. | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | не зависит от направления движения системы отсчета | | 2) | не зависит от скорости движения системы отсчета | 3) | зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета | | 4) | зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета | | | ЗАДАНИЕ N 10 ( - выберите несколько вариантов ответа) Основу общей теории относительности составляют следующие положения: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета | | 2) | все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета | 3) | скорость света постоянна в областях, где гравитационными силами можно пренебречь | | 4) | масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета | | | ЗАДАНИЕ N 11 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности) Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структурной иерархии микромира: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | ядра атомов | | 2) | элементарные частицы | 3) | молекулы | | 4) | атомы | | | ЗАДАНИЕ N 12 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте: 1) интегративность 2) целостность 3) иерархичность | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) | свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, из которых она состоит | | B) | в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации | C) | вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а последние из элементарных частиц | | | | | | ЗАДАНИЕ N 13 ( - выберите один вариант ответа) В химических превращениях молекулы … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | не сохраняются | | 2) | сохраняют свою индивидуальность | 3) | не изменяют свою электронную структуру | | 4) | не изменяют свой состав | | | ЗАДАНИЕ N 14 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему: 1) популяция 2) вид 3) клетка | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) | единица систематики живых существ | | B) | элементарная структурная единица жизни | C) | элементарная единица эволюции | | | | | | ЗАДАНИЕ N 15 ( - выберите несколько вариантов ответа) Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | отклонение скорости данной молекулы в данный момент времени от среднего значения | | 2) | средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа | 3) | скорость любой заданной молекулы газа | | 4) | лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость | | | ЗАДАНИЕ N 16 ( - выберите один вариант ответа) Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны | | 2) | каждый материальный объект может вести себя и как частица (поток частиц) и как волна, в зависимости от ситуации | 3) | свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна, в зависимости от ситуации | | 4) | свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц – фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну | | | ЗАДАНИЕ N 17 ( - выберите один вариант ответа) Смысл первого закона термодинамики: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать | | 2) | энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать | 3) | все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно | | 4) | энергия незамкнутой системы может только убывать | | | ЗАДАНИЕ N 18 ( - выберите несколько вариантов ответа) Синергетика: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | сформировалась во второй половине XX века | | 2) | рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе | 3) | рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса | | 4) | является современной формой биологического эволюционизма | | | ЗАДАНИЕ N 19 ( - выберите один вариант ответа) Космология изучает: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | строение и эволюцию звезд и звездных систем | | 2) | строение и эволюцию тел Солнечной системы | 3) | строение и эволюцию Земли | | 4) | строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы ее развития | | | ЗАДАНИЕ N 20 ( - выберите один вариант ответа) Первые организмы, возникшие на Земле, были: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана | | 2) | прокариоты, аэробы, существовали только на суше | 3) | эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана | | 4) | эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше | | | ЗАДАНИЕ N 21 ( - выберите один вариант ответа) Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий, – это… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | мутационный процесс | | 2) | миграция | 3) | изоляция | | 4) | популяционные волны | | | ЗАДАНИЕ N 22 ( - выберите один вариант ответа) Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | генофонд | | 2) | ген | 3) | геном | | 4) | генотип | | | ЗАДАНИЕ N 23 ( - выберите один вариант ответа) Экосистема – это …. | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида | | 2) | комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи | 3) | совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ | | 4) | организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды | | | ЗАДАНИЕ N 24 ( - выберите несколько вариантов ответа) Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | в ходе миграции атомы одних элементов превращаются в атомы других | | 2) | осуществляется быстрее, чем в неживой природе | 3) | в ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения | | 4) | в ходе миграции часто меняется атомная масса элементов | | | ЗАДАНИЕ N 25 ( - выберите несколько вариантов ответа) Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens), являются: | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | организованность в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество | | 2) | приспособительный характер отличительных признаков для представителей каждой из рас | 3) | единство фенотипа представителей всех рас | | 4) | один и тот же хромосомный набор | | | ЗАДАНИЕ N 26(- выберите один вариант ответа) Основная причина парникового эффекта – это …. | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) | вырубка лесов | | 2) | изменение направления движения и интенсивности океанических течений | 3) | увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение | | 4) | тепловыделения промышленных предприятий | | | | |