Уголовная ответственность. Должностные лица и граждане, виновные в совершении нару- шения законодательства
Должностные лица и граждане, виновные в совершении нару-
шения законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые
или косвенные экологические и иные последствия, несут уголов-
ную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Рос-
сийской Федерации. Под иными тяжкими последствиями наруше-
ния правил охраны окружающей среды при производстве работ
следует понимать:
существенное ухудшение качества окружающей среды или со-
стояния ее объектов, устранение которого требует длительного вре-
мени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение
отдельных объектов;
деградацию земель и иные негативные изменения окружающей
среды, препятствующие ее сохранению и правомерному исполь-
зованию.
Существенный экологический вред характеризуется возникно-
вением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных
животных и растительности на берегах водных объектов, уничто-
жением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью
птиц и животных, в том числе водных, на определенной террито-
рии, при котором уровень смертности превышает среднестатисти-
ческий в три и более раза; экологической ценностью поврежден-
ной территории или утраченного природного объекта, уничтожен-
ных животных и древесно-кустарниковой растительности; измене-
нием радиоактивного фона до величин, представляющих опасность
для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и
растений; уровнем деградации земель и т.п.
Представления о привлечении физических лиц к уголовной
ответственности за экологические преступления направляются го-
сударственным инспектором по охране природы в следственные
органы.
Вопросы экологических преступлений рассмотрены в гл. 26 Уго-
ловного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя
следующие статьи:
ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при про-
ведении работ (лишение свободы на срок до 5 лет);
ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных
веществ и отходов (лишение свободы на срок до 8 лет);
ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с мик-
робиологическими либо другими биологическими агентами или
токсинами (лишение свободы на срок до 5 лет);
ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установлен-
ных для борьбы с болезнями и вредителями растений (лишение
свободы на срок до 2 лет);
ст. 250. Загрязнение вод (лишение свободы на срок до 5 лет);
ст. 251. Загрязнение атмосферы (лишение свободы на срок до
5 лет);
ст. 252. Загрязнение морской среды (лишение свободы на срок
до 5 лет);
ст. 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о
континентальном шельфе и об исключительной экономической
зоне Российской Федерации (исправительные работы на срок до
2 лет);
ст. 254. Порча земли (лишение свободы на срок до 5 лет);
ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр (ис-
правительные работы на срок до 2 лет);
ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений (лише-
ние свободы на срок до 2 лет);
ст. 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов (исправи-
тельные работы на срок до 2 лет);
ст. 258. Незаконная охота (лишение свободы на срок до 2 лет);
ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для организ-
мов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (лише-
ние свободы на срок до 3 лет);
ст. 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников (исправи-
тельные работы на срок до 2 лет);
ст. 261. Уничтожение или повреждение лесов (лишение свободы
на срок до 8 лет);
ст. 262. Нарушение режима особо охраняемых природных тер-
риторий и природных объектов (исправительные работы на срок
до 2 лет).
К уголовной ответственности по данным статьям могут быть
привлечены как должностные лица или лица, выполняющие
управленческие функции в коммерческой или иной организа-
ции, так и другие лица, совершившие экологические преступ-
ления.
Пленум Верховного суда Российской Федерации рекомендует
судам полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятель-
ства каждого дела об экологическом преступлении и реагировать
путем вынесения частных определений на установленные по делу
факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие
совершению экологических преступлений и требующие принятия
соответствующих мер, направленных на их предотвращение.
11.2.3. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении
законодательства о ГЭЭ
В государственном механизме надзора за исполнением экологи-
ческого законодательства немалую роль играет прокурорский над-
зор за исполнением законодательства об экологической эксперти-
зе и нормативном обеспечении экологической безопасности в связи
с подобными правонарушениями. От полноты и достаточности
правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и обес-
печение экологической безопасности, зависит и эффективность
прокурорского надзора в этой сфере.
Этот надзор осуществляют преимущественно специализирован-
ные природоохранные прокуратуры, которые начали создаваться
в середине 80-х гг. XX в. Первые специализированные межрайон-
ные природоохранные прокуратуры были образованы в экологи-
чески неблагополучных или экологически важных регионах. На-
пример, Восточно-Байкальская и Западно-Байкальская межрай-
онные природоохранные прокуратуры.
Природоохранный прокурорский надзор включает природоох-
ранную, природноресурсную и санитарную составляющие эколо-
гического законодательства в части соблюдения прав граждан на
благоприятную окружающую среду в соответствии с гигиеничес-
кими нормативами качества окружающей среды. Нередко только
природоохранные прокуроры являются основной преградой про-
тив ведомственной вседозволенности и произвола.
Прокуроры субъектов Российской Федерации также осуществ-
ляют надзор за исполнением экологического законодательства, но
этот надзор не является для них приоритетным. Основное внима-
ние в работе они уделяют надзору за законностью правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Нередко реагирование прокуроров на незаконные правовые акты
в сфере экологической безопасности осуществляется с большим
опозданием. Имеют место многочисленные случаи, когда к мо-
менту установления факта незаконного принятия решения об изъя-
тии земель лесного фонда в лесах группы 1 и отвода земельного
участка в пользование для целей, не связанных с ведением лесно-
го хозяйства, произведены строительные и иные работы, и дан-
ный участок потерял свою природоохранную значимость. В связи с
этим прокуроры, как правило, направляют лишь информацию
главам администрации о допущенных нарушениях и о необходи-
мости принятия решений об их недопущении.
Действенной мерой является использование такой формы про-
курорского реагирования, как предостережение. Однако она при-
менима лишь тогда, когда прокуроры располагают достаточной
информацией о предполагаемых действиях на территории в облас-
ти природопользования. С целью предупреждения нарушения эко-
логического законодательства и обеспечения прав граждан на бла-
гоприятную окружающую среду органы прокуратуры должны вла-
деть информацией об экологически опасных объектах, планируе-
мых к реализации на территории субъектов Российской Федера-
ции, по которым возникают конфликтные ситуации с местным
населением.
Такими данными располагают экспертные подразделения спе-
циально уполномоченных государственных органов в области охра-
ны окружающей природной среды, осуществляющие организацию
и проведение ГЭЭ.
Вместе с тем Генеральная прокуратура Российской Федерации
в 1999 г. при проверке экспертных подразделений Госкомэкологии
России (в настоящее время — МПР России) исполнения законо-
дательства об экологической экспертизе установила повсеместные
его нарушения.
Проведение органами прокуратуры проверок исполнения зако-
нодательства об экологической экспертизе и предпринятые ими
меры реагирования по результатам этих проверок позитивно отра-
зились на всей системе подготовки нормативных правовых актов
субъектами Российской Федерации. Так, в Москве все городские
ГОСТы и иные нормативные правовые и нормативно-техничес-
кие акты, регулирующие градостроительную деятельность, теперь
без исключений представляются на ГЭЭ.
Нередко прокурорские проверки проводятся по сигналам, по-
ступающим от граждан и общественных организаций, информи-
рующих о проведении строительных и иных работ, которые могут
оказать негативное воздействие на окружающую природную сре-
ду, при отсутствии заключения ГЭЭ о допустимости реализации
этих работ.
Оперативные действия прокуроров приводят к тому, что по
результатам проверок принимаются действенные меры со сторо-
ны органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации, органов местного самоуправления по прекращению эко-
логически вредной деятельности, принятию мер по соблюдению
законности при реализации экологически допустимых проектов.
В последние годы все больше внимания уделяется обеспечению
экологической безопасности средствами прокурорского надзора.
Предупреждение экологических преступлений отнесено Генераль-
ной прокуратурой Российской Федерации к приоритетным направ-
лениям деятельности органов прокуратуры, особенно в отноше-
нии ГЭЭ, так как именно она является тем предупредительным
контролем, который обеспечивает права граждан на окружающую
среду без каких-либо дополнительных затрат на проведение при-
родоохранных мероприятий. В ряде субъектов Российской Федера-
ции надзор за исполнением законодательства об экологической
экспертизе стал постоянным.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об эко-
логической экспертизе сводится к надзору за соблюдением по-
рядка организации и проведения ГЭЭ, за его исполнением ис-
полнительными органами государственной власти, органами ме-
стного самоуправления и специально уполномоченными государ-
ственными органами в области охраны окружающей природной
среды.
Прокурорами выявлены следующие наиболее распространен-
ные виды нарушений в сфере экологической экспертизы:
уведомления-счета выписываются с задержками и проводится
без предварительной оплаты; принимаемые на экологическую экс-
пертизу материалы не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 14 Феде-
рального закона «Об охране окружающей среды»;
органы местного самоуправления и органы исполнительной вла-
сти не информируются о проведении ГЭЭ (нарушения п. 3ст. 8).
Самым существенным нарушением законодательства об эколо-
гической экспертизе является несоответствие содержания и выво-
дов заключения ГЭЭ, что должно быть оспорено прокурорами в
арбитражном суде. Иски в суд о возмещении ущерба, нанесенного
нарушением законодательства об экологической экспертизе, так-
же должны инициироваться прокурорами.
Российское природоохранное законодательство, несмотря на
обилие нормативных правовых актов (по экспертным оценкам, оно
включает около 20 тыс. правовых актов вместе с нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации), недоста-
точно регулирует механизм реализации природоохранной деятель-
ности в условиях рыночной экономики. Законодательные нормы
не позволяют привлечь к административной либо уголовной от-
ветственности лиц, осуществляющих проектирование или строи-
тельство экологически опасных объектов с нарушением экологи-
ческих требований, а также должностных лиц специально уполно-
моченных государственных органов в области охраны окружаю-
щей среды, дающих разрешение на реализацию экологически опас-
ной деятельности без заключения государственной экологической
экспертизы.
Природоохранные прокуратуры могут участвовать в междуна-
родных связях в сфере обеспечения экологической безопасности
средствами прокурорского надзора, прежде всего с государства-
ми, входящими в СНГ, и с прокуратурами этих государств.
11.3. Государственная служба наблюдения за состоянием
окружающей природной среды
Государственная служба наблюдения за состоянием окружаю-
щей природной среды организуется с целью наблюдения за про-
исходящими в ней физическими, химическими, биологическими
процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв,
водных объектов, последствиями его влияния на растительный и
животный мир, а также обеспечения заинтересованных организа-
ций и населения текущей и экстренной информацией об измене-
ниях в окружающей природной среде, предупреждениями и про-
гнозами ее состояния.
Наблюдение за состоянием окружающей природной среды осу-
ществляется специально уполномоченными на то государствен-
ными органами Российской Федерации в области охраны окружа-
ющей природной среды при участии министерств и ведомств че-
рез систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на
водных объектах и в отдельных регионах. Порядок организации и
деятельности государственной службы наблюдения за состоянием
окружающей природной среды регулируется Положением, утвер-
ждаемым Правительством Российской Федерации.
Государственный мониторинг водных объектов подразумевает
систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогео-
логическими и гидрохимическими показателями их состояния,
обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной инфор-
мации в целях своевременного выявления негативных процессов
и прогнозирования их развития. Это составная часть государствен-
ного мониторинга окружающей природной среды. Он включает в
себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей,
подземных водных объектов, водохозяйственных систем и соору-
жений.
Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном,
региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.
На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь.
Получаемые данные передаются для обеспечения территориаль-
ного мониторинга, осуществляемого территориальными органами
МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осу-
ществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача
данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение
мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее
подготавливаются данные для государственных докладов.
Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по науч-
но обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов
и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов уп-
равленческих решений, необходимых и достаточных для обеспе-
чения управления качеством окружающей природной среды и
обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мо-
ниторинг, проводимый должностными лицами и гражданами.
Порядок проведения общественного экологического контроля
регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей при-
родной среды», законодательством о профессиональных союзах
Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных
объединениях.
На море государственный контроль в области природопользо-
вания и охраны окружающей среды в пределах внутренних мор-
ских вод, территориального моря РФ, а также континентального
шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой
линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых
объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися
водопользователями или оказывающими влияние на состояние
морской среды, осуществляет специализированная морская инс-
пекция.
Государственный экологический контроль проводится с целью
предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а
также засорения акваторий.
Государственный экологический контроль при транспортиров-
ке опасных грузов носит многоступенчатый характер.
1. Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и
согласование предплановых, предпроектных материалов по объек-
там и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных ока-
зывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согла-
сование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС.
2. Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов
(нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов,
бункеровочныс операции), — рассмотрение и согласование Пла-
нов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф-
тепродуктов. Для транспортировки других опасных грузов — Пла-
ны по предупреждению загрязнения акваторий.
3. Проверка возможностей реализации Планов по предупрежде-
нию и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов путем
проведения учений на объектах, представляющих опасность для
окружающей среды.
4. Особое внимание уделяется контролю самих судов как ис-
точников повышенной опасности с целью проверки выполнения
экипажем судна требований законодательных, нормативных пра-
вовых актов, правил, инструкций по предотвращению загрязне-
ния акваторий нефтепродуктами, вредными, не являющимися
нефтью веществами, перевозимыми наливом, вредными веще-
ствами, перевозимыми водным транспортом в упаковке, грузо-
вых контейнерах, съемных танках, насыпью, сточными водами,
мусором.
5. Проведение инструментального контроля акваторий с исполь-
зованием судна экологического контроля с целью определения
параметров качества воды.
Проведение многоступенчатого государственного экологического
контроля можно проследить на примере размещения Временных
комплексов по перевалке нефтепродуктов в акватории Невской
губы.
Необходимость использования танкеров-накопителей диктует-
ся в первую очередь экономическими соображениями. В настоящее
время в Санкт-Петербурге нет достаточных мощностей для обра-
ботки нефтепродуктов на береговых нефтебазах.
Основная задача органов государственного контроля сделать все
возможное для безаварийной работы всей цепочки транспорти-
ровки опасных грузов.
Проекты по использованию временных рейдовых комплексов с
использованием танкеров-накопителей для перевалки нефтепро-
дуктов прошли ГЭЭ. Для проведения экспертизы были привлече-
ны эксперты, способные оценить как возможность размещения
объектов, так и возможность их эксплуатации с минимальным
воздействием на окружающую среду.
Разработанные Планы ликвидации аварийных разливов нефте-
продуктов соответствуют требованиям российского законодатель-
ства, а также Рекомендациям ХЕЛКОМ по развитию национальных
возможностей реагирования на разливы нефти и других вредных
веществ.
До начала эксплуатации временных рейдовых причалов по пере-
валке нефтепродуктов (режим работы — летняя навигация) были
проведены учения с участием всех заинтересованных организаций,
а также представителей Госморспасслужбы Минтранспорта России.
Основная задача при транспортировке опасных грузов — не-
укоснительное выполнение требований нормативных документов
и инструкций, позволяющих минимизировать риски для окружа-
ющей среды.
Государственный экологический контроль как система мер,
направленных на предупреждение, предотвращение загрязнения
и засорение вод морей и прибрежных территорий, позволяет со-
здавать безопасные и благоприятные условия для здоровья людей,
а также для хозяйственно-бытового, транспортного и иного водо-
пользования.