Структура земельного права как отрасли

Концепция земельного права

Концепция включает в себя:

1.Объект правового регулирования

2.Предмет правового регулирования

3.Цели

4.Методы

Землеотношения –отношения, складывающиеся по поводу земли, как объекта природы, пользования (особенность земли как объекта пользования: целевое использование, приоритеты: с/х назначения и ООПТ), собственности.

Земля как объект природы – регулирование ЗП.

ЗК Статья 6.Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный фонд – все земли в границах муниципального образования, субъекта федерации, РФ.

Глава города отвечает за всю землю в границах МО. Может распоряжаться, но не может продать или подарить, но интересы города ставятся выше интересов собственности, возможно изъятие. Распоряжение должно проводиться с учетом генерального плана города.

Посмотреть состав земель в городе.

Губернатор и правительство области управляют земельным фондом в границах области.

Президент и правительство РФ – земельным фондом РФ.

Характеристики ЗУ:

· Целевое назначение, разрешенное использование;

· Границы и площадь;

· Кадастровый паспорт (номер).

Часть участка может быть объектом, только если идет формирование и при изъятии (например, для прокладки трубы не нужен весь участок, а только часть).

Доля права (в кодексе забыли о доле в праве). Доля может быть только объектом сделок. Чтобы получить документы на участок необходимо выделить участок.

Признаки земли, как объекта природы:

1.Естественное происхождение.

2.Связь с природной средой.

3.Выполнение жизнеобеспечивающих функций.

Признаки земли как объекта пользования:

1.Использование только по целевому назначению.

2.Ограниченность.

3.Наличие приоритетов (предпочтений в использовании) назначения.

Признаки земли как объекта собственности:

1.Наличие экологических требований.

2.Земля как объект собственности находится на третьем месте.

Метод – способ правовой связи между субъектами правоотношений.

Метод ЗП:

1.Наличие элементов метода административного права. Для него характерно: власть и подчинение. Стороны неравноправны.

2.Наличие элементов метода ГП. Диспозитивность – равноправие субъектов.

3.Экологическая направленность. Например, глава администрации увеличивает арендную плату для закрытия дыр в бюджете, то это неправомерно и можно опротестовать, т.к. направленность должна быть экологическая. Если в целях более рационального использования, то правомерно.

Задачи (в ЗК нет такой статьи):

1.Рациональное использование.

2.Равноправие всех форм собственности и форм хозяйствования.

3.Охрана ОС.

4.Защита прав граждан и ЮЛ.

Цель: реализация конституционных прав граждан и ЮЛ. Каждая задача направлена на достижение цели.

Областной закон о регулировании земельных отношений 93 года, отмененный, написан по всем правилам науки.

Принцип права (ТГП) – идеи, которые пронизывают законодательства. У нас идеи сформулировали как нормы. Нельзя сказать, что только сформулированные принципы.

Принципы (отвечают на вопрос как и каким образом идет правовое регулирование):

Ст. 1 ЗК (11+3)

Не указаны в ЗК:

1.Нельзя владеть землей без её использования.

2.Нормирование.

3.Стабильность, устойчивость землепользования.

Гражданский оборот необходим для рационального использования.

При доказательстве: конституция, цель, задача, принцип. Идем от общей нормы к специальной. Более действенна в ЗП общая норма права, если специальная ей соответствует, то все нормально, а если нет, то применяется общая.

Предмет ЗП - отношения по рациональному использованию и охране земель как объекта природы, пользования и собственности в их триединстве.

Структура земельного права как отрасли

Институты, общая часть:

Собственность,

Пользование,

Управление,

Охрана.

Особенная часть – включает особенности правового регулирования земель по целевому назначению. 7 категорий земель.

1.Правовой режим земель с/х назначения

2.…

Земельное законодательство – совокупность НПА.

Соотношение ЗП как отрасли права и отрасли закон-ва как содержание и форма.

Классификация заонодат-ва как в ЭП.

По иерархии.

1.Предметом закона должны быть права. А в постановлениях и указах должны быть положения о реализации. Дума – распоряжается, а постановление должно только управлять. Закон – высшая форма, он должен соответствовать конституции, а все остальные акты должны соответствовать закону.

Акты ОМС и акты предприятий.

2.По федеративному устройству: федеральное законодательство и субъектов федерации. В совместном ведении.

Недостатки ЗК –

· Нет целей и задач;

· Отсутствуют виды правонарушений

Дома: классификация закон-ва – как в эколог. зак-ве; соб-ть и правовые титулы.

Правовой режим земель - предусмотренный в законе порядок должного поведения по отношению к данной категории земель. От чего зависит:

1.От экономической роли земли (земля является пространственным базисом).

2.Формы собственности и титулы прав на землю. Титул – владелец, арендатор и т.д.

3.Основное целевое назначение и разрешенное использование (7 категорий).

4.ООС – экологический фактор учитывается правовым режимом.

5.Задачи социально-экономического развития. Нестабильный фактор.

Правовой режим направлен на решение определенных социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

Формы собственности. Гос-ая: федеральная, соб-ть субъектов федерации. Муниципальная. Частная.

Неразграниченная – федеральная собственность неоформленная надлежащим образом. Муниципалитет управляет, финансовые вопросы решает субъект.

Основа: государственная собственность. Из неё вытекают остальные. Государственная соб-ть не должна делиться, а должны делиться полномочия по управлению, пользованию, распоряжению.

Основания возникновения права собственности на землю:

1.Приватизация является важнейшим основанием возникновения частной соб-ти – первый способ.

2.Второй – предоставление в собственность.

3.Третий – сделки.

Отличия приватизации от предоставления:

1.Передача происходит до вложения, до начала хоз. деятельности, а приватизация в процессе пользования.

2.Субъект: при приватизации –тот, кто уже пользуется, при предоставлении – тот, кто купит.

3.По стоимости: приватизация дешевле, предоставление как минимум по рыночной стоимости, которая не меньше кадастровой.

Право собственности – совокупность норм права ….

Право землепользования – совокупность норм права закрепляющих порядок и условия пользования гражданами и ЮЛ, а также права и обязанности….

Объект: ЗУ (не доля и не часть ЗУ).

Субъекты: граждане и ЮЛ.

Права на землю – титулы. «Владеть на титуле»

Титулы:

1.Частная собственность (и в институте соб-ти, но и в институте пользов-я).

2.Постоянное бессрочное пользование. Субъекты: гос. муницип учреждение (ЮЛ)….., а также органам (ошибка, орган не может быть землепользователем, а только осуществлять управление, охрану, контроль).

3.Пожизненное наследуемое владение. С правом наследования. Только граждане, ФЛ.

4. Аренда. Не должно быть бессрочной аренды. До года не требуется регистрации. Аренда должна подчиняться принципам земельного права. В первую очередь принципу стабильности, устойчивости. Не должно быть сделок по субаренде, залога аренды – ст. 22 ЗК РФ – не должна существовать в таком виде. Если залог, то только в дополнение за объектом недвижимости. Аренда всегда должна быть на временный срок. Арендный участок можно приватизировать.

5.Сервитут. Регулируется гражданским и земельным законодательством.

6.Безвозмездное срочное пользование земельными участками. Как правило касается тех, кто имеет служебные отделы. При смерти работника служебные наделы остаются у родственников. Могут быть у религиозных организации.

Проблемы права собственности:

1.Разграничение земель. Главный принцип разграничения: по полномочиям. По ГК совместная соб-ть может быть только у супругов и крестьянских фермерских хозяйств.

2.Управление. Т.к. это средство реализации права собственности.

Понятие управления земельным фондом. Задачи. Функции.

Управление – деятельность гос-х органов и ОМС, предусмотренная в законодательстве, в области использования и охраны земель.

1.Рациональное использование

2.Мониторинг состояний ОС и её отдельных объектов

3.Ведение кадастров, реестров: водного, лесного. Кадастр объектов недвижимости.

4.Прогнозирование и планирование.

5.Предоставление и изъятие. Предоставление в пользование и в аренду. Передача в собственность. Предоставление и изъятие – технически одно действие. Юридически два. Представление – совокупность действий, направленных на возникновения права. Изъятие – совокупность действий, направленных на прекращение права. Изъятие может быть как для рационального использования. А может выступать в роли наказания. Предоставление и передача с предварительным согласованием или нет. Предварительное согласование было введено дл выбора участка. Сейчас выбора нет. Изъятие у колхозов и совхозов возможно было с решением общего собрания.

6.Землеустройство – совокупность предусмотренных в законодательстве мер, направленных на рациональное использование земель. Имеет принципиальный вопрос, т.к. связано с целевым использованием земель. Техническое, экономическое мероприятие, правовое понятие. Т.к. процесс землеустройства определяет правовой статус земельного участка. Проект землеустройства утверждает собственник, проверяется уполномоченными органами – экспертиза землеустройства. Межхозяйственное землеустройство – в пределах одного участка (доли).

7.Земельный контроль и надзор.

8.Разрешение споров в административном порядке.

Кадастр – совокупность сведений о природном, хозяйственном (экономическом) и правовом положении природных объектов.

Контроль: Росреестр, Минприроды, Минсельхоз.

Соглашение между областью и городом – посмотреть.

Вопросы. Объяснить зачем и почему.

Управление – генеральный институт, включающий несколько подинститутов.

Охрана земель – меры и требования по охране земель, предусмотренные в законодательстве.

Содержание:

· Меры

· Требования

· Контроль

· Ответственность

Спецификация видов охраны земель, классификация

· По целевому назначению

· В зависимости от стадии эксплуатации

· В зависимости от вида пользования: в процессе лесопользования, в процессе водопользования, недропользования (отходы занимают территорию сопоставимы с территорией отдельных европейских государств), в процессе пользования животным миром (животные могут нанести урон сельскому хозяйствованию).

Проблемы:

Нет видов правонарушений.

Административная ответственность: множество органов, некомпетентность, проблемы с санкциями и т.д.

Институт общей части подразумевает как объект весь земельный фонд вне зависимости от собственника.

Особенная часть предполагает деление по целевому использованию.

Особенности правового режима земель с/х назначения.

Особенность субъекта:

· Занятые производством товарной с/х продукции (не явл-ся ЮЛ, но обладают правами ЮЛ);

· Те кто использует с/х продукцию для удовлетворения собств потребностей.

Особенность объекта:

· с/х угодья (пашни, сенокосы, виноградники) – земля как основное средство производства;

· Строения, сооружения – все, что способствует производству. Производственный базис – предприятия по первичной переработке с/х продукции.

Особенность использования земель с/х назначения.

Обеспечение сохранения кол-ва и качества с/х угодий. Увеличение. Например, за счет земель запаса, лесного фонда, промышленности. Земли можно ухудшить, слишком много используя минеральные удобрения, путем заболачивания (чрезмерным орошением), применением неправильных технологий (чередование культур, отдых).

Землеустройство предусматривает в т.ч. чередование оборота посева.

Охрана: сохранение наиболее ценных земель, они не должны подлежать изъятию. А в целом изъятие земель с/х назначения производится только, если переводятся в другую категорию и нет других земель.

Правовая охрана, особенности:

· Большая часть должна быть средством производства, лишь небольшая часть должна быть пространственным базисом;

· Управление производится государственным органом власти;

· Главная функция – контроль.

Земли населенных пунктов, состав.

Земли городов, земли ПГТ, земли сельских населенных пунктов.

Состав земель городов:

· земли жилой и другой застройки;

· земли общего пользования (парки, улицы, бульвары, свалки, кладбища) – характеризуются запретом их застройки, за исключением, если застройки требует целевое назначение (например, крематорий – капитальное строение, но на землях общего пользования), можно возводить только временные сооружения, не подлежат приватизации; предоставляются только в аренду

· земли промышленности и транспорта;

· земли городских лесов;

· земли с/х использования – находятся в городской черте, попадают под генплан.

Земли городов – все земли в пределах городской или поселковой черты. Принципиальное значение имеет черта населенного пункта. Отличается от границы МО – граница МО шире. В земли МО входят земли всех категорий. В пределах черты города – только земли населенных пунктов. В идеале, они должны быть совмещены.

Особенность правового режима земель населенных пунктов:

· большая часть этих земель – пространственный базис для жилой застройки

· ведущая роль в управлении ОМУ

· основная функция – соблюдение генплана.

Ч т. зр. ООС разница между землями: в городах аспект экологической безопасности населения, охраны жизни и здоровья. На землях с/х назначения охрана объектов природы.

Рациональное использование земель с/х назначения: меньше затрат, больше продукции.

Земель городов: больше озеленения, земель общего пользования, меньше промышленных земель и т.д.

В землях населенных пунктов основная проблема – нерационального использования. Даже когда присоединяться земли лесного фонда, они становятся землями населенных пунктов, затем переводятся в земли застройки и вырубаются. Чтобы сохранить леса, необходимо включать в земли ООТ.

Земли промышленности, транспорта.

1. Понятие и особенности правового режима.

2. Состав.

3. Особенности субъектов.

4. Особенности объектов.

5. Особенности использования. Понятие рационального использования.

6. Особенности охраны.

Особенность:

· Земли специального назначения. Включают все земли, иные, специальные, особенные;

· Правовой режим подчинен режиму земель с/х назначения, т.к. как кол-во земель категории с/х назначения зависит от количества земель пром-ти и транспорта. Цель этих земель – осуществление иной деятельности.

· Правовой режим разный – это их объединяет.

Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Особенность субъектов: граждане, ЮЛ, РФ, субъекты РФ.

Состав:

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Особенность объекта:

· Наличие санитарных и охранных зон – находятся на чужой территории, пользователи ограничены в пользовании (например, около аэропортов могут быть сады, но не должно быть свалок, чтобы не было птиц);

· Полосы отвода (пронизывают все категории земель, только в населенных пунктах переходят в категорию пром-ти и транспорта);

Рациональное использование: экономия территории, рекультивация земель.

Проблемы: сокращение площадей, уменьшение размеров пром. площадок, сокращение земель занятых отходами.

Земли лесного фонда.

Земли водного фонда.

Правовой режим земель использования, охраны подчинены режимы лесов и вод.

Сами по себе эти земли входят в земельный фонд. Правовой режим определяется:

· К земельному фонду

· Обслуживают объект.

Земли лесного и водного фонда – это земли занятые объектами. Земли водного фонда - . Земли лесного фонда и водного фонда – не подлежат приватизации.

Земли гос.запаса – сейчас это в основном никому не нужные земли.

Сделки с землей.

Понятие

Законодательство

Виды сделок с землей

Основные требования, предъявляемые к сделкам с землей (эколого-правовые)

1. Сделки – одно из правовых оснований возникновения и прекращения прав на ЗУ.

2. Законодательство:

· Земельное законодательство на первом месте, т.к. содержание – земельное право.

· Гражданское.

· Экологическое, т.к. земля связана с другими объектами природы.

· Градостроительное.

· Жилищное.

· Административное, финансовое и все остальные.

3. Виды сделок: купля-продажа, мена, ипотека, сервитут…переуступка прав.

Земля может быть объектом сделок только на титуле собственности, аренды.

4. Земельно-правовые, эколого-правовые требования:

· Сохранение правового режима;

· Сохранение целевого назначения;

·

В качестве недвижимого имущества ЗУ наделен правовым качеством – оборотоспособность.

Оборотоспособность – возможность ЗУ свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правоприемства (наследование, реорганизацию ЮЛ) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничение или изъятие из оборота – утвержденные законом условия, при котором ЗУ не может переходить в собственность установленных субъектов, а также не может быть объектом сделок.

Объектами сделок могут быть только ЗУ не изъятые из оборота.

Лица, имеющие в собственности ЗУ, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться иным образом, т.к. соответствующие земли не исключены из оборота.

Купля-продажа ЗУ – основывается на нормах ЗК и ГК РФ.

Посмотреть то, без чего не может быть сделки. Особенность содержания сделок.

Земельный контроль.

Наши рекомендации