Структура земельного права как отрасли
Концепция земельного права
Концепция включает в себя:
1.Объект правового регулирования
2.Предмет правового регулирования
3.Цели
4.Методы
Землеотношения –отношения, складывающиеся по поводу земли, как объекта природы, пользования (особенность земли как объекта пользования: целевое использование, приоритеты: с/х назначения и ООПТ), собственности.
Земля как объект природы – регулирование ЗП.
ЗК Статья 6.Объекты земельных отношений
1. Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Земельный фонд – все земли в границах муниципального образования, субъекта федерации, РФ.
Глава города отвечает за всю землю в границах МО. Может распоряжаться, но не может продать или подарить, но интересы города ставятся выше интересов собственности, возможно изъятие. Распоряжение должно проводиться с учетом генерального плана города.
Посмотреть состав земель в городе.
Губернатор и правительство области управляют земельным фондом в границах области.
Президент и правительство РФ – земельным фондом РФ.
Характеристики ЗУ:
· Целевое назначение, разрешенное использование;
· Границы и площадь;
· Кадастровый паспорт (номер).
Часть участка может быть объектом, только если идет формирование и при изъятии (например, для прокладки трубы не нужен весь участок, а только часть).
Доля права (в кодексе забыли о доле в праве). Доля может быть только объектом сделок. Чтобы получить документы на участок необходимо выделить участок.
Признаки земли, как объекта природы:
1.Естественное происхождение.
2.Связь с природной средой.
3.Выполнение жизнеобеспечивающих функций.
Признаки земли как объекта пользования:
1.Использование только по целевому назначению.
2.Ограниченность.
3.Наличие приоритетов (предпочтений в использовании) назначения.
Признаки земли как объекта собственности:
1.Наличие экологических требований.
2.Земля как объект собственности находится на третьем месте.
Метод – способ правовой связи между субъектами правоотношений.
Метод ЗП:
1.Наличие элементов метода административного права. Для него характерно: власть и подчинение. Стороны неравноправны.
2.Наличие элементов метода ГП. Диспозитивность – равноправие субъектов.
3.Экологическая направленность. Например, глава администрации увеличивает арендную плату для закрытия дыр в бюджете, то это неправомерно и можно опротестовать, т.к. направленность должна быть экологическая. Если в целях более рационального использования, то правомерно.
Задачи (в ЗК нет такой статьи):
1.Рациональное использование.
2.Равноправие всех форм собственности и форм хозяйствования.
3.Охрана ОС.
4.Защита прав граждан и ЮЛ.
Цель: реализация конституционных прав граждан и ЮЛ. Каждая задача направлена на достижение цели.
Областной закон о регулировании земельных отношений 93 года, отмененный, написан по всем правилам науки.
Принцип права (ТГП) – идеи, которые пронизывают законодательства. У нас идеи сформулировали как нормы. Нельзя сказать, что только сформулированные принципы.
Принципы (отвечают на вопрос как и каким образом идет правовое регулирование):
Ст. 1 ЗК (11+3)
Не указаны в ЗК:
1.Нельзя владеть землей без её использования.
2.Нормирование.
3.Стабильность, устойчивость землепользования.
Гражданский оборот необходим для рационального использования.
При доказательстве: конституция, цель, задача, принцип. Идем от общей нормы к специальной. Более действенна в ЗП общая норма права, если специальная ей соответствует, то все нормально, а если нет, то применяется общая.
Предмет ЗП - отношения по рациональному использованию и охране земель как объекта природы, пользования и собственности в их триединстве.
Структура земельного права как отрасли
Институты, общая часть:
Собственность,
Пользование,
Управление,
Охрана.
Особенная часть – включает особенности правового регулирования земель по целевому назначению. 7 категорий земель.
1.Правовой режим земель с/х назначения
2.…
Земельное законодательство – совокупность НПА.
Соотношение ЗП как отрасли права и отрасли закон-ва как содержание и форма.
Классификация заонодат-ва как в ЭП.
По иерархии.
1.Предметом закона должны быть права. А в постановлениях и указах должны быть положения о реализации. Дума – распоряжается, а постановление должно только управлять. Закон – высшая форма, он должен соответствовать конституции, а все остальные акты должны соответствовать закону.
Акты ОМС и акты предприятий.
2.По федеративному устройству: федеральное законодательство и субъектов федерации. В совместном ведении.
Недостатки ЗК –
· Нет целей и задач;
· Отсутствуют виды правонарушений
Дома: классификация закон-ва – как в эколог. зак-ве; соб-ть и правовые титулы.
Правовой режим земель - предусмотренный в законе порядок должного поведения по отношению к данной категории земель. От чего зависит:
1.От экономической роли земли (земля является пространственным базисом).
2.Формы собственности и титулы прав на землю. Титул – владелец, арендатор и т.д.
3.Основное целевое назначение и разрешенное использование (7 категорий).
4.ООС – экологический фактор учитывается правовым режимом.
5.Задачи социально-экономического развития. Нестабильный фактор.
Правовой режим направлен на решение определенных социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
Формы собственности. Гос-ая: федеральная, соб-ть субъектов федерации. Муниципальная. Частная.
Неразграниченная – федеральная собственность неоформленная надлежащим образом. Муниципалитет управляет, финансовые вопросы решает субъект.
Основа: государственная собственность. Из неё вытекают остальные. Государственная соб-ть не должна делиться, а должны делиться полномочия по управлению, пользованию, распоряжению.
Основания возникновения права собственности на землю:
1.Приватизация является важнейшим основанием возникновения частной соб-ти – первый способ.
2.Второй – предоставление в собственность.
3.Третий – сделки.
Отличия приватизации от предоставления:
1.Передача происходит до вложения, до начала хоз. деятельности, а приватизация в процессе пользования.
2.Субъект: при приватизации –тот, кто уже пользуется, при предоставлении – тот, кто купит.
3.По стоимости: приватизация дешевле, предоставление как минимум по рыночной стоимости, которая не меньше кадастровой.
Право собственности – совокупность норм права ….
Право землепользования – совокупность норм права закрепляющих порядок и условия пользования гражданами и ЮЛ, а также права и обязанности….
Объект: ЗУ (не доля и не часть ЗУ).
Субъекты: граждане и ЮЛ.
Права на землю – титулы. «Владеть на титуле»
Титулы:
1.Частная собственность (и в институте соб-ти, но и в институте пользов-я).
2.Постоянное бессрочное пользование. Субъекты: гос. муницип учреждение (ЮЛ)….., а также органам (ошибка, орган не может быть землепользователем, а только осуществлять управление, охрану, контроль).
3.Пожизненное наследуемое владение. С правом наследования. Только граждане, ФЛ.
4. Аренда. Не должно быть бессрочной аренды. До года не требуется регистрации. Аренда должна подчиняться принципам земельного права. В первую очередь принципу стабильности, устойчивости. Не должно быть сделок по субаренде, залога аренды – ст. 22 ЗК РФ – не должна существовать в таком виде. Если залог, то только в дополнение за объектом недвижимости. Аренда всегда должна быть на временный срок. Арендный участок можно приватизировать.
5.Сервитут. Регулируется гражданским и земельным законодательством.
6.Безвозмездное срочное пользование земельными участками. Как правило касается тех, кто имеет служебные отделы. При смерти работника служебные наделы остаются у родственников. Могут быть у религиозных организации.
Проблемы права собственности:
1.Разграничение земель. Главный принцип разграничения: по полномочиям. По ГК совместная соб-ть может быть только у супругов и крестьянских фермерских хозяйств.
2.Управление. Т.к. это средство реализации права собственности.
Понятие управления земельным фондом. Задачи. Функции.
Управление – деятельность гос-х органов и ОМС, предусмотренная в законодательстве, в области использования и охраны земель.
1.Рациональное использование
2.Мониторинг состояний ОС и её отдельных объектов
3.Ведение кадастров, реестров: водного, лесного. Кадастр объектов недвижимости.
4.Прогнозирование и планирование.
5.Предоставление и изъятие. Предоставление в пользование и в аренду. Передача в собственность. Предоставление и изъятие – технически одно действие. Юридически два. Представление – совокупность действий, направленных на возникновения права. Изъятие – совокупность действий, направленных на прекращение права. Изъятие может быть как для рационального использования. А может выступать в роли наказания. Предоставление и передача с предварительным согласованием или нет. Предварительное согласование было введено дл выбора участка. Сейчас выбора нет. Изъятие у колхозов и совхозов возможно было с решением общего собрания.
6.Землеустройство – совокупность предусмотренных в законодательстве мер, направленных на рациональное использование земель. Имеет принципиальный вопрос, т.к. связано с целевым использованием земель. Техническое, экономическое мероприятие, правовое понятие. Т.к. процесс землеустройства определяет правовой статус земельного участка. Проект землеустройства утверждает собственник, проверяется уполномоченными органами – экспертиза землеустройства. Межхозяйственное землеустройство – в пределах одного участка (доли).
7.Земельный контроль и надзор.
8.Разрешение споров в административном порядке.
Кадастр – совокупность сведений о природном, хозяйственном (экономическом) и правовом положении природных объектов.
Контроль: Росреестр, Минприроды, Минсельхоз.
Соглашение между областью и городом – посмотреть.
Вопросы. Объяснить зачем и почему.
Управление – генеральный институт, включающий несколько подинститутов.
Охрана земель – меры и требования по охране земель, предусмотренные в законодательстве.
Содержание:
· Меры
· Требования
· Контроль
· Ответственность
Спецификация видов охраны земель, классификация
· По целевому назначению
· В зависимости от стадии эксплуатации
· В зависимости от вида пользования: в процессе лесопользования, в процессе водопользования, недропользования (отходы занимают территорию сопоставимы с территорией отдельных европейских государств), в процессе пользования животным миром (животные могут нанести урон сельскому хозяйствованию).
Проблемы:
Нет видов правонарушений.
Административная ответственность: множество органов, некомпетентность, проблемы с санкциями и т.д.
Институт общей части подразумевает как объект весь земельный фонд вне зависимости от собственника.
Особенная часть предполагает деление по целевому использованию.
Особенности правового режима земель с/х назначения.
Особенность субъекта:
· Занятые производством товарной с/х продукции (не явл-ся ЮЛ, но обладают правами ЮЛ);
· Те кто использует с/х продукцию для удовлетворения собств потребностей.
Особенность объекта:
· с/х угодья (пашни, сенокосы, виноградники) – земля как основное средство производства;
· Строения, сооружения – все, что способствует производству. Производственный базис – предприятия по первичной переработке с/х продукции.
Особенность использования земель с/х назначения.
Обеспечение сохранения кол-ва и качества с/х угодий. Увеличение. Например, за счет земель запаса, лесного фонда, промышленности. Земли можно ухудшить, слишком много используя минеральные удобрения, путем заболачивания (чрезмерным орошением), применением неправильных технологий (чередование культур, отдых).
Землеустройство предусматривает в т.ч. чередование оборота посева.
Охрана: сохранение наиболее ценных земель, они не должны подлежать изъятию. А в целом изъятие земель с/х назначения производится только, если переводятся в другую категорию и нет других земель.
Правовая охрана, особенности:
· Большая часть должна быть средством производства, лишь небольшая часть должна быть пространственным базисом;
· Управление производится государственным органом власти;
· Главная функция – контроль.
Земли населенных пунктов, состав.
Земли городов, земли ПГТ, земли сельских населенных пунктов.
Состав земель городов:
· земли жилой и другой застройки;
· земли общего пользования (парки, улицы, бульвары, свалки, кладбища) – характеризуются запретом их застройки, за исключением, если застройки требует целевое назначение (например, крематорий – капитальное строение, но на землях общего пользования), можно возводить только временные сооружения, не подлежат приватизации; предоставляются только в аренду
· земли промышленности и транспорта;
· земли городских лесов;
· земли с/х использования – находятся в городской черте, попадают под генплан.
Земли городов – все земли в пределах городской или поселковой черты. Принципиальное значение имеет черта населенного пункта. Отличается от границы МО – граница МО шире. В земли МО входят земли всех категорий. В пределах черты города – только земли населенных пунктов. В идеале, они должны быть совмещены.
Особенность правового режима земель населенных пунктов:
· большая часть этих земель – пространственный базис для жилой застройки
· ведущая роль в управлении ОМУ
· основная функция – соблюдение генплана.
Ч т. зр. ООС разница между землями: в городах аспект экологической безопасности населения, охраны жизни и здоровья. На землях с/х назначения охрана объектов природы.
Рациональное использование земель с/х назначения: меньше затрат, больше продукции.
Земель городов: больше озеленения, земель общего пользования, меньше промышленных земель и т.д.
В землях населенных пунктов основная проблема – нерационального использования. Даже когда присоединяться земли лесного фонда, они становятся землями населенных пунктов, затем переводятся в земли застройки и вырубаются. Чтобы сохранить леса, необходимо включать в земли ООТ.
Земли промышленности, транспорта.
1. Понятие и особенности правового режима.
2. Состав.
3. Особенности субъектов.
4. Особенности объектов.
5. Особенности использования. Понятие рационального использования.
6. Особенности охраны.
Особенность:
· Земли специального назначения. Включают все земли, иные, специальные, особенные;
· Правовой режим подчинен режиму земель с/х назначения, т.к. как кол-во земель категории с/х назначения зависит от количества земель пром-ти и транспорта. Цель этих земель – осуществление иной деятельности.
· Правовой режим разный – это их объединяет.
Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Особенность субъектов: граждане, ЮЛ, РФ, субъекты РФ.
Состав:
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Особенность объекта:
· Наличие санитарных и охранных зон – находятся на чужой территории, пользователи ограничены в пользовании (например, около аэропортов могут быть сады, но не должно быть свалок, чтобы не было птиц);
· Полосы отвода (пронизывают все категории земель, только в населенных пунктах переходят в категорию пром-ти и транспорта);
Рациональное использование: экономия территории, рекультивация земель.
Проблемы: сокращение площадей, уменьшение размеров пром. площадок, сокращение земель занятых отходами.
Земли лесного фонда.
Земли водного фонда.
Правовой режим земель использования, охраны подчинены режимы лесов и вод.
Сами по себе эти земли входят в земельный фонд. Правовой режим определяется:
· К земельному фонду
· Обслуживают объект.
Земли лесного и водного фонда – это земли занятые объектами. Земли водного фонда - . Земли лесного фонда и водного фонда – не подлежат приватизации.
Земли гос.запаса – сейчас это в основном никому не нужные земли.
Сделки с землей.
Понятие
Законодательство
Виды сделок с землей
Основные требования, предъявляемые к сделкам с землей (эколого-правовые)
1. Сделки – одно из правовых оснований возникновения и прекращения прав на ЗУ.
2. Законодательство:
· Земельное законодательство на первом месте, т.к. содержание – земельное право.
· Гражданское.
· Экологическое, т.к. земля связана с другими объектами природы.
· Градостроительное.
· Жилищное.
· Административное, финансовое и все остальные.
3. Виды сделок: купля-продажа, мена, ипотека, сервитут…переуступка прав.
Земля может быть объектом сделок только на титуле собственности, аренды.
4. Земельно-правовые, эколого-правовые требования:
· Сохранение правового режима;
· Сохранение целевого назначения;
·
В качестве недвижимого имущества ЗУ наделен правовым качеством – оборотоспособность.
Оборотоспособность – возможность ЗУ свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правоприемства (наследование, реорганизацию ЮЛ) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Ограничение или изъятие из оборота – утвержденные законом условия, при котором ЗУ не может переходить в собственность установленных субъектов, а также не может быть объектом сделок.
Объектами сделок могут быть только ЗУ не изъятые из оборота.
Лица, имеющие в собственности ЗУ, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться иным образом, т.к. соответствующие земли не исключены из оборота.
Купля-продажа ЗУ – основывается на нормах ЗК и ГК РФ.
Посмотреть то, без чего не может быть сделки. Особенность содержания сделок.
Земельный контроль.