И других государств Центральной и Восточной Европы

Как и в Российской Федерации, законодательство об окружающей среде в государствах - бывших республиках СССР находится в стадии формирования. В них приняты новые конституции и новые законы в сфере взаимодействия общества и природы.

Объем регулирования экологических отношений в конституциях различен. Так, охрана окружающей среды и природопользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г. Она признает право своих граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Кроме того, каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение (ст. 50). С правом граждан соотносится обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины, преодолевать последствия чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа (ст. 16). Таким образом, в Конституции Украины закреплена экологическая функция государства.

Конституция Республики Казахстан, принятая на референдуме 30 августа 1995 г., содержит лишь публичное заявление о том, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31). При этом экологические права граждан не устанавливаются.

В определенной степени совпадают подходы этих государств к регулированию отношений собственности на природные богатства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности. Согласно ст. 13 Конституции Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, определяемой Конституцией. Кроме того, Конституция Украины гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).

В государствах СНГ идет активный процесс законотворчества. В Казахстане, например, приняты: Закон "Об охране окружающей природной среды" (1991, 1997 гг.); Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" (1992 г.); Земельный кодекс (1990 г.); Кодекс "О недрах и переработке минерального сырья" (1992 г.); Лесной кодекс (1993 г.); Водный кодекс (1993 г.); "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира " (1993 г.), Закон "Об экологической экспертизе" (1997 г.), Закон "Об особо охраняемых природных территориях" (1997 г.).

Систему экологического законодательства Украины образуют Закон "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.); Земельный кодекс (1990); Закон "О природно-заповедном фонде Украины" (1992 г.); Закон "О плате за землю" (1992 г.); Закон "Об охране атмосферного воздуха" (1992 г.); Закон "О животном мире" (1993 г.); Лесной кодекс (1994 г.); Кодекс "О недрах" (1994 г.); Закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.); Водный кодекс (1995 г.).

В Республике Беларусь наряду с Законом "Об охране окружающей среды" действуют Кодекс "О земле", Кодекс "О недрах", Лесной кодекс, Водный кодекс.

Как и в Российской Федерации, в ряде государств - Белоруссии, Казахстане, Украине, других - ведется подготовка Экологического кодекса.

Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и другие государства СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 80-е годы в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие законов, которых недостает в прежней системе экологического законодательства, а во-вторых, гармонизация с законодательством Европейского союза. В этом, в частности, проявляется их тенденция к вхождению в европейское правовое пространство.

Раньше, чем в России, в этих государствах были созданы министерства охраны окружающей среды. Взаимодействуя с другими государственными структурами на национальном и местном уровне, они решают проблемы окружающей среды.

В условиях перехода к рыночной экономике эта группа государств испытывает объективные трудности, связанные с дефицитом финансовых средств, необходимостью модернизации производств с учетом более высоких экологических требований и т.п.

Наши рекомендации