Источники экологического права
Понятие и предмет экологического права.
Экологическое право – самостоятельная отрасль права в правовой системе РБ, которая имеет комплексный характер и представляет собой систему норм, регулирующих разнородные взаимосвязанные между собой общественные отношения, объединенные определенной сферой правового регулирования. Комплексный характер ЭП проявляется в том, что в его предмет входят общественные отношения, которые являются экологическими по содержанию (возникают по поводу окружающей среды), по форме могут быть отнесены к иным отраслям (конституционному, гражданскому праву).
Метод правового регулирования ЭП состоит в сочетании государственного (императивного) регулирования в сочетании с определенной самостоятельностью при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (диспозитивный).
ЭП включает в себя:
1) Общая часть (отдельные эколого-правовые институты: концепция государственной политики, источники, экологическая экспертиза, механизмы эколого-правового регулирования (нормирование окружающей среды)).
2) Особенная часть (правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов, правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности).
3) Специальная часть (международно-правовая охрана окружающей среды).
Источники экологического права
Экологическое законодательство в силу комплексного характера включает в себя несколько уровней и групп.
1. Уровень: нпа экологического содержания, принятые с целью: 1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство); 2) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (природоохранное законодательство). Природоресурсное законодательство включает в себя самостоятельные подотрасли: земельное, о недрах, водное, лесное, о растительном мире, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя. Природоохранное законодательство призвано обеспечить экологическую безопасность: проведение государственной экологической экспертизы, обращение с отходами, безопасность генно-инженерной деятельности.
2. Уровень: составляет «экологизированные» нормы и нпа, в которых они содержатся – это нормы иных отраслей права, регулирующие экологические отношения в комплексе с экологическими нормами (такие нормы содержатся в гражданском, уголовном, административном, финансовом законодательстве).
3. Уровень: нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающие среды.
Систему экологического законодательства объединяет Закон «Об охране окружающей среды».
2. Конституция РБ устанавливает конституционные основы экологических прав граждан, закладывает экономическую основу экологических отношений, определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Конституционные основы экологических прав граждан закреплены в гл. 2 Конституции (ст. 24, 34, 35, 36, 37, 40, 45, 46, ст. 13 исключительная государственная собственность на недра, воды и леса, ст. 44 – равная защита условия развития всех форм собственности).
3.Закон РБ «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основная задача закона состоит в обеспечении научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Закон наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия.
4. Конвенция принята под эгидой экономического и социального совета ООН на конференции комитета экологической политики европейской экономической комиссии 23-25 июня 1998 года в г. Орхус (Дания). Вступила в силу 30 октября 2001 года. В РБ утверждена указом президента РБ от 14 декабря 1999 года № 726.
Конвенция на уровне международного документа определяет основные права граждан в экологической сфере, необходимые для содействия защите права каждого человека, нынешнего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду:
1) Право на доступ к экологической информации
2) Право на участие в принятии экологически значимых решений
3) Право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Конвенция объявляет, что принцип устойчивого развития, провозглашенный в Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, может быть реализован только путем активного взаимодействия общественности и государственных органах в условиях демократии.
Предмет конвенции – это взаимоотношения общества и государства по поводу состояния окружающей среды, поэтому в отличие от множества международных норм, устанавливающих обязательства государств друг перед другом, она охватывает обязательства, которые государства несут перед общественностью своих стран. Конвенция предоставляет публичные права гражданам и налагает на государство обязательства по обеспечению триады прав:
1) Доступ к экологической информации
2) Участие общественности в процессе принятия решений
3) Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
5.Согласно ст. 8 Конституции РБ, РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу, являются частью действующего на территории РБ законодательства. Если вступившим в силу международным договором РБ установлены иные нормы охраны окружающей среды, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются нормы международного договора.