Экологический аспект регионального развития с элементами идеологического, правового и других аспектов
Первое место в России по промышленному производству (добыче нефти) и по производству электроэнергии имеют оборотную сторону – мощное техногенное воздействие на природную среду и снижение ее качества.
Основные экологические проблемы, стоящие на пути устойчивого развития территории.
- высокая степень техногенного воздействия на все компоненты природной среды округа и вместе с тем неуклонный рост общей площади нарушенных и загрязненных земель при низких темпах их восстановления;
- проблемы проектирования, недостаточное внедрение новых ресурсосберегающих технологий,
- слабая действенность систем предотвращения и снижения негативного воздействия на природную среду;
- проблемы сохранения качества окружающей природной среды на лицензионных участках недр и в целом на территории автономного округа;
- проблемы законодательно-правового регулирования в вопросах обеспечения экологической безопасности;
-разбалансированность государственной системы управления природопользованием, государственного экологического контроля, недостаточная системность и развитость природоохранных структур внутри нефтегазодобывающих предприятий.
Среди характеристик высокой степени техногенного воздействия можно выделить следующее:
растущий уровень добычи нефти и развитие нефтепромышленной инфраструктуры;
рост аварийности на нефтепромысловых и магистральных трубопроводных системах;
проблема утилизации попутного нефтяного газа;
загрязнение атмосферного воздуха,
увеличение загрязнения водных объектов;
загрязнение земель, снижение объемов рекультивации нефтезагрязненных земель,
накопление производственных отходов, низкая степень утилизации образующихся отходов,
угнетение среды обитания животного и растительного мира.
Основные меры, предпринимаемые органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в целях устойчивого развития территории можно обозначить следующим образом:
1. Разработана и принята «Концепция экологической безопасности Югры» - нормативно-правовой документ ее определяющий - распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 апреля 2007 г. N 110-рп «О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».
2. Реализация природоохранной политики, регулирование природопользования, осуществление превентивных мер, в т.ч. в сфере сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, водных объектов и иных объектов охраны окружающей среды.
3. Разработка региональной нормативно правовой базы в области природопользования и охраны окружающей среды. Важными являются такие документы, как:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от18 апреля 2007 года 31-оз;
Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 26 февраля 2007 года N 4-оз (с изменениями на 18.04.2007 г);
Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 3 мая 2000 года N 21-оз (с изменениями на 18.04.2007 г);
Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О недропользовании» от 18 апреля 1996 года N 15-оз (в ред. Законов ХМАО – Югры от 31.12.2004 N 94-оз, от 24.11.2006 N 117-оз, от 27.03.2007 N 29-оз)
и другие нормативные акты.
4. Разработка, и выполнение программ социально-экономического развития автономного округа, финансирование природоохранных мероприятий. Известны такие программы, как:
4.1. Целевая программа «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005 – 2010 годах»
Данную целевую программу обеспечивает Закон ХМАО – Югры от 18.02.2005г. № 9-оз (ред. от 16.10.2006г.) «О целевой программе ХМАО – Югры «Оздоровление экологической обстановки в ХМАО – Югре в 2005 – 2010 годах», Законом ХМАО – Югры № 122-оз от 06.12.2005г. (ред. от 16.12.2006г.), ежегодный окружной закон «О бюджете ХМАО – Югры …», а также постановления Правительства ХМАО – Югры «О перечне строек и объектов …».
4.2.Областная целевая программа «Сотрудничество»
В целях реализации ОЦП «Сотрудничество» Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа своим Постановлением от 14.03.2006 №156/СГ «О механизме реализации мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» определил Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа уполномоченным органом по реализации мероприятий раздела 3 «Организация и осуществление проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».
4.3.Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
В план мероприятий по реализации I этапа Программы автономного округа «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» вошло мероприятие: «Разработка Концепции по обеспечению экологической безопасности автономного округа», ответственным исполнителем по которому является Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа.
Средства федерального бюджета на реализацию природоохранных мероприятий автономного округа не привлекались в виду прекращения реализации федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России 2002-2010 годы», согласно решения Правительства РФ от 23.06.2005г. протокол № 25.
5. Организация взаимодействия органов государственной власти при осуществлении контроля за состоянием производственной инфраструктуры и предупреждения аварийных разливов нефти.
Региональное нормативно-правовое обеспечение в данной сфере составляют:
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.04.2004 № 171-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в редакции Постановления Правительства автономного округа от 17 апреля 2006 Г. N 77-П.
В округе создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в состав которой входят представители таких служб автономного округа, как:
1. Департамент гражданской защиты населения
2.Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам
3. Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности
4. Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре, а также федеральных структур, таких как:
- Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по ХМАО-Югре;
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре.
6.Организация ведения систем локального экологического мониторинга на лицензионных участках недр.
Региональное нормативно-правовое обеспечение: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа "Об утверждении требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории ХМАО" от 29.07.2003 № 302-П., Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п «Об утверждении регионального норматива «Предельно допустимый уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа».
В ведении локального экологического мониторинга на лицензионных участках недр участвуют 66 компаний-недропользователей. Проектированием и ведением экологического мониторинга охвачено 305 лицензионных участков. Количество пунктов наблюдений 6188, из них пунктов наблюдения за атмосферным воздухом – 2360, поверхностными водами 1665, за почвами – 1432, донными отложениями -440. В 2006 году количество измерений загрязняющих веществ в 5 средах составило 68933.
7. Организация и осуществление государственного экологического контроля.
Осуществление государственного экологического контроля в автономном округе базируется на следующих нормативно правовых актах:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об административных правонарушениях» 30 апреля 2003 года N 24-оз (в ред.. законов ХМАО – Югры от 08.10.2004 N 51-оз, от 12.10.2005 N 75-оз, от 11.01.2006 N 3-оз, от 20.02.2006 N 15-оз, от 10.10.2006 N 97-оз, от 16.12.2006 N 131-оз, от 18.04.2007 N 35-оз).
Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2002 № 78 «О специально уполномоченном огране в области государственного экологического контроля» (в ред.Постановления Губернатора ХМАО от 12.01.2004 №1).
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 Февраля 2007 Г. N 27-П «О вопросах исполнения норм Водного кодекса Российской Федерации»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.12.2004 №466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».
На учёте в Департаменте в 2006 году находилось 17 360 предприятий. За отчётный период в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного экологического контроля Департаментом проведено 3561 проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе 678 совместных проверок с другими природоохранными органами. По результатам контрольных мероприятий выявлено 3202 нарушения. Большую часть из них составляют несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления – 1294 нарушения и загрязнение земель нефтью, нефтепродуктами и минерализованной водой – 750 нарушений.
8. Образование особо охраняемых территорий регионального значения. Создание и ведение Красной книги автономного округа.
Всего в округе создано и действует 26 особо охраняемых природных территорий на площади 3738,4 тыс.га или 6,3% территории округа.
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории автономного округа, было принято постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «Об учреждении Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа» от 28.10.1999 № 439 в редакции Постановления Ханты-Мансийского автономного округа от 06.12.2002 № 233. Красная книга автономного округа является официальным документом, содержащим свод систематически обновляемых сведений о распространении состояния редки и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, обитающих и произрастающих на территории автономного округа. В Красную книгу автономного округа внесены 71 вид животных, 140 видов растений 16 видов грибов.
9. Развитие системы экологического образования и просвещения.
Региональное нормативно-правовое обеспечение развития системы экологического образования и просвещения:
Закон автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа» от 22.06.02 года № 56-оз;
Закон автономного округа «О программе «Экологическое образование населения ХМАО на период до 2005 года» утвердил программу НЭО (II этап) от 04.12.01 года № 90-оз;
Закон автономного округа «О региональном (национально- региональном компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре» от 16.03.2005г.№ 2134.
10. Ведение работы по формированию экологической культуры населения.
Югра выступила организатором Международной экологической акции «Спасти и сохранить», которая проходит под патронатом ЮНЕСКО, под эгидой Международной Ассоциации «Северный форум», в том числе и в рамках российского движения «Природолюбие без границ». В 2007 году Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» пройдет в пятый раз.
Экологические проблемы, накопившиеся за более чем 40-летний период освоения территории автономного округа, не могут быть решены силами одного субъекта РФ, даже такого, как Ханты-Мансийский автономный округ. Необходимо формирование правовых условий и механизма природопользования, обеспечивающего возврат средств и поддержку энергетического потенциала территории. Речь идет, прежде всего, о действенном эколого-экономическом механизме регулирования недропользования.