Отчет о производственной практике
Тамбов 2015 г.
Дневник студентки
1 курса магистратуры Института природной среды и спортивных технологий
Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина
Гребенниковой Елены Владимировны
По производственной практике.
База практики – Центр эколого-фаунистических исследований.
Режим работы – с 8:00 до 16:00 часов без перерыва.
Выходные дни – суббота, воскресенье.
Деятельность организации ЦЭФИ.
15 мая 2007 года в ТГУ в рамках национального образовательного проекта создан Центр эколого-фаунистических исследований (ЦЭФИ). Основной целью деятельности Центра является содействие созданию региональной системы непрерывного образования и повышению качества подготовки специалистов-зоологов.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• Ремонт и модернизация лабораторий, задействованных в работе Центра эколого-фаунистических исследований.
• Увеличение числа учебных дисциплин, в которых используются современные компьютерные технологии при подготовке специалистов-зоологов для региона в системе непрерывного образования.
• Увеличение числа учащихся профильных классов, студентов и аспирантов, участвующих в выездных полевых практиках.
• Разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры, использующихся при подготовке специалистов-зоологов.
• Создание электронных баз данных, используемых в системе непрерывного образования в области зоологии и экологии.
• Привлечение сотрудников и студентов к выполнению научно-исследовательской работы на базе оборудования кафедры зоологии.
• Расширение круга учреждений-партнеров, обеспечивающих успешное функционирование модели региональной системы непрерывного педагогического образования.
• Увеличение числа преподавателей и аспирантов, прошедших повышение квалификации по направлениям «Информационные технологии в учебном процессе», «Экология и рациональное природопользование».
• Заключение договоров на оказание инновационно-образовательных услуг в области эколого-фаунистических исследований.
• Увеличение числа публикаций и докладов по проблемам зоологии и экологии, выполненных на базе Центра эколого-фаунистических исследований.
Работа ЦЭФИ осуществляется по трем основным направлениям: непрерывное образование, научные исследования и инновационно-образовательная деятельность.
Материально-технические ресурсы ЦЭФИ во многом основываются на базе бывшей кафедры зоологии, сформировавшейся еще в советский период. Это оборудование в настоящее время в значительной степени устарело и уже совершенно не соответствует современным потребностям учебной и научно-исследовательской работы зоологов. Поэтому в последние годы ведется планомерная работа по модернизации оборудования. При этом преимущественно используются средства грантов и хоздоговоров. Национальный проект «Образование» открыл перед зоологами ТГУ новые возможности в этом направлении.
Кадровый потенциал ЦЭФИ складывается из опытных преподавателей-зоологов и молодых талантливых исследователей – аспирантов и студентов.
Одна из важнейших задач ЦЭФИ – повышение квалификации преподавателей и сотрудников, подготовка молодых кадров. Этому аспекту работы уделяется самое пристальное внимание.
В 2007 году в ходе реализации инновационной программы «Непрерывное образование» тамбовские зоологи (доценты Г.А. Лада, А.С. Соколов, аспирантка М.В. Резванцева) прошли краткосрочные курсы повышения квалификации в Центре переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров по естественнонаучным направлениям Санкт-Петербургского государственного университета.
Одним из важнейших направлений работы ЦЭФИ является проведение научных исследований с привлечением преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов.
Отдельно упомянем о взаимодействии с международным сообществом. Тесные научные связи объединяют ЦЭФИ с Национальным научно-природным музеем НАН Украины (Киев) во главе с директором музея, Президентом Украинского герпетологического общества Е.М. Писанцом. Совместные экспедиции и публикации объединяют нас с сотрудниками Института зоологии Республики Беларусь (Минск) (Р.В. Новицкий и Е.В. Корзун), Харьковского национального университета (Д.А. Шабанов, А.В. Коршунов, А.И. Зиненко), Луганского национального университета (В.П. Форощук).
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.
В последние десятилетия все более расширяется воздействие человека на окружающую среду. В связи с хозяйственной деятельностью (распашкой земель, выпасом скота, осушением болот, строительством городов, автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов) происходит все большее отчуждение территорий, занятых естественной растительностью.
Традиционно считается, что главную роль в лесных экосистемах играют зеленые растения. Они являются продуцентами - организмами, образующими массу органического вещества из неорганических веществ с использованием энергии солнечного света. Кроме того, целый ряд видов растений является видами-эдификаторами, определяющими облик самого биоценоза. Вместе с тем значение животных в данных сообществах не менее велико. Питаясь готовым органическим веществом, они выполняют роль консументов и детритофагов. При этом через них как полноправных участников трофических цепей и сетей проходит поток энергии и круговорот веществ в экосистеме. Животные также участвуют в таких важных процессах, как опыление и расселение растений, формирование и сохранение структуры и состава почвы и т.д.
Наиболее крупными и заметными обитателями леса являются позвоночные (Vertebrata) - земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Представители этого подтипа являются характерными обитателями лесов Тамбовской области.
Город, как среда обитания животных отличается от природных экосистем рядом особенностей. В первую очередь - разнообразием городских местообитаний и их мозаичностью, присутствием человека, который является фактором беспокойства и влияет на поведение животных, обитающих в городе (Константинов, 1990).
Птицы (Aves) - наиболее заметная группа позвоночных, что обусловлено их высоким видовым разнообразием, подвижностью и активной звуковой коммуникацией.
Врановые - одни из наиболее распространенных, и наиболее интересных птиц. Многие люди, к сожалению, относятся к ним с предубеждением. В то же время, люди очень мало знают об этих птицах, многие, например, и не подозревают, что ворон и ворона - это не самка и самец, а разные виды птиц. Врановые - это одни из самых «умных» птиц, с очень высокоразвитой центральной нервной системой, сложным поведением, с проявлением элементов рассудочной деятельности и сложным уровнем высшей нервной деятельности. «Кто не признает за животными ума, пусть подольше наблюдает ворона» - писал Брэм.
Вра́новые, или во́роновые(лат. Corvidae) — широко распространённое семейство птиц отряда воробьинообразных, включающий в себя такие виды, как обыкновенный во́рон, чёрная и серая воро́ны, грач, галка, обыкновенная и голубая сороки, сойка, кукша. Семейство состоит из более чем 120 различных видов птиц, представленных практически на всех континентах. Птицы среднего или крупного размера, имеют заметное внешнее сходство. Это птицы плотного сложения, большеклювые и большеголовые. Клюв довольно длинный и крепкий, прямой или слегка изогнутой формы.
Крылья - широкие и короткие, удлиненные с заостренной вершиной.
В основном оперение плотное, а у некоторых видов рыхлое.
Самцы по размерам крупнее, чем самки. Гнездятся птицы одиночными парами или колониями. Некоторые пары сохраняются в течение нескольких лет.
Птицы сооружают массивные гнезда из веток и мягкой выстилкой внутри. Располагаются они на деревьях, скалах, в кустах, дуплах и трещинах обрывов.
Кладка состоит из 2 - 7 яиц. Окраска бывает зеленоватого цвета или голубоватого с коричневыми крапинками. Инкубация продолжается от 16 до 22 дней. У большинства видов высиживанием и выкармливанием птенцов занимаются оба родителя.
В возрасте трех - пяти недель птенцы покидают гнездо, но еще какое - то время держатся возле родителей, подкармливающих их.
Семейство врановых распространено почти по всему миру, кроме юга Южной Америки, Антарктики и Центральной Австралии. Если присмотреться к ним повнимательнее, то можно заметить, что эти птицы отличаются удивительно гармоничным и пропорциональным телосложением, без «излишеств».
У многих представителей семейства оперение чёрное, но есть и ярко окрашенные виды. Большинство птиц относятся к насекомоядным, а некоторые виды - всеядны.
Издавна поселяясь у жилья человека, они проявляют различную степень синантропности. В последние годы численность синантропных популяций врановых резко возросла в десятки раз. Основные причины современной экспансии врановых - улучшение кормовой базы за счет увеличения количества доступных пищевых отбросов и общего роста антисанитарии населенных пунктов, оптимизация условий гнездования в связи с ростом полезащитных лесных полос, интенсивным озеленением жилых районов крупных городов и созданием зеленых зон, благожелательное отношение горожан к врановым, которое простирается вплоть до организации специальной подкормки. Все это наложилось на исключительную экологическую пластичность врановых птиц, позволяющую им быстро осваивать новые условия существования (новые виды кормов, совместная ночёвка с голубями), и резко возросшую агрессивность по отношению к другим видам. Это увеличило их отрицательное значение в сельском, охотничьем и коммунальном хозяйствах, на зверофермах и животноводческих комплексах, в электроэнергетике и вблизи аэродромов, они стали играть заметную эпидемиологическую роль (Скрылёва, 1995). Многие люди, к сожалению, относятся к врановым с предубеждением, многие считают их непривлекательными, обыденными, и даже вредными.
Но в природе не существует «вредных» видов, природа не создает ничего лишнего, вредного, ненужного. А понятие о «вредных» и «полезных» видах ввели люди, чтобы оправдать собственные хищнические инстинкты, варварское и потребительское отношение к природе. Что же касается непривлекательности, то это только оттого, что Вы никогда к ним не присматривались. Присмотритесь к обыкновенной серой вороне - насколько красивое и гармоничное у нее сложение, неброский, но красивый строгий наряд из сочетания серых и черных тонов, насколько она умна, хитра, сообразительна. А ворон, извечный герой мифов и легенд - величественная, гордая, красивая, мудрая птица. А сорока с ее ярким черно-белым оперением с зеленоватым и фиолетовым отливом - по красоте она не уступает тропическим птицам. В общем, присмотритесь к врановым, и Вы не сможете их не полюбить...
Врановые быстро и легко обучающиеся птицы, служат удобным объектом зоопсихологических исследований.
Врановые выступают в роли естественных регуляторов численности вредных насекомых. Уничтожая вредных насекомых и мышевидных грызунов они приносят несомненную пользу. Эти птицы являются заботливыми родителями и самоотверженно защищают гнездо и птенцов от врага. В домашних условиях все виды врановых птиц становятся настоящими пернатыми друзьями. Хотя в домашних условиях они содержатся редко, в основном из-за своих крупных размеров, но в то же время это интереснейшие птицы для домашнего содержания. Сложное и разумное поведение, высокая способность подражать человеческой речи, практическая всеядность - только некоторые причины, по которым эти птицы представляют интерес в качестве домашних питомцев.
МЕТОДИКА РАБОТЫ.
При сборе фактического материала использовала общепринятые методики полевых исследований. При помощи полевого бинокля обнаруживала места скопления врановых птиц, которые отмечала на плане г. Моршанска. Пешими и автомобильными маршрутами были обследованы места гнездовий, кормёжек и ночёвок. Здесь неоднократно проводила визуальные учёты, фотографирование мест гнездования, собравшихся на ночёвку и кормёжку птиц. Затем на этих фотографиях, выводимых на монитор, подсчитывалось количество птиц и гнёзд. Протяжённость пройденных маршрутов определялась с помощью шагомера и масштаба плана города. Определяла видовой состав деревьев, которые врановые птицы используют для строительства гнёзд.
Для определения птиц в естественной среде мной использовались определители позвоночных животных (Будниченко и др., 1964; Кузнецов, 1974). В ходе работы на территории города зарегистрировано 4 вида врановых птиц: грач - Corvus frugilegus L., серая ворона - Corvus comix L., галка - Corvus monedula L., обыкновенная сорока - Pica pica L.
Грач - Corvus frugilegus.
Величиной грач почти с ворону, но слегка стройнее и легче ее. Длина его тела 45—48 см, масса 376—434 г. Оперение сине-черное. У взрослых птиц вокруг клюва голая грязно-белая кожа. Населяет светлые леса и парки от западных границ до Приамурья. Голос - хриплое «краа». От других крупных врановых отличается белой кожей вокруг клюва. Это единственная перелетная птица из врановых, живущих на территории России.
«Серая ворона - Corvus cornix.
От других родственных видов легко отличается двухцветной окраской. Голова, горло, крылья и хвост у нее черные, а остальное оперение темно-серое. Птица довольно крупная: длина тела 45—51 см, масса 500—700 г. Ворона всеядная птица.
«Галка - Corvus monedula.
Галка— некрупная птица вороньего облика. Величиной галка заметно мельче вороны: длина тела 34,2—35,5 см. а масса чуть меньше 200 г. Оперение черное, верх головы и шеи серый, глаза белые. Населяет города и поселки, рощи и парки от западных границ до Алтая. Голос - звонкое «каа-каа». Довольно легко определяется по характерному оперению.
Галки очень общительны, с весны до осени держатся вместе с грачами.
После отлета грачей галки присоединяются к стаям серых ворон. Вместе с ними ночуют на высоких деревьях в городских парках и дворах. С рассветом летят за городскую черту, кормятся на свалках и рыщут по обочинам дорог. Отходы с помоек в зимнем питании галок играют очень существенную роль.
Сорока - Pica pica.
Сорока обыкновенная— одна из самых известных птиц в семействе врановых, длиннохвостая, черно-белая. Длина тела около 50 см, из которых половина приходится на хвост, масса 250 г. Встретить сороку можно почти везде — и в лесу, и в поле, и в поселке. Но легче всего ее отыскать среди зарослей ивняка или ольшаника в долинах рек и на берегах озер и болот, а также на лесных опушках с густым подлеском.
Сорока всеядна.
Практическая ценность работы.Материалы работы могут быть использованы при планировании мероприятий по регулированию численности врановых птиц в пределах г. Моршанска.
Целью моего исследования является изучение распределения, определение численности и экологии вранорвых в г. Моршанске.
В заключении выражаю глубокую благодарность научному руководителю д.б.н. Емельянову Алексею Валерьевичу, а также всем кто помогал при сборе и обработке материала!
ДНЕВНИК.
Дата | Перечень работ по заданию | Подпись |
09.02.2015 | Знакомство с ЦЭФИ. | |
10. 02.2015 | Ознакомление с техникой безопасности и графиком работы центра. | |
11. 02.2015 | Работа в ЦЭФИ. | |
12. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
13. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
14. 02.2015 | Выходной. | |
15. 02.2015 | Выходной. | |
16. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
17. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
18. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
19. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
20. 02.2015 | Работа с литературными источниками. | |
21. 02.2015 | Выходной. | |
22. 02.2015 | Выходной. | |
23. 02.2015 | Выходной. | |
24. 02.2015 | Работа с методикой исследования. | |
25. 02.2015 | Обработка полученных результатов. | |
26. 02.2015 | Работа с методикой исследования. | |
27.02.2015 | Обработка полученных результатов. | |
28.02.2015 | Выходной. | |
01. 03.2015 | Выходной. | |
02. 03.2015 | Выбор маршрутов. | |
03. 03.2015 | Выход на маршруты. | |
04. 03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
05.03.2015 | Работа с литературными источниками. | |
06. 03.2015 | Работа с литературными источниками. | |
07. 03.2015 | Выходной. | |
08. 03.2015 | Выходной. | |
09. 03.2015 | Выходной. | |
10. 03.2015 | Выход на маршруты. | |
11. 03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
12. 03.2015 | Работа с литературными источниками. | |
13.03.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
14. 03.2015 | Выходной. | |
15. 03.2015 | Выходной. | |
16. 03.2015 | Выход на маршруты. | |
17. 03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
18. 03.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
19. 03.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
20. 03.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
21. 03.2015 | Выходной. | |
22. 03.2015 | Выходной. | |
23. 03.2015 | Выход на маршруты. | |
24. 03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
25. 03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
26. 03.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
27. 03.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
28. 03.2015 | Выходной. | |
29. 03.2015 | Выходной. | |
30. 03.2015 | Выход на маршруты. | |
31.03.2015 | Обработка полученных результатов. | |
01.04.2015 | Обработка полученных результатов. | |
02.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
03.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
04.04.2015 | Выходной. | |
05.04.2015 | Выходной. | |
06.04.2015 | Выход на маршруты. | |
07.04.2015 | Обработка полученных результатов. | |
08.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
09.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
10.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
11.04.2015 | Выходной. | |
12.04.2015 | Выходной. | |
13.04.2015 | Выход на маршруты. | |
14.04.2015 | Обработка полученных результатов. | |
15.04.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
16.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
17.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
18.04.2015 | Выходной. | |
19.04.2015 | Выходной. | |
20.04.2015 | Выход на маршруты. | |
21.04.2015 | Обработка полученных результатов. | |
22.04.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
23.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
24.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
25.04.2015 | Выходной. | |
26.04.2015 | Выходной. | |
27.04.2015 | Выход на маршруты. | |
28.04.2015 | Обработка полученных результатов. | |
29.04.2015 | Работа в ЦЭФИ. | |
30.04.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
01.05.2015 | Выходной. | |
02.05.2015 | Выходной. | |
03.05.2015 | Выходной. | |
04.05.2015 | Выходной. | |
05.05.2015 | Выход на маршруты. | |
06.05.2015 | Обработка полученных результатов. | |
07.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
08.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
09.05.2015 | Выходной. | |
10.05.2015 | Выходной. | |
11.05.2015 | Выходной. | |
12.05.2015 | Выход на маршруты. | |
13.05.2015 | Обработка полученных результатов. | |
14.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
15.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
16.05.2015 | Выходной. | |
17.05.2015 | Выходной. | |
18.05.2015 | Выход на маршруты. | |
19.05.2015 | Обработка полученных результатов. | |
20.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
21.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
22.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
23.05.2015 | Выходной. | |
24.05.2015 | Выходной. | |
25.05.2015 | Выход на маршруты. | |
26.05.2015 | Обработка полученных результатов. | |
27.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
28.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
29.05.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
30.05.2015 | Выходной. | |
31.05.2015 | Выходной. | |
01.06.2015 | Выход на маршруты. | |
02.06.2015 | Обработка полученных результатов. | |
03.06.2015 | Работа в ЦЭФИ. | |
04.06.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
05.06.2015 | Работа с литературными источниками и методическими пособиями. | |
06.06.2015 | Выходной. | |
07.06.2015 | Выходной. | |
08.06.2015 | Выход на маршруты. | |
09.06.2015 | Обработка полученных результатов. | |
10.06.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
11.06.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
12.06.2015 | Выходной. | |
13.06.2015 | Выходной. | |
14.06.2015 | Выходной. | |
15.06.2015 | Выход на маршруты. | |
16.06.2015 | Обработка полученных результатов. | |
17.06.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
18.06.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
19.06.2015 | Работа над темой дипломной работы, обработка полученных результатов. | |
20.06.2015 | Выходной. | |
21.06.2015 | Выходной. | |
22.06.2015 | Выход на маршруты. | |
23.06.2015 | Обработка полученных результатов. | |
24.06.2015 | Подготовка отчета по производственной практике. | |
25.06.2015 | Подготовка отчета по производственной практике. | |
26.06.2015 | Защита производственной практики. | |
27.06.2015 | Выходной. | |
28.06.2015 | Выходной. |
ХАРАКТЕРИСТИКА
Выдана студенту 1 курса магистратуры по специальности биология Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина Гребенниковой Елене Владимировне в том, что он в период с 9 февраля 2015 г. по 28 июня 2015 г. проходила производственную практику в Тамбовском государственно университете имени Г.Р. Державина на кафедре биологии.
За время прохождения производственной практики ознакомился с работой кафедры, проводила исследования по теме научно-исследовательской работе.
Во время практики зарекомендовал себя с положительной стороны, отмечены способности к самостоятельной работе. Все требования, предусмотренные планом работы, выполняла неукоснительно. Правила внутреннего трудового распорядка соблюдала. К выполнению отдельных поручений относился добросовестно, при этом проявляла инициативу. А также в общении был вежлив, тактичен, коммуникабелен.
По результатам практики Гребенникова Елена Владимировна заслуживает оценку «отлично».
Руководитель практики ________________д.б.н. Емельянова А.В.