Темы практических занятий. В настоящих методических указаниях приводятся вопросы

В настоящих методических указаниях приводятся вопросы, выносимые для изучения и обсуждения на практических занятиях по курсу «Экология», и список рекомендуемой литературы. Каждый студент, зная тему практического занятия, должен предварительно проработать учебную литературу по предлагаемым вопросам занятия.

Введение в экологию. Взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой

1. Предмет изучения, задачи и методы экологии

2. История развития экологии

3. Уровни организации живой природы. Область экологии

4. Развитие организма как живой целостной системы

5. Состав и структура экосистем.

6. Примеры антропогенных экосистем

7. Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с аграрной и индустриальной деятельностью человека

8. Почему каждому члену общества, особенно инженерно-техническим работникам, необходимы экологическая культура и экологическое образование?

Литература: [1, 12-42; 2, 5-11; 13, 16-69].

Природные ресурсы и принципы их рационального использования

1. Понятие о природных ресурсах, их классификация по разным признакам

2. Исчерпаемость природных ресурсов. Закон ограниченности природных ресурсов. Правило одного процента.

3. Земельные, лесные и водные ресурсы. В чем суть рационального использования земель и сохранения природной среды?

4. Полезные ископаемые, их группы. Комплексное использование минеральных природных ресурсов.

5. Топливно-энергетические ресурсы и их рациональное использование.

5. Альтернативные источники энергии.

6. Вторичные ресурсы. Утилизация отходов.

7. Ресурсный цикл.

8. Понятие о природопользовании. Типы природопользования. Основные законы природопользования.

9. Цели, принципы и методы рационального природопользования.

10. охрана и рациональное использование недр, рекультивация нарушенных территорий

Литература: [1, 243-248, 417-420, 459-471;].

Взаимодействие организма и среды

1. Понятие о среде обитания. Понятие среды в приложении к человеку. Отличие понятий «окружающая среда» и «природная среда».

2. Экологические факторы и их классификация.

3. Влияние физических и химических факторов среды на организмы.

4. Лимитирующие факторы.

5. Адаптация. Соответствие между организмами и изменяющейся средой. Экологическая пластичность вида.

6. Ресурсы живых организмов как экологические факторы.

7. Экологические ниши.

8. Толерантность. Законы толерантности (В. Шелфорд, Д. Одум).

9. Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Биологические ритмы.

10. Взаимодействие и компенсация факторов.

Литература: [1, 43-82, 2, 138-166].

Биосфера и человек

1. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и границы биосферы.

2. Живое вещество планеты. Свойства и функции живого вещества.

3. Круговорот веществ в природе как фактор устойчивости биосферы. Какие процессы лежат в основе круговорота элементов?

4. Опишите биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных элементов.

5. Каково влияние антропогенного фактора на круговорот кислорода, углерода, азота?

6. Целостность биосферы как глобальной экосистемы. Какие факторы определяют устойчивость и динамику развития биосферы?

7. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8. Эволюция биосферы. Происхождение и эволюция живого вещества на Земле.

9. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции.

10. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

Литература: [1, 151-226, 13, 168-194].

Антропогенные воздействия на биосферу. Превращения загрязнителей в окружающей среде

1. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу.

2. Классификация загрязнений по разным признакам.

3. Классификация химических загрязнителей, их источники и характеристика.

4. Физические загрязнители окружающей природной среды, их источники и типы.

5. Назовите приоритетные загрязнители атмосферы, гидросферы и литосферы по отраслям промышленности (в соответствии с вашей будущей специальностью) и укажите нежелательные последствия их попадания в окружающую среду.

6. Приведите схемы путей миграции веществ-загрязнителей, опишите поведение этих загрязнителей в воде, атмосфере и почве. Используя представление об экологической пирамиде, объясните явление биологического накопления (кумулирования) токсикантов в пищевых цепях.

7. В чем состоит отличие понятий «первичный» и «вторичный» загрязнитель? Покажите превращения таких загрязнителей, как CO2, SO2, NOx, фреоны в природной среде. К каким глобальным экологическим проблемам приводят эти загрязнители?

8. Чем обусловлена необходимость нормирования загрязнителей в окружающей природной среде? Какие стандарты качества окружающей среды введены в России? Какие экологические нормативы применяют для характеристики химических, физических и биологических загрязнений атмосферы, гидросферы и почвы?

9. Регламентация выбросов загрязнений в окружающую среду. Что понимают под нормативами воздействий?

10. Санитарно-гигиеническое нормирование. Дайте классификацию вредных веществ по степени их токсичности и опасности.

Литература: [1, 276-415, 2, 308-343].

Наши рекомендации