Тема 3.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПП и ПОД
Правовое регулирование осуществляется на базе совокупности нормативно - правовых актов:
- законы РБ, указы и декреты Президента,
- постановления и распоряжения Правительства,
- нормативные акты Министерств и ведомств,
- международные правовые акты.
Экологическое законодательство определяет:
- права и обязанности организаций, учреждений, граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории РБ:
- гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни ОС;
- экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
- меры и условия наказания за нарушения экологического законодательства.
Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды составляют:
Ø Конституция Республики Беларусь — ст.34, 46, 55;
Ø Национальная Концепция устойчивого развития Республики Беларусь ;
Ø Законы Республики Беларусь:
"О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)" (1991);
"Об охране окружающей среды" (1992);
"О государственной экологической экспертизе" (1993);
"Об отходах производства и потребления" (1993)
«Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994);
«Об охране и использовании животного мира» (1996);
«Об охране атмосферного воздуха» (1997);
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000)
«Кодекс Республики Беларусь о недрах» (1997);
«Водный Кодекс» Республики Беларусь» (1998);
«Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999);
«Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000) и др.
Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства:
· административная (штрафы, предупреждения, запреты);
· дисциплинарная (выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п.);
· материальная (возмещение причиненного ущерба по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства);
· уголовная (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.п.).
Тема 3.4.Основы нормирования и стандартизации в в области охраны окружающей среды.
.Содержание и задачи экологического нормирования.
Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование.
Экологическое нормирование - процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду.
Цель нормирования качества окружающей природной среды:
- установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения;
- сохранение генетического фонда, обеспечивающего рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую; научно-техническую; медицинскую.
В основе технологической составляющей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.
К научно-технической можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.
Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы.
Закон «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на Минприроды и систему здравоохранения.
При нарушении требований нормативов качества ОС, выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Нормативы качества ОС.
Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три основные группы:
· Санитарно – гигиенические нормативы;
· Экологические нормативы;
· Вспомогательные.
Санитарно-гигиенические нормативы
К санитарно – гигиеническим нормативам относятся:
- ПДК вредных химических веществ;
- ПДК вредных химических воздействий;
- ПДК вредных биологических воздействий;
- ПДУ радиации;
- ПДУ химических веществ в продуктах;
- Нормативы санитарных защитных зон.
Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) – максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества).
ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений.
Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белых крысах, морских свинках и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3 – 4 месяцев. Затем анализируются изменения в их организме.
Санитарно – гигиенические нормативы устанавливаются с учетом экологической необходимости и экономических возможностей, не утрачивая при этом свою регламентирующую роль. Значит, величина ПДК должна быть такой, чтобы оптимально сочетались интересы дальнейшего развития народного хозяйства и сохранения окружающей среды.
Если то или иное вредное вещество Ci на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды.
ПРИНЦИП СУММАЦИИ
В воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле:
,
где С1, С2,..., Сn – фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде;
ПДК1, ПДК2, ..., ПДКn – соответствующие величины ПДК этих веществ.