Темы семинарских занятий
И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Курс «Концепции современного естествознания» предложен Госкомитетом РФ по ВО в 1995 г.
В области СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ прослушавший курс обязан знать:
■ об основных этапах развития естествознания;
■ об особенностях современного естествознания;
■ о ньютоновской и эволюционной парадигмах;
■ о концепции пространства и времени;
■ о принципах симметрии;
■ о законах сохранения;
■ о понятии состояния в естествознании;
■ о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
■ о динамических и статических закономерностях в естествознании;
■ о соотношении порядка и беспорядка в природе;
■ об упорядоченности строения физических объектов;
■ о переходах из неупорядоченного состояния в упорядоченное и наоборот;
■ о самоорганизации в живой и неживой природе;
■ об иерархии структурных элементов материи от микро- до мегамира;
■ о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов;
■ о специфике живого;
■ о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
■ об иерархичности, уровнях организации живых систем;
■ о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
■ о биологических основах психики, социального по
ведения и здоровья человека;
■ о взаимодействии организмов и среды, сообществах организмов, экосистемах;
■ о принципах охраны природы и рационального природопользования;
■ о месте человека в эволюции Земли;
■ о ноосфере и парадигме единой культуры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
лекц. | семин. | ||
Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития | |||
Естественнонаучная и гуманитарная культуры | |||
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы | |||
Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры | |||
Структура и ее роль в организации живых систем | |||
Неопределенность в мире. Принцип неопределен ности | |||
Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе | |||
Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности | |||
Принципы симметрии | |||
Динамические и статистические закономерности в природе | |||
Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ | |||
Особенности биологического уровня организации материи | |||
Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем |
1 | |||
Отражение как всеобщее свойство материи и его роль в организации развивающейся системы | |||
Пространство и время. Необратимость времени | |||
Самоорганизация в живой и неживой природе | |||
Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере | |||
Экология. Законы экологии | |||
Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция | |||
Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность | |||
ИТОГО |
Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития
1. Предмет естествознания. Основная терминология.
2. Основные закономерности развития естествознания.
3. Роль практики и относительная самостоятельность развития естествознания.
4. Основные этапы развития естествознания.
5. Панорама и тенденции развития естествознания.
Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории.
2. Критика и борьба мнений в науке.
3. Преемственность и интернациональный характер развития науки.
4. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.
5. Дифференциация и интеграция наук.
6. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».
7. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.
Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
1.Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.
2. Корпускулярная концепция описания природы.
3. Континуальная концепция строения материи.
4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов.
Тема 4. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры
1. Структурность и системная организация материи как важнейший ее атрибут.
2. Проявления структурной бесконечности материи.
3. Системная организация материи.
4. Структурные уровни различных сфер.
5. Структура живой природы.
6. Социальная действительность в структурном аспекте.
Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
1. Система и целое.
2. Различные типы систем.
3. Часть и элемент.
4. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.
5. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей.
6. Причины и факторы, обеспечивающие, по Ч. Дарвину, дифференциацию частей.
7. Алгоритм сборки частей в целое.