Правовая ответственность в горном законодательстве
1. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, – влечет к наложению административного штрафа.
2. Не выполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации влечет к наложению административного штрафа.
3. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений, – влечет к наложению административного штрафа.
1. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности, либо обязательными работами, исправительными работами.
2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения наказываются штрафом или обязательными работами.
3. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом либо лишением права занимать определенные должности, либо обязательными работами, либо исправительными работами.
18. Источники водного права
Под источниками водного права обычно понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие водные отношения.
По юридической силе акты водного законодательства распределяются следующим образом: Конституция РФ, ВК РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также акты органов местного самоуправления, содержащие нормы водного права.
Конституция РФ, как основной закон государства устанавливает основные положения российской правовой системы и закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и водного права.
Следующим после Конституции РФ звеном являются федеральные законы. Основной закон, регулирующий в настоящее время частноправовые водные отношения - это Водный кодекс РФ, который вступил в силу 1 января 2007 г. Он является сводным федеральным законом в области изучения, использования, управления, охраны и восстановления водных объектов и действует на всей территории РФ. ВК РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы водного права, которые не должны противоречить ему.