Необходимость изменения стратегии
Система «население—потребление» — важнейший фактор геоэкологического состояния мира и отдельных стран. Проблемы населения и потребления взаимно связаны, а основные факторы зачастую взаимозаменяемы. Например, одинаковая степень воздействия на экосферу может быть при многочисленном населении и невысоком потреблении, и наоборот, при небольшой численности населения, но высоком уровне потребления. Поэтому часто возникающие споры о том, что важнее контролировать: население или потребление — имеют единственный здравый ответ: оба фактора, отдавая приоритет более значимому для данной страны. В развивающихся странах главный приоритет должен быть отдан регулированию численности населения, в развитых - снижению потребления ресурсов экосферы. И все же численность населения остается первичной проблемой, вызывающей потребности общества (удовлетворенные или нет)^
Несомненно, что уровень потребления жителей развитых стран мог бы быть снижен без серьезного ущерба для качества их жизни, но это означало бы изменение системы жизненных ценностей людей. Уменьшить геоэкологическое влияние системы «население - потребление» посредством снижения уровня потребления жителями богатых стран без снижения качества их жизни - чрезвычайно сложная задача, и стратегия ее решения пока совершенно не ясна. Подобные перемены очень трудно достижимы и в любом случае требуют значительного времени (масштаба нескольких поколений) для сознательного изменения философии жизни, т.е. системы жизненных ценностей/По-видимому. успешное решение проблемы потребления в развитых странах требует другого уровня экологической этики и, следовательно, упорной и продолжительной работы по всестороннему воспитанию людей.
[Повысить уровень потребления в развивающихся странах до современного уровня богатых стран невозможно, так как ресурсов и возможностей Земли для этого оказывается недостаточнее Около полувека тому назад Махатму Ганди, лидера Индии, становящейся в то время независимой от Англии, спросили, хотел ли бы он, чтобы Индия достигла уровня жизни Англии. Он ответил: «Чтобы достичь процветания. Британия забрала себе половину ресурсов нашей планеты. Сколько же планет потребуется для Индии"? »|В то же время очевидно, что жители развивающихся стран объективно нуждаются в повышении среднего душевого уровня потребления (что близко к повышению среднего уровня жизни). Рост численности населения мира и сопутствующий ему опережающий количественный рост экономики (объемов промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и пр.) за последние 2-3 столетия, и в особенности за последние полвека, привели к серьезнейшим неблагоприятным нарушениям состояния экосферы. Возникает вопрос: возможно ли разрешение конфликта между дальнейшим ростом экономики, что необходимо для обеспечения растущего населения Земли (по крайней мере, на ближайшие полвека), и сохранением основных механизмов экосферы в пределах, которые обеспечивали бы ее гомеостазис. а если это возможно, то каким образом? Ясно, что абсолютно бесконфликтного решения с точки зрения и экономики, и экологии найти невозможно: необходимо искать компромиссные стратегии)
Вследствие крайней сложности и неопределенности задачи, в поисках компромиссных решений необходимо единство науки, экономики, этики и политики. Задача не под силу какой-либо одной стране и требует объединенных усилий всех наций.
Основной экономической стратегией человечества было и пока остается обеспечение роста экономики. При этом под ростом понимается увеличение объема производства, основанного на расширяющемся использовании систем и ресурсов экосферы. Очевидно, что рост экономики необходим для улучшения жизни населения развивающихся стран, но столь же очевидна избыточность потребления ресурсов экосферы развитыми странами.
Существует глубокое принципиальное различие между понятиями «рост» (growth) и «развитие» (development). Понятие «рост» означает увеличение размера системы вследствие внутреннего ее увеличения или ассимиляции нового вещества. Возрастающий валовой объем производимых металлов, машин, химических веществ, продуктов сельского хозяйства, перевозимых транспортом людей и грузов, выбрасываемых в окружающую среду отходов деятельности людей и пр. — это все показатели роста. Традиционная экономика полагает, что чем такие показатели больше, тем состояние экономики лучше. Лишь по мере того, как ресурсы экосферы становятся дефицитными, возникает осознание того, что валовой экономический рост будет неизбежно ограничен или сознательно, или стихийно. Пределы валового роста существуют, и с этой реальностью необходимо примириться.
Понятие «развитие» означает движение к лучшему, чем сейчас, состоянию системы. Развитие совсем не означает увеличения размеров системы, оно означает все более полную реализацию заложенных в системе возможностей. Развитие возможно и без количественного роста. Наша планета Земля развивалась по мере ее эволюции, но это не приводило к ее росту. Имея в виду существование пределов валового роста, человечество должно изменить свою главную стратегию, ставя своей целью качественное и устойчивое развитие, а не валовой рост. Изменение стратегии неизбежно, или же Земля в конечном итоге станет непригодной для жизни ее же населения. Понятие устойчивого развития возникло как попытка найти выход из глобального геоэкологического кризиса.
Совокупность данных об обеспеченности человечества земельными и водными ресурсами привела С.П.Горликова («концептуальные основы геоэкологии»1999) к поиску критериев для оценки территорий по пригодности к ведению хозяйства. В его понимании таких критериев может быть несколько:
1. Средняя высота континента над уровнем моря (одна из важнейших групп абиотических факторов – орографические факторы, определяемые высотой места)
По этому признаку
Европа и Австралия – 340 м
Южная Америка – 540 м
Северная Америка – 720 м
Африка – 750 м
Азия – 960 м
2. Соотношение площадей низменностей (более удобных для жизнедеятельности) и гор и плато (менее привлекательных для ведения хозяйства). Чем больше показатель тем удобнее территория. По этому соотношению лучше всего выглядит Западная Европа и Восточная Европа, где преобладают равнинные участки а горных совсем немного.
3. Степень распространения многолетней мерзлоты (криолитозона): в России до 2/3 территории относятся к таким площадям; в Северной Америке около 1/4. Хотя широтное распространение сходно.
4. Степень аридности (засушливости). По отношению к общей площади аридные участки занимают 83% в Австралии, 59% в Африке, 38% в Азии, 10% в Северной Америке, 8% в Южной Америке, 1% в Европе (Калмыкия и отдельные участки). Со степенью аридности напрямую связано состояние водных ресурсов континентов.