Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
1.Экология человека и медицина.
2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой.
3. Психоэмоциональная адаптация. Требования к внутренним ресурсам человека.
4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде.
5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.
6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. Уровни здоровья населения.
7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.
8. Мозг как орган сознания.
9. Неординарные способности и возможности человека.
10. Возникновение духовного мира человека как резуль
тат самоорганизации.
11 Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Единая картина мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — 400 с.
2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардия, 1990. — 551с.
3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 276 с.
4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. - Л.: ЛГУ, 1970, 195 с.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 33-149.
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. соб. соч. Т. 18.
7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. Т. 45. С. 31.
8. Философские проблемы современного естествознания / Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк. 1974. — 264 с.
9. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 240 с.
10. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 112 с.
11. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с.
12. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища школа, 1991. — 144 с.
13. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — 256 с.
14. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1980. — 132 с.
15. Мякишев Г.Л. Динамические и статистические закономерности в физике. — М.: Наука, 1973. — 272 с.
16. Куликова О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. — Минск.: Наука и техника, 1989. — 110 с.
17. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1974. — 29 с.
18. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1983. — 240 с.
19. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. — 278 с.
20. Гальперин С.В. Мое мировидение. — М.: Изд-во Моск. унта, 1992. - 208 с.
21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с.
440
22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. — М.: Политиздат, 1980. — 234 с.
23. Никитин Д.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. — М.: Высш. шк., 1986. — 415 с.
24. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с.
25. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Его философское и общенаучное значение. — М.: Наука, 1990. — 230 с.
26. Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественны наук. — Киев: — Наукова думка, 1977. — 168 с.
27. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — 220 с.
28. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.
29. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
30. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
31. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
32. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с.
33. Красимое В.А. Охрана природы, принципы, проблемы, приоритеты. — М., 1992.
34. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.
35. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991.
36. Бутусов К.П. Золотое сечение в Сблнечной системе / В сб. Астрометрия и небесная механика. — М., 1978. — 500 с.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
Основные этапы, история, панорама и тенденции
Развития
1. Предмет естествознания. Основная терминология.
2. Основные закономерности развития естествознания.
3. Роль практики в развития естествознания.
4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания.
5. Панорама и тенденции развития естествознания.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Сущность и предмет философских проблем естествознания.
2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания.
3. Социальные функции естествознания.
4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.
5. Принцип неисчерпаемости материи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.
3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13.
4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45.
5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974.
6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.
7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14.
8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий.
2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки.
3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.
4. Дифференциация и интеграция наук.
5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».
6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83.
2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с.
3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984.
4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.
5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980.
6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132.
7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.