Игра как форма организации
Система руководства игровой деятельностью в младшем дошкольном возрасте
O Первый этап – Диагностический.
Игра как деятельность.
Задачи.
1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоциональное отношение).
2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ей элементов: замысел, предмет, роль и т.д)
Методы.
· Наблюдение за игровой деятельностью.
· Беседа с ребенком.
Игра как форма организации жизни детей. .
Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.
Методы.
· Наблюдение за игровой деятельностью.
· Беседа с ребенком.
· Выделение места и времени в режиме дня
· Создание предметно-игровой среды.
Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.
O Второй этап – Подготовительный.
Игра как деятельность.
Задачи.
1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.
2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.
3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.
4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.
5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.
6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем мире
сюжеты различных произведений.
Методы и приемы
• Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.
· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).
· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.
· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?
· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)
· Игры-иммитации, игры-этюды.
· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.
· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.
· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.
Игра как средство.
Задачи.
1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.
2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).
3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).
4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.
Формы организации, методы и приемы
· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.
· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.
· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.
· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)
· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)
· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)
Игра как форма организации.
Задачи.
1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.
2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.
3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.
Методы и приемы.
• Беседа до игры с целью напоминания правил.
• Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.
• Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.
• Организация совместных дидактических и подвижных игр.
O Третий этап - обучение игре.
Задачи.
1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).
2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).
3. Учить ролевому взаимодействию.
4. Учить созданию игровых замыслов.
5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение черезперсонаж (говорить за куклу, зайку).
6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.
7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.
8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.
9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.
10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях
Формы, методы и приемы
• Совместная игра воспитателя и ребенка
• Режиссерская игра
• Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).
• Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры ( о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?
• Создание и обогащение игровой среды.
• Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.
• Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит.Наверное он испорчен. Что делать?»)
• Беседа после игры.
Игра как средство.
1. Развивать психические процессы.
2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).
3. Развивать творческие способности.
4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.
Методы приемы.
• Напоминание правил поведения перед игрой
• Пример воспитателя
• Пресечение действий, разрушающих игру других детей.
• Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .
• Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.
Игра как форма.
Задачи.
1. Учить самоорганизации детей в игре.
2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.
3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы
• Самостоятельная игра детей.
• Беседа перед игрой.
• Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.
• Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.
O Четвертый этап - самостоятельная деятельность.
Игра как деятельность.
Задачи.
1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.
2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)
3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.
4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.
Методы, приемы.
· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.
· Внесение новых игровых атрибутов
· Сохранение игровой среды для игры на следующий день
· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).
Игра как средство.
Задачи.
1. Развитие самостоятельности детей.
2. Развитие творческих способностей.
3. Воспитание гуманности.
Методы и приемы.
· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)
· Участие воспитателя в игре на правах партнера.
· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?
· Анализ конфликтных ситуаций
· Самооценка (демонстрирует воспитатель)
Игра как форма.
1. Способствовать самоорганизации детей в игре,
2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр..
Методы и приемы
· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)
· Договор с детьми накануне.
· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).
· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей
· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)
· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)
O Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.
Диагностика уровней освоения игровой деятельности
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.