Разрастание обучающих кружков
Он основал в Портленде Северо‑западный институт по проблемам Земли, организацию, которая исповедовала принципы умеренной жизни и необходимость заботы об окружающей среде путем создания групп по обсуждению этих вопросов в уже существующих учреждениях. Деловые связи Дика Роя позволили ему создать рабочие группы: «Добровольная умеренность», «Глубины экологии», «Как организовать стабильную жизнь» и «Развитие чувства места» во многих крупнейших компаниях Портленда. Он побуждал заинтересованных работников фирм собираться группами человек по десять во время обеденного перерыва и проводить конструктивные беседы, которые, как считал Дик, должны привести к действиям личного, общественного и политического характера.
По прошествии всего лишь семи лет Северо‑западный институт по проблемам Земли уже имеет за спиной удивительный список достижений:
· более шестисот курсов проведено в частных фирмах (включая таких гигантов, как «Найк» и «Хьюлет‑Паккард»), государственных организациях, школах и некоммерческих организациях на северо‑западе Соединенных Штатов;
· более семидесяти дискуссионных групп создано в церквях северо‑запада;
· организация курсов по оказанию помощи неимущим и филиалов Института по проблемам Земли в тридцати семи штата» помимо северо‑запада;
· привлечение 25000 людей к посещению курсов. Хотя Институт по проблемам Земли имеет теперь большой и постоянно увеличивающийся штат сотрудников, Дик и Джинни по‑прежнему работают (полный день) бесплатно. Институт ежегодно проводит для своих работников тренинги, которые всегда проходят весело, под музыку и доставляют участникам много удовольствия.
НАЙТИ ДРУГ ДРУГА
Применение всех обучающих программ, упомянутых в этой главе, начинается с аспирина и куриного бульона. Истина заключается в том, что переход к более простой жизни (исцеление от синдрома потреблятства) происходит легче, если у нас есть поддержка и сочувствие других людей.
В конце 1970‑х Дуэйн Элджин проводил для Стэнфордского научно‑исследовательского института изучение поведения людей, вставших на путь более умеренной и менее потребительской жизни. Он обнаружил, что эти люди «находились на нижних звеньях пищевой цепи», предпочитая вегетарианскую пищу мясной. Они носили простую удобную одежду, покупали автомобили небольшого размера, эффективно расходующие горючее, и были внимательны к своей «внутренней» жизни – живя осознанно и заботясь о последствиях своих действий.
Элджин опубликовал свои наблюдения в книге «Добровольная умеренность». Но он немного не рассчитал время. Книга вышла в 1981 году, как раз тогда, когда Рональд Рейган побуждал людей вернуться к неумеренному потреблению, а социологи обнаружили прослойку молодых богачей из элитных университетов. Теперь Элджин, джентльмен с седой бородой и блестящими глазами, является признанным лидером нового движения за добровольную умеренность. Элджин верит, что изобилие, которым ознаменовались последние несколько лет американской истории, а также «мощь средств массовой информации, которые с помощью рекламы стараются отвлечь нас от реального экологического кризиса и сфокусировать наше внимание на шампуне, создают все предпосылки для того, чтобы в любой момент разразилась катастрофа».
Однако он находит в нашем времени обнадеживающие приметы, которых не было в 1970‑е годы, когда делался акцент на умеренный образ жизни. Элджин указывает на стремительный расцвет движения обучающих кружков и на то бесчисленное количество способов, с помощью которых люди, ищущие избавления от синдрома потреблятства, могут контактировать друг с другом: множество новых журналов, некоторые из которых по‑настоящему проповедующие этот путь, а некоторые – просто поддерживающие; Сообщество сторонников умеренной жизни, предоставляющее полезные Интернет‑ресурсы; веб‑сайты десятков организаций, исповедующих умеренный образ жизни; листы рассылок и чаты; радиопередачи; новые книги, наполненные практическими советами и наставлениями. По словам Элджина, десять процентов населения хочет добиться перемен в своей жизни. «Долгое время эти люди считали себя одинокими, но теперь они начинают находить друг друга».
Он считает, что на перемены потребуется время жизни целого поколения, и опасается, что именно такое количество времени отделяет нас от экологической катастрофы. «Самые передовые представители людей, выбравших простую жизнь, – говорит Элджин, – были до этого довольно богатыми. Они знают вкус хорошей жизни и на своём опыте почувствовали, что этого недостаточно. Теперь они пытаются жить по‑другому». По этой причине, движение может показаться кому‑то элитарным. «Но это не так, – говорит Элджин, – просто, когда богатые люди начинают ограничивать себя в потреблении, это означает, что боль ше достанется тем, кто не имеет необходимого».
Элджин любит говорить о «законе прогрессивного упрощения» Арнолда Тойнби[28]. Элджин просит обратить внимание на то, что величайший британский историк, изучивший взлеты и падения двадцати двух различных цивилизаций, «обобщил все свои знания об их развитии, сформулировав закон: мерой развития цивилизации является ее способность перемещать энергетические затраты из области материального и область духа, эстетики, культуры и искусства».
Тысячи американцев по всей стране собираются в кружки и группы, чтобы содействовать этому перемещению.