Регулирование, вмешательство, компенсация
В последние годы наибольшую популярность приносят идеи об экономической теории права ответственности и о попытках регулирования подобных конфликтов на основе закона посредством введения режима ответственности за экологический ущерб. Подобные возможности существуют и в России в связи с принятием закона о страховании ответственности особо опасных производственных объектов за наносимый ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу третьим лицам.
Совершенствование законодательной базы по разрешению конфликтов возможно при соблюдении двух условий, при которых государство должно предоставлять компенсацию своего вмешательства в регулирование экологических экстерналии пострадавшей стороне. Таковыми являются правила ex-ante и ex-post Мисели / Сегерсона (табл. 16.11).
Таблица 16.11. Правила Мисели/Сегерсона (по Шельске/Сайдль)
Ex-ante правило | Ex-post правило | ||
социальная эффективность при изначальном использовании ресурсов | эффективность государственного вмешательства | ||
Да, прибыль от неэкологического ведения бизнеса ³ прибыли от любого альтернативного ведения | Нет, прибыль от не экологического ведения бизнеса < прибыли от любого альтернативного ведения | Да, экстерналии ³ ³ дополнительной выгоды загрязнителя | Нет, экстерналии < < дополнительной выгоды загрязнителя |
Компенсация | Нет компенсации | Нет компенсации | Компенсация |
Согласно правилу ex-ante (т.е. до осуществления), государство должно компенсировать последствия своего вмешательства в какой-либо бизнес, только если первоначально эта деятельность была «социально эффективной»: Под социально эффективным в данном случае понимается бизнес, который приносил ранее (в нашем случае – при меньшей озабоченности в обществе экологическими проблемами) прибыль, большую, чем при любом другом варианте реализации этого бизнеса, включая «экологически дружественный» вариант.
Правило ex-post («после осуществления») утверждает, что государство должно компенсировать последствия своего вмешательства, только если само это вмешательство неэффективно. Неэффективным является вмешательство, при котором фактические экстерналии от деятельности виновника загрязнения меньше потери дохода этого виновника, обусловленного переходом под воздействием государства на экологически чистое производство. Иными словами, компенсация необходима в случае, когда ущерб, наносимый эмитентом третьим лицам, оказался меньше тех убытков, которые он сам несет от потери дохода вследствие применения экологичных методов производства.
Таким образом, теоретические подходы, скажем Парето-критерий и правило Калдора-Хикса, далеко не всегда дают однозначные и оперативные (применяемые практически) ответы в отношении того, вызывают ли принимаемые меры изменения благосостояния и нужна ли при этом компенсация. Анализ реально примененных на практике режимов компенсации на базе трудов Коуза и Пигу помогает описанию и объяснению этих компенсационных мер. Однако как только дополнительно учитываются такие факторы, как система общественных ценностей и происходящие в ней изменения, представления о справедливости, сложившиеся в обществе, правовые нормы, а также высокие трансакционные издержки и т.п., однозначные оценки повышения (снижения) благосостояния становятся затруднительными. Центральными факторами, определяющими применение компенсационного режима, тогда становятся такие политические и нормативные факторы, как отношения между виновниками и жертвами, а также настойчивость в отстаивании интересов различных социальных групп, как и так называемое право обычая. Только так можно объяснить, почему вполне разумные правила Мисели/ Сегерсона оказались проигнорированы и компенсация все же была предоставлена.
В Швейцарии уже наблюдаются реальные положительные последствия применения этих компенсаций. Можно видеть сокращение эрозии почвы, восстановление биоразнообразия, что положительно оценивается населением и привлекает новых туристов.
Задание студентам:попытайтесь обосновать, какой из рассмотренных нами теоретических подходов (А. Пигу, Р. Коуза, Калдора-Хикса, правила Мисели / Сегерсона) наиболее предпочтительно было бы применить для анализа и разрешения данной ситуации. Какую позицию в данном конфликте, на ваш взгляд, должно занимать государство? Известны ли вам из собственного опыта аналогичные примеры и как осуществляется поиск компромисса?
Организация особо охраняемых природных территорий и опыт обоснования экологической инвестиции на базе условно-опросного метода (тема лекции: Экономическая оценка природных ресурсов)
Проблема оценки инвестиционных проектов, ориентированных преимущественно на природоохранные цели, вызывает большой интерес во многих странах. Основные сложности по обоснованию подобных проектов связаны с оценкой совокупного эффекта от их реализации, включая социальные и экологические составляющие этого эффекта. Для решения подобных проблем в эколого-экономической литературе разработан специальный метод, именуемый условно-опросным.
Ключевые понятия:анализ затрат-результатов, полная экономическая ценность, ценность от прямого использования, ценность от косвенного использования, ценность существования, ценность отложенной альтернативы, ценность наследования, условно-опросный метод, готовность платить за экологическое благо, готовность принимать компенсацию, правила ex-ante и ex-post.
Цель деловой игры:на опыте применения условно-опросного метода познакомиться с возможностью разрешения проблем формирования особо-охраняемых природных территорий и найти для этого источники финансирования.
Полная экономическая ценность, призванная отразить совокупное качество некоторого восстановленного природного объекта, включая изучаемую нами особо охраняемую природную территорию, состоит из ценности, связанной с использованием, и ценности, не связанной с использованием.
Ценность, связанную с использованием, можно разделить на:
· ценность от прямого использования природного объекта (в нашем случае она может быть измерена через совокупный доход от продажи входных билетов для посещения природного парка, а также доходов от предоставления посетителям сопутствующих услуг);
· ценность от косвенного использования (выражающуюся в улучшении здоровья и самочувствия посетителей природного парка и местного населения, в удовлетворении рекреационных, эстетических потребностей и т.п.).
Ценность, не связанная с использованием, подразделяется на: 1) ценность отложенной альтернативы (связанную с возможностью неоднократного посещения охраняемого природного объекта в будущем); 2) ценность наследования (готовность ныне живущих людей платить за возможность, предоставляемую будущим поколениям, пользоваться услугами и получать пользу от посещения природного объекта); 3) ценность существования (задаваемая самим фактом наличия данного природного объекта вне связи с потенциальной возможностью опрашиваемого лица пользоваться этим объектом).
Концепция полной экономической ценности, казалось бы, исчерпывает все компоненты совокупного эффекта, обусловленного наличием некоторого природного объекта, имеющего свойства общественного блага.
Данной концепцией не охватывается такая компонента, как первичная ценность исследуемого экологического блага, выражающаяся в его способности поддерживать экологический баланс в собственной экосистеме. Лишь частично отражается и так называемая вторичная ценность природного объекта, обусловленная его значением для поддержания в продуктивном состоянии других экосистем. Последнее обстоятельство имеет особое значение именно для лесных биогеоценозов, которые выполняют важнейшие природорегулирующие функции, включая водоохранные, климаторегулирующие и др. Тем не менее концепция полной экономической ценности очень важна для оценки результатов инвестиционных проектов и при обосновании целесообразности действий, ведущих к сохранению или изменению качества существующих природных благ. Она широко применяется на практике, особенно в западных странах. Действительные проблемы связаны с другим обстоятельством, а именно с тем, что в случае экологических благ реальные рынки (откуда и могут быть получены необходимые оценки) часто отсутствуют, что приводит к необходимости создания и анализа гипотетических рынков. И существует метод, позволяющий установить полную экономическую ценность природного блага с использованием гипотетических рынков. Это – хорошо известный специалистам условно-опросный метод.