Прогноз пенсионного обеспечения
В основу прогноза заложены параметры, предусматривающие увеличение размеров пенсий и создание основ для устойчивого развития пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Численность пенсионеров в прогнозе приводится с учетом среднего варианта демографического прогноза Госкомстата России.
Расходы на пенсионное обеспечение (без учета расходов на доставку пенсий и пособий) Минтрудом России определены с учетом имеющихся проектировок бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2002-2004 годы, а также прогноза увеличения среднемесячной заработной платы в стране и роста потребительских цен по следующим направлениям:
• сохранение действующего пенсионного законодательства, которое предусматривает увеличение пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы;
• реформирование пенсионной системы по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, который предусматривает увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен;
• проведение пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, который предусматривает отвлечение от выплаты пенсий от 2% до 6%(ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен.
Министерством труда и социального развития России были определены прогнозные соотношения (в среднем за год) среднего размера пенсии и среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума пенсионера при различных сценарных условиях экономического развития и вариантах реформирования пенсионной системы без изменения пенсионного законодательства.
При действующем законодательстве по пенсионному обеспечению в соответствии с прогнозом Министерства труда и социального развития России средний размер месячной пенсии к 2004 году увеличится до 1812—1848 рублей. Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума достигнет 116,2—120,7 %, среднего размера пенсии и средней заработной платы – 37%.
Социально-экономическое развитие по первому варианту сценарных условий представляется для пенсионеров более предпочтительным, поскольку покупательная способность средней пенсии больше, чем предусмотрено другими вариантами.
Таблица 2
Прогноз основных показателей в области пенсионного обеспечения на 2002-2004 годы
Показатели | 1999 г. отчет | 2000 г. отчет | 2001 г. оценка | 2002 г. прогноз | 2003 г. прогноз | 2004 г. прогноз | |||||||||||||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||||||||||||||||
Численность пенсионеров (млн чел.) | 38,4 | 38,5 | 38,3 | 38,65 | 38,65 | 38,52 | 38,52 | 38,57 | 38,57 | ||||||||||||
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. | |||||||||||||||||||||
Среднемесячная заработная плата, руб. | |||||||||||||||||||||
Без изменения пенсионного законодательства | |||||||||||||||||||||
Расходы на пенсионное обеспечение (млрд руб.) | |||||||||||||||||||||
Средний раз- мер месячной пенсии с учетом компенсации, руб. %к предыдущему году | 112,5 | 154,6 | 153,6 | 121,0 | 122,7 | 120,2 | 120,9 | 116,8 | 116,9 | ||||||||||||
Соотношение среднего размера пенсии и ПМП | 76,3 | 95,2 | 103,7 | 105,7 | 109,8 | 113,3 | 116,2 | 120,7 | |||||||||||||
Соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы | 29,5 | 30,7 | 36,8 | 36,9 | 36,5 | 37.2 | 36,9 | 37,3 | 36,8 | ||||||||||||
Пенсионное обеспечение, одобренное Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года | |||||||||||||||||||||
Расходы на пенсионное обеспечение (млрд руб.) | |||||||||||||||||||||
Средний размер месячной пенсии с учетом компенсации, руб в % к предыдущему году | 449 112,5 | 694 154,6 | 1066 153,6 | 1237 116,0 | 1246 116,9 | 1491 120,5 | 1517 121,7 | 1759 118,0 | 1786 117,7 | ||||||||||||
Соотношение среднего размера пенсии и ПМП | 76,3 | 95,2 | 99,4 | 100,6 | 105,6 | 108,7 | 112,8 | 116,7 | |||||||||||||
Продолжение табл. 2
Соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы | 29,5 | 30,7 | 36,8 | 35,3 | 34,8 | 35,8 | 35,4 | 36,2 | 35,6 | ||||||||
Пенсионное обеспечение, предложенное Национальному совету при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года | |||||||||||||||||
Расходы на пенсионное обеспечение (млрд руб.) | |||||||||||||||||
Средний размер месячной пенсии с учетом компенсации, руб в % к предыдущему году | 112,5 | 154,6 | 153,6 | 111,0 | 111,0 | 121,0 | 122,7 | 119,1 | 118,7 | ||||||||
Соотношение среднего размера пенсии и ПМП | 76,3 | 95,2 | 95,1 | 95,6 | 101,4 | 104,0 | 109,4 | 112,5 | |||||||||
Соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы | 29,5 | 30,7 | 36,8 | 33,8 | 33,0 | 34,3 | 33,9 | 35,1 | 34,3 | ||||||||
Так, при реформировании пенсионной системы по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, предусматривается увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен. По этому варианту средний размер месячной пенсии достигает в 2004 году 1759—1786 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 112,8 — 116,7 %, среднего размера пенсии и средней заработной платы 35,6 —36,2%.
При проведении пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, согласно которому предусмотрено отвлечение от выплаты пенсий от 2 % до 6 % ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен, средний размер месячной пенсии составит в 2004 голу 1706—1723 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 109,4 — 112,5%, среднего размера пенсии и средней заработной платы 34,3 — 35,1%.
Прогноз экономической безопасности (в части