Экологическая политика

В мировом сообществе существуют проблемы, касаю­щиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы на­зывают глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привле­кать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объ­единять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них — экологическая, демогра­фическая, природоресурсная, разоружение и нераспростра­нение ядерного оружия, борьба с терроризмом.

Сегодня на первый план вышла экологическая пробле­ма. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, де­мографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.

Впервые на мировом уровне об экологической пробле­ме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окру­жающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.

Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изме­нение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

Эти проблемы не только ухудшают и без того неблаго­получную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие пе­риоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние'30 лет за­грязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а произ­водство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Зем­лю — это может вызвать серьезные и непоправимые по­следствия.

При всем этом явном и быстром ухудшении экологи­ческих показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при кото­рой этот разрыв увеличивается еще больше.

Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развиваю­щиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления эколо­гической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогно­зам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28% (на сегодняш­ний день) до 40%.

В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Все­мирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.

В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней был а. принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд поло-

жений. Главными из них являются: права людей на здоро­вье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.

Современные экологические проблемы носят и поли­тический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия, Со­трудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных ве­ществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с нацио­нальными интересами той или иной страны.

Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и дру­гие, косвенные-меры. К первым относятся запреты, ограни­чения, установление определенных стандартов, обязанно­стей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.

Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспече­ния экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного зако­нодательства, обеспечение контроля за возведением эко­логически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.

Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уров­ни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).

В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны по­пытались устранить те недостатки, которые все же Сущест­вуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.

Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются коорди­нировать свои действия в природоохранной сфере.

Государственная политика, проводимая с определенны­ми целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В послед­ние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологи­ческих проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические из­держки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых от­дельными компаниями.

М. Портер считает, что экологическая политика не влия­ет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законо­дательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конку­рентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практи­ческой деятельностью фирм. На уровне государств экологи­чески ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается про­должительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вло­жений в охрану окружающей среды, но для всей страны та­кие преимущества более убедительны.

Развитые страны используют экологическое законода­тельство и экономические рычаги природоохранной по­литики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую про­дукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении ино­странных инвестиций, поощряют внедрения экологиче­ски чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми

по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в кон­курентной борьбе.

В некоторых отраслях экономики субъектами конку­рентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фир­мы рассматривают экологически ориентированное произ­водство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:

1) экономия сырья и энергии ведет к прямому сниже­нию издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и пере­работке отходов;

2) большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совер­шенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществ­ляющие капиталовложения в экологически чистые тех­нологии.

В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преиму­ществ над конкурентами. Эта тенденция распространяет­ся не только на отдельные фирмы, но и страны.

3. Стадии конкурентного развития стран

М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособ­ности национальной экономики в соответствии с четырь­мя движущими силами — это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособ­ности национальной экономики, что, как правило, соче­тается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конеч­ном счете упадок.

1. Стадия, движимая факторами производства. На этой стадии почти все обладающие конкурентоспособностью отрасли промышленности страны получают преиму­щества благодаря базисным факторам производства, в ос-

новном природных ресурсов и рабочей силы низкой ква­лификации. В «ромбе» выделяются лишь факторные усло­вия, остальные его составляющие развиты слабо, Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отрас­лях, которые требуют недорогостоящей и широкодоступ­ной технологии производства продукта.

Одно из главных отличий первых трех стадий конку­рентного развития — это способ, которым фирмы полу­чают технологию. На факторной стадии компании ее в ос­новном не сами создают, а получают от других стран. Это происходит посредством.имитации приобретаемого ино­странного капитального оборудования. Более совершен­ный дизайн продукта и технологии получают посредством пассивных инвестиций в заводы «под ключ» или непо­средственно от иностранных фирм, которые имеют в этой стране производство или соответствующие соглашения с местными производителями.

На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранных посредников. На этой стадии очень не­большое число национальных фирм имеет контакты с конеч­ными потребителями. Внутренний спрос на экспортируемые товары может быть небольшим или вовсе отсутствовать. Экономика на этой стадии чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос иотносительные цены. Она также уязвима к потере фак­торного преимущества перед другими странами. Хотя обладание в изобилии природными ресурсами может обес­печивать высокий национальный доход на душу населения в течение продолжительного периода времени, факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного роста производства.

Факторную стадию прошли почти все страны. На ней находятся практически все развивающиеся государства, а также страны с переходной экономикой. Некоторые процветающие страны с богатыми природными ресурса­ми (Канада и Австралия) тоже находятся на этой стадии. Немногие страны вообще идут дальше факторной стадии. В результате протекционистской защиты диапазон мест­ной промышленности может расшириться за счет импор-тозамещения, но конкурентного преимущества на миро­вом рынке это не даст.

2. Стадия, движимая инвестициями. Наэтой стадии на­циональное конкурентное преимущество базируется на желании и способности страны и ее фирм к активному инвестированию, фирмы инвестируют в строительство современных, эффективных и часто крупномасштабных предприятий, оснащенных лучшей доступной на глобаль­ных рынках технологией. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Спо­собность страны впитывать и улучшать иностранную технологию — необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.

Ожесточенная внутренняя конкуренция в конкуренто­способных отраслях заставляет-фирмынепрерывно инвес­тировать с тем, чтобы снижать издержки, улучшать качест­во продукции, вводить новые модели и модернизировать процессы. На современных заводах нанимают наиболее квалифицированных рабочих и растущий корпус техниче­ского персонала, все еще получающего относительно низ­кую зарплату. Национальные фирмы начинают устанавли­вать собственные каналы сбыта, а Также прямые контакты с потребителями и продавать продукцию под своей маркой. . Инвестиционный путь к конкурентному преимуществу возможен только в определенном классе отраслей: там, где велика экономия на масштабе, требуются большие ка­питаловложения, однако доля в издержках производства расходов на зарплату значительна; производится стандар­тизированная продукция, технология легко передаваема и имеются множественные источники получения техно­логии производства продукта.

Для инвестиционной стадии характерен быстрый рост занятости, зарплаты и факторных издержек. Начинается потеря конкурентных позиций в отраслях и сегментах, чувствительных к изменению цен. Экономика становится менее уязвимой по отношению к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют. Банкротство в некоторых отраслях и внезапная потеря преимущества в других всег­да будут иметь место. Это связано с неопределенностью при выборе подходящей иностранной технологии.

Адекватная роль государства на инвестиционной стадии отражает источники конкурентных преимуществ на этом этапе. Она может быть существенной в таких областях, как направление дефицитного капитала в определенные отрас­ли; поддержка фирм, деятельность которых связана с рис­ком; осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строитель­ства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранной технологии и воздействие на него, а также содействие экспорту.

Модель развития, движимого инвестициями, требует национального консенсуса, отдающего предпочтение ин­вестициям и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и распределению дохода. Такой консенсус был очевиден в Японии и Южной Корее. Эф­фективное формирование политики на этой стадии требует политического процесса, который бы позволял принимать непопулярные и трудные решения, а также обеспечивал долгосрочную перспективу. Политическое давление на пра­вительство во время проведения такой политики зачастую ведет к тому, что, несмотря на благие намерения, некото­рые важные составляющие инвестиционной модели не удается реализовать. Это ведет к неспособности преодолеть факторную стадию.

Инвестиционная стадия реализована достаточно дав­но, в том числе на основе перелива капитала между стра­нами или привлечения иностранной технологии и даже персонала. Среди факторов, содействовавших ее реализа­ции, следует упомянуть большую глобализацию рынков исходных материалов, технологии и капитала и более аг­рессивную национальную промышленную политику. Од­нако очень немногие страны выходят на эту стадию. В пос­левоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают признаки достижения этой стадии, но у них не хватает некоторых существенных ее элементов -— либо достаточно развитых факторов, конку­рентоспособных фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, либо присут­ствия действенной внутренней конкуренции и т. д.

Наши рекомендации